Рефераты. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Министерство образования РФ.

Медицинский лицей № 214

Предмет

История города

РЕФЕРАТ

Исаакиевский собор.

Санкт-Петербург

1999 год

На Невском проспекте в центре Санкт-Петербурга стоит уникальный монумент,

удивительное творение рук человеческих – Исаакиевский собор. Исаакиевский

собор — крупнейшее сооружение города. Впечатление величественности,

богатства и монументальности, создававшееся им, вполне отвечало назначению

главного собора столицы Российской империи XIX века. В отделке его

применены скульптура, живопись, полированный камень, позолота, мозаика,

витражи.

Общий проект скульптурного убранства собора был создан Монферраном.

Значительная роль отведена в нем рельефам — одному из наиболее

распространенных видов монументальной скульптуры в период классицизма.

В программе конкурса было указано, что в барельефах, размещенных на

фронтонах здания, должно быть не менее одиннадцати фигур и не более

тринадцати, что высота фигур должна составлять пять метров, а барельефы с

целью наилучшего восприятия с удаленных точек зрения надлежит исполнить в

трех плоскостях.

Для создания барельефов были приглашены И. П. Витали, Ф. Ж. Лемере, П. К.

Клодт, А. В. Логановский и другие. Для определения качества представленных

авторами работ была образована комиссия, состоявшая из профессоров Академии

художеств. Она давала заключение по каждой скульптуре перед отправкой ее в

литейную мастерскую.

[pic]

О. Монферран Исаакиевский собор. Литография с рисунка автора. 1845

На долю Витали выпало создание большей части скульптур, в том числе тех,

которым были отведены важные места на фасадах: двенадцать статуй

евангелистов и апостолов над фронтонами, группы коленопреклоненных ангелов

со светильниками на углах аттика, статуи ангелов над угловыми пилястрами,

три большие бронзовые двери, барельефы на двух колоссальных фронтонах —

«Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским» и «Поклонение волхвов».

В процессе грандиозной работы Витали должен был решить сложную задачу

согласования скульптуры с архитектурой собора.

Сюжет рельефа западного фронтона «Встреча императора Феодосия с Исаакием

Далматским» выражает идею союза монархии и православной церкви. В

построении рельефа подчеркнуто единство этих сил.

В центре композиции группа из трех фигур — римский император Феодосии,

его жена Флаксила и св. Исаакий, только что освобожденный из темницы.

Справа на первом плане два склоненных воина; один из них кладет к ногам

Исаакия дикторские знаки. На втором плане — Сатурин и Виктор, вельможи из

свиты императора, сделавшие богатое пожертвование в пользу православной

церкви. Лицам их приданы черты президента Академии художеств А. Н. Оленина

и князя П. В. Волконского. В левом углу помещено изображение Монферрана, в

руках его модель собора. Скульптура выполнена обобщенно. Ее контуры создают

лаконичный и вместе с тем выразительный силуэт.

Несколько иначе выполнен рельеф южного фронтона «Поклонение волхвов».

Композиция подчинена треугольным очертаниям фронтона, построена симметрично

по отношению к центру, занятому стройной фигурой Марии. Мерный ритм

движения фигуры волхвов, эффектно задрапированных в широкие одеяния,

придает сцене почти придворную торжественность.

Такое решение соответствует принципам классицизма. Однако некоторые

особенности этого рельефа говорят об иных исканиях. Скульптор стремился к

подробному изображению событий, к конкретизации обстановки. Композиция

построена так, что ряд деталей выступает за пределы карниза (одеяния

волхвов у ног Марии). При высоком рельефе самих фигур это усиливает

впечатление «реальности» изображенного. Действие как бы выходит за

плоскости фронтона в окружающее пространство. Скульптурная композиция

фронтона уже не принадлежит только зданию. Нарушена та мера условности,

которая свойственна искусству классицизма. С большим вниманием изображена

фактура материалов — драпировки, обувь, а также лица, волосы.

Барельеф восточного фронтона выполнен скульптором Лемером на сюжет

«Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Исаакий предлагает

императору прекратить гонение на православных христиан, предсказывая ему в

противном случае скорую гибель.

В центре композиции — император верхом на лошади в окружении воинов,

перед ним Исаакий. В решении этого рельефа известную трудность представляло

изображение конной фигуры среди группы людей. В этом случае важно, не

потеряв масштабности, согласовать ее пропорции с соседними фигурами и общей

конфигурацией фронтона.

Другое произведение Лемера - барельеф на северном фронтоне — построено

строго симметрично. Вся композиция разделена на две части, объединенные

фигурой Христа. Подчеркнув значение ее в общей композиции, скульптор

подробнее разработал эту фигуру по сравнению с другими и использовал прием

вынесения отдельных деталей из плоскости тимпана фронтона. Наиболее сильно

выступает в пространство фигура Христа, как бы стремящаяся ввысь.

