Рефераты. Московский Ранний Классицизм

к старой традиции, и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.

Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди

(1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием

“стареющего и уходящего” барокко, однако в полной мере можно сказать что

Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся:

Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины

Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.)

,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине

(1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова .

А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе

элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.

В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие

российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового

времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы

Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил

Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой

слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его

назвали Сухаревой башней.

Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно

средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана

башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа

математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В

1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как “мешала движению”.

Почти в то же время в Москве и её окрестностях (в усадьбах Дубровицы и

Уборы) возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие

западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный

(? — 1727) построил по заказу А. Д. Меншикова церковь Архангела Гавриила у

Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой её композиции

служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.

В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию

Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной колокольни Троице-

Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве

(1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни Ухтомский предложил

дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и

достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не

предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть

более торжественно и была видна издали.

Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов

архитектуры русского барокко. История их строительства и многократных

перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для

той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских войск над

шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные

ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства

московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они

вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне.

Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.

Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки,

считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными

("красивыми”). Первоначально центральная, самая высокая часть завершалась

изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и пальмовой

ветвью. Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы, позднее

заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми, более низкими

проходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие императрицу, а

ещё выше — статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю,

Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены более

чем пятьюдесятью живописными изображениями.

К сожалению, в 1928 г. замечательное сооружение было разобрано по обычной

для тех времён причине — в связи с реконструкцией площади. Теперь на месте

Красных ворот стоит павильон метро, памятник уже совсем другой эпохи.

Для архитектуры середины 17в. главной движущей силой была культура

посадского населения. Московское барокко, как и барокко вообще, стало

культурой прежде всего аристократической. Типами зданий, где развёртывались

основные процессы стиле образования, стали дворец и храм.

Новый тип боярских каменных палат, в которых уже обозначились черты будущих

дворцов 18в., сказывался в последней четверти 17 столетия.

Голландия в конце XVII в. широко посредничала между русской и

западноевропейской художественной культурой. Тот же круг прообразов, что

повлиял на форму завершения Сухаревой башни, был отражен в декоративной

надстройке Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры и колокольни ярославской

церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Несомненно голландское происхождение

ступенчатого фигурного фронтона, расчлененного лопатками, которым в 1680-е

гг. О. Старцев украсил западный фасад трапезной Симонова монастыря в

Москве. Увражи с гравированными изображениями построек западноевропейских

городов (“чертежами полатными”) в это время были уже довольно многочисленны

в крупнейших книжных собраниях Москвы.

Важное место в развитии архитектуры конца XVII в. занимают здания

монастырских трапезных, образовавшие связующее звено между светской и

церковной архитектурой. Пространственная структура этих зданий была

однотипной. Над низким хозяйственным подклетом возвышался основной этаж. По

одну сторону его смещенных к западу сеней находились служебные помещения,

по другую - открывалась перспектива протяженного сводчатого зала,

связанного через тройную арку с церковью на восточной стороне.

Пространство, объединенное по продольной оси, определяло протяженность

асимметричного фасада, связанного мерным ритмом окон,

обрамленных колонками, несущими разорванный фронтон. На фасаде трапезной

Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями,

спускающимися от карниза по осям простенков. Самое грандиозное среди

подобных зданий - тра пезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) - имеет в

каждом простенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом; в

местах примыкания поперечных стен колонки сдвоены. Их ритму на аттике

вторят кокошники с раковинами (мотив, который повторен в завершении верхней

части церкви, поднимающемся над главным объемом как второй ярус).

Плоскость, подчиненная ритму ордера, его дисциплине, стала главным

архитектурным мотивом храмов с прямоугольным объемом.

Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, восходящего к

московской церкви в Никитниках, особенно ярко проявилось в постройках конца

ХVII - начала XVIII в., обычно именуемых “строгановскими” (их возводил

“своим коштом” богатейший солепромышленник и меценат Г.Д.Строганов, на

которого работала постоянная артель, связанная со столичными традициями

зодчества). Тройственное расчленение фасадов строгановской школы не только

традиционно, но и обдуманно связано с конструктивной системой, в которой

сомкнутый свод с крестообразно расположенными распалубками передает

нагрузку на простенки между широкими светлыми окнами. Архитектурный ордер

стал средством выражения структуры здания; вместе с тем он, как считает

исследователь строгановской школы 0. И. Брайцева, был ближе к

каноническому, чем на каких-либо других русских постройках того времени,

свидетельствуя о серьезном знакомстве с архитектурной теорией итальянского

Ренессанса .

