застройке города после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля
1714 г.). Для ускорения строительства новой столицы был издан указ от 9
октября 1714 года запрещавший возведение новых каменных зданий по всей
России, кроме Петербурга. Большую роль в застройке города сыграл также указ
от 24 октября 1714 года о доставке каждым приезжающим в Петербург
определенного количества камней. Застройка города шла главным образом по
берегам Невы и ее рукавов. Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства
расходились радиальные направления новых улиц, легших в основу будущей
трехлучевой системы планировки центральной части города. После 1709 года
началось строительство и на берегу Васильевского острова. Там были
построены дворец Меншикова (1710-1716 гг., архитектор Дж.М.Фонтана,
закончен архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера (1718-1734 гг., архитекторы
Г.И.Маттарнови, затем Г.Кьявери; завершил строительство здания, придав ему
дошедшие до нас формы, М.Г.Земцов), здание Двенадцати коллегий (1722-1742
гг., архитектор Д.Трезини) и ряд особняков. На Адмиралтейском острове был в
1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев и садовый мастер Ян Розен), в
котором в 1710-1714 годах возник каменный Летний дворец Петра I
(архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер и другие). В Петропавловской крепости на
смену деревянной церкви архитектором Д.Трезини при участии И.Устинова,
М.Г.Земцова и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский собор с
высоким шпилем на колокольне, сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым
и другими По плану это западноевропейская трехнефная базилика, совершенно
прямоугольная, без всяких обычных в стиле барокко закруглений. В 1710-х
годах по проекту Д.Трезини началось строительство ансамбля Александро-
Невской лавры, завершенного к 1790-м годах И.Е.Старовым. Архитектура
Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с
тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и
сдержанностью в применении декоративных элементов.
4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города
В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была
создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую было
возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В нее
вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей
своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне
реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, по
которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих
десятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная система
центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, в
соответствии с которой в 1738 году была проложена между уже существовавшими
проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. Основные
элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом,
были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.
Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных
ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного
убранства, имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытный
архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных
классических архитектурных форм и национального русского декоративного
искусства.
Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым
задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В
сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм
сочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование
классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе
развития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчий
В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил
Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е.Старов, создатель
Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры
(1778-1790). В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль
сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги: им построены главное
здание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовой
ул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787
гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и
другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу
Невского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 гг.). Наивысшего расцвета
градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIX
в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и
мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, были
завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города.
5. История некоторых архитектурных памятников города
Меншиковский дворец
Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15.
Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно
из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо
сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником
гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в
1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г.
Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и
флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор,
окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной
территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и
оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам
причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов
главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами,
резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками
окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть
дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми
фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на
протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов
архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен
симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь
в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были внесены в
1730-1740-х годах, вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного
шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обычной
двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением центрального
"ассамблейного" зала под церковь, изменена обработка центральной части
главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и
применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке
помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили
полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные.
Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами. Изменениям
подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского
времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в
нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также
живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем
кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил
типичное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких
приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное
помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными
барочными "коринтическими" капителями. Большой интерес для истории русской
архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые
перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и
достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный
облик; это определяет его историко-художественное значение.
Шереметевский дворец
Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так
называемый Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества
середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские
зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей
высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на
берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году
отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой
деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен
обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750-
1755 годах архитектор Чевакинский надстроил здание до двух этажей. Дворец
расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За дворцом и
его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до "Литейной
перспективы". Архитектор Аргунов построил в саду грот, павильон "Эрмитаж",
китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени. По
планировке и общему композиционному замыслу усадьба Шереметевых была близка
к другим дворцам-усадьбам, построенным на берегах Фонтанки в первой
половине XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др.
В гармоничности, равновесии и четкости членений, а также в плоскостной
декоративной обработке фасадов дворца, созданного Чевакинским, сказались
традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям художественных
вкусов середины XVIII столетия явилось богатое лепное убранство: лепные
головки, вкомпоно-ванные в фигурные окопные обрамления, сложные по рисунку
капители, украшенные львиными масками, и превосходно вылепленные
орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х -
начале 1760-х годов Аргуновым по собственным чертежам, но сохранилась.
Дворец внутри неоднократно переделывался, причем в разработке проектов
участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и А. Н.
Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была изменена архитектором
И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на набережной сооружена
эффектная чугунная ограда.
В соответствии с композиционными принципами, выработанными в русской
Страницы: 1, 2, 3