Рельефы фронтонов несомненно принадлежат к лучшим произведениям

декоративной скульптуры 1840-х годов. Они обладают цельностью композиции,

сильной пластикой, монументальностью образов. Это сближает их с лучшими

образцами монументальной декоративной скульптуры своего времени. Но

произведениям Витали среди них свойственны большая конкретность и

разнообразие образов, работы, выполненные Лемером, более идеализированы.

Установка тяжелых рельефов представляла значительные трудности. Можно

было повредить карнизы. Чтобы избежать этого, барельефы заключили в мощную

железную арматуру, укрепленную в тимпане каждого фронтона с помощью

многочисленных У-образных железных отростков — крючков металлической

конструкции тимпана. Благодаря этой системе барельефы, весом восемьдесят

тонн каждый, свободно висят, а не упираются в карниз.

[pic]

Исаакиевский собор. Горельеф западного фронтона «Исаакий Далматский

благословляет императора Феодосия». Фотография. 1978.

На углах фронтонов расположены статуи апостолов и евангелистов. По своему

значению в общей архитектурной композиции собора статуи апостолов, как и

ангелов со светильниками, должны смягчать контраст между вертикалью купола

и нижней частью здания, создавая спокойный переход. Учитывая местоположение

скульптуры, Витали определил ее решение, придав контурам резкость, а

положению фигур статичность, что при несколько грубоватой отделке и

нарочитой неоконченности скульптур создавало впечатление большой

монументальности и силы.

Работу Витали над фигурами апостолов контролировали Монферран, Комиссия и

Синод. Архитектор указывал характер каждого из апостолов и необходимые

атрибуты.

[pic]

Император Феодосии. Фрагмент горельефа западного фронтона. Фотография.

1978.

По контракту скульптор был обязан «строго держаться религиозного

характера и следовать в манере Рафаэлю и Пуссену». Однако Витали пошел по

иному пути. Он придал облику апостолов хотя и народные, но несколько

идеализированные черты, что сближало эти произведения с монументально -

декоративными работами скульпторов Мартоса, Пименова и Демут-Малиновского.

Статуи предстояло расположить на большой высоте, и было очень важно

правильно поставить их. Это удалось вполне. Силуэты статуй отличаются

четкостью и строгостью линий. Атрибуты изображены так, что с любой точки

обозрения не сливаются с очертаниями фигур.

Фигуры апостолов снизу воспринимаются на фоне неба (расположены на высоте

тридцати метров), поэтому особенно тщательно продуманы их пропорции.

Отношение головы и общей высоты взято 1:6. Для того чтобы статуя при таких

пропорциях не потеряла монументальности, скульптор увеличил ширину плеч

(1:3), а вытянутые вперед кисти рук сделал более крупными. Свободные одежды

апостолов ложатся тяжелыми крупными складками, которые своими линиями

выявляют движение этих фигур. Разработке фактуры

[pic]

Исаакиевский собор. Южный фасад. Фотография. 1978.

материалов здесь уделено меньше внимания, чем в рельефах фронтонов. В общем

решении всех скульптур. Витали придерживался традиций русского классицизма.

Но' внимание к эффектам светотени, стремление к передаче характерности

некоторых лиц выделяет статуи апостолов среди работ других скульпторов

этого времени. Кроме того, фигуры апостолов обладают большой динамичностью.

Энергично жестикулируя, эти персонажи словно делают шаг вперед, наклоняя

головы и слегка поворачивая их как бы к зрителю, Эти черты говорят о

стремлении. Витали отойти от академических канонов, преодолеть идеализацию

в трактовке человеческих образов.

На вершинах фронтонов находятся скульптурные группы евангелистов —

авторов Евангелия. Эти группы отличаются от статичных классических статуй,

оформляющих фронтоны. Все четыре евангелиста изображены стоя. Рядом с ними

расположены сидящие фигуры ангела, быка, орла и льва, обозначающие страны

света и символизирующие распространение христианства. Динамичные, сложные

по движению, эти фантастические существа повернулись к евангелистам, как

будто внимают их речам. Таким образом, каждая группа представляет собою

небольшую сцену, своеобразный диалог между двумя действующими лицами: св.

Марком и львом — на западном фронтоне, св. Матвеем и ангелом — на южном,

св. Иоанном и орлом — на северном, св. Лукой и тельцом — на восточном.

Вместе со статуями апостолов, расположенными на нижних углах фронтонов, эти

группы образуют единое целое, пластически сильно и выразительно завершая

композицию портиков.

Группа ангелов со светильниками создает переход от основного объема

здания к верхней его части.

Учитывая высоту расположения группы, скульптор укрупнил все объемы, придав

им контрастность.

Ангелы на углах аттика расположены на фоне стены, поэтому Витали взял

соотношение головы к общей высоте статуй 1:9 и 1 : 10, что дало возможиость

при большой вытянутости фигур создать легкую и вместе с тем

монументальную композицию. В силу того, что статуи находятся над пилястрами

и являются как бы их продолжением,

их крылья лишь незначительно отходят от плоскости стены, а самые фигуры

сильно выступают из нее. Облик ангелов аттика близок к облику ангелов со

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.