Рефераты. Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

застройке города после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля

1714 г.). Для ускорения строительства новой столицы был издан указ от 9

октября 1714 года запрещавший возведение новых каменных зданий по всей

России, кроме Петербурга. Большую роль в застройке города сыграл также указ

от 24 октября 1714 года о доставке каждым приезжающим в Петербург

определенного количества камней. Застройка города шла главным образом по

берегам Невы и ее рукавов. Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства

расходились радиальные направления новых улиц, легших в основу будущей

трехлучевой системы планировки центральной части города. После 1709 года

началось строительство и на берегу Васильевского острова. Там были

построены дворец Меншикова (1710-1716 гг., архитектор Дж.М.Фонтана,

закончен архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера (1718-1734 гг., архитекторы

Г.И.Маттарнови, затем Г.Кьявери; завершил строительство здания, придав ему

дошедшие до нас формы, М.Г.Земцов), здание Двенадцати коллегий (1722-1742

гг., архитектор Д.Трезини) и ряд особняков. На Адмиралтейском острове был в

1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев и садовый мастер Ян Розен), в

котором в 1710-1714 годах возник каменный Летний дворец Петра I

(архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер и другие). В Петропавловской крепости на

смену деревянной церкви архитектором Д.Трезини при участии И.Устинова,

М.Г.Земцова и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский собор с

высоким шпилем на колокольне, сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым

и другими По плану это западноевропейская трехнефная базилика, совершенно

прямоугольная, без всяких обычных в стиле барокко закруглений. В 1710-х

годах по проекту Д.Трезини началось строительство ансамбля Александро-

Невской лавры, завершенного к 1790-м годах И.Е.Старовым. Архитектура

Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с

тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и

сдержанностью в применении декоративных элементов.

4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города

В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была

создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую было

возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В нее

вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей

своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне

реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, по

которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих

десятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная система

центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, в

соответствии с которой в 1738 году была проложена между уже существовавшими

проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. Основные

элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом,

были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.

Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных

ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного

убранства, имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытный

архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных

классических архитектурных форм и национального русского декоративного

искусства.

Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым

задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В

сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм

сочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование

классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе

развития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчий

В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил

Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е.Старов, создатель

Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры

(1778-1790). В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль

сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги: им построены главное

здание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовой

ул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787

гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и

другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу

Невского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 гг.). Наивысшего расцвета

градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIX

в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и

мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, были

завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города.

5. История некоторых архитектурных памятников города

Меншиковский дворец

Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15.

Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно

из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо

сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником

гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в

1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г.

Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и

флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор,

окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной

территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и

оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам

причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов

главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами,

резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками

окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть

дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми

фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на

протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов

архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен

симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь

в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были внесены в

1730-1740-х годах, вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного

шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обычной

двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением центрального

"ассамблейного" зала под церковь, изменена обработка центральной части

главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и

применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке

помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили

полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные.

Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами. Изменениям

подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского

времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в

нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также

живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем

кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил

типичное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких

приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное

помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными

барочными "коринтическими" капителями. Большой интерес для истории русской

архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые

перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и

достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный

облик; это определяет его историко-художественное значение.

Шереметевский дворец

Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так

называемый Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества

середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские

зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей

высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на

берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году

отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой

деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен

обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750-

1755 годах архитектор Чевакинский надстроил здание до двух этажей. Дворец

расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За дворцом и

его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до "Литейной

перспективы". Архитектор Аргунов построил в саду грот, павильон "Эрмитаж",

китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени. По

планировке и общему композиционному замыслу усадьба Шереметевых была близка

к другим дворцам-усадьбам, построенным на берегах Фонтанки в первой

половине XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др.

В гармоничности, равновесии и четкости членений, а также в плоскостной

декоративной обработке фасадов дворца, созданного Чевакинским, сказались

традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям художественных

вкусов середины XVIII столетия явилось богатое лепное убранство: лепные

головки, вкомпоно-ванные в фигурные окопные обрамления, сложные по рисунку

капители, украшенные львиными масками, и превосходно вылепленные

орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х -

начале 1760-х годов Аргуновым по собственным чертежам, но сохранилась.

Дворец внутри неоднократно переделывался, причем в разработке проектов

участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и А. Н.

Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была изменена архитектором

И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на набережной сооружена

эффектная чугунная ограда.

В соответствии с композиционными принципами, выработанными в русской

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.