Дисциплина архитектурного ордера, системы универсальной, стала подчинять

себе композицию храмов конца XVII в., ее ритмический строй. Началось

освобождение архитектурной формы от прямой и жесткой обусловленности

смысловым значением, характерной для средневекового зодчества. Вместе с

укреплением светских тенденций культуры возрастала роль эстетической

ценности формы, ее собственной организации. Тенденцию эту отразили и поиски

новых типов объемно-пространственной композиции храма, не связанных с

общепринятыми образцами и их символикой.

Новые ярусные структуры поражали своей симметричностью, завершенностью”

сочетавшей сложность и закономерность построения. Вместе с тем в этих

структурах растворялась традиционная для храма ориентированность. Кажется,

что зодчих увлекала геометрическая игра, определявшая внутреннюю логику

композиции вне зависимости от философско-теологической программы (на

соответствии которой твердо настаивал патриарх Никон).

В новых вариантах сохранялась связь с традиционным типом храма-башни, храма-

ориентира, центрирующего, собирающего вокруг себя пространство; в остальном

поиски выразительности развертывались свободно и разнообразно. Начало

поисков отмечено созданием композиций типа “восьмерик на четверике”,

повторяющих в камне структуру, распространенную в деревянном зодчестве.

4. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре

1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и

Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала

руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до

1796 года. Главными градоформирующими факторами считались водные и

сухопутные магистрали, сложившиеся административные и торговые площади,

четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе

геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и площадей

городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были

застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это

способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов

определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они

отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь

фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в

Петербурге этажнос ть поднималась до трех-четырех. В данный период

А.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки.

Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей,

превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775

оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую

структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и

Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой

застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В

1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты

классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект

“Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный

архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762

гг.) в Петропавловской крепости.

В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М.Фельтен и

К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая

данный период в хронологической последовательности возведения строений

следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все

больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть

основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди

(1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер

дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего.

Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой

композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной

растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно

выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз.

Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон

Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с

колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в

Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях.

Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга

и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание

расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную

композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец

в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу

основной корпус, дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и

дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи

дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми

каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.

Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местного

камня – светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьеры

расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал,

Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской

оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А.Ринальди выстроил

несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в

одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и

высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических

ордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка

фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных

образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных

зданий А.Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует

отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменская колонна (171-1778 гг.)

в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). Учреждение

Академии художеств в 1757 году обусловило новых архитекторов, как русских,

так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А.Ф.Кокоринов (1726-

1772 гг.) и приглашенный из Франции И.И.Шуваловым Ж.Б.Валлен-Деламонт

(1729-1800 гг.). К творениям указанных зодчих следует отнести дворец

Г.А.Демидова. Особенность дворца Демидова – чугунная наружная терраса и

чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец

с садом. Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской

набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость

стиля раннего классицизма. Сюда след ует отнести главный корпус

Педагогического института Герцена. Северный фасад Малого Эрмитажа;

Строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по

контуру целого квартала фундаментах. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт

создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру

парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому мог

служить не сохранившийся до наших дней дворец И.Г.Чернышева. В середине XIX

века на его месте у Синего моста был возведен архитектором

А.И.Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую

строительную деятельность архитектор Фельтон Ю.М. Его творчество

формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в

рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена

являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный

рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними

дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннему

классицизму. Самое совершенное произведение Ю.М.Фельтена – это ограда

Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана при

творческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали

тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь

изготовили Путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная

пропорциональность и гармония частей и целого. Поворот русской архитектуры

в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле

Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремля

на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1793 гг.). В

подмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1860 году возвел импозантный

павильон “Эрмитаж”.

Список литературы

1. Искусство Советского Союза: Сб. - Спб.: Аврора, 1982-688с.; ил.

1. Москва 850 лет: Северный Административный Округ. - М: АО “Московские

учебники и Картолитография”, 1997.-143 с.; ил.

1. Москва юбилейная: Альбом. - М: АО “Московские учебники и

Картолитография”, 1998.-269 с.; ил.

1. Аполлон: Терм. словарь под общ. ред. А. М. Кантор. - М: Эллис Лак, 1997.-

735с.; ил.

1. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. - М.: Моск. рабочий, 1978,

352с., Иконников А.В.

1. Москва: Диалог путеводителей, М.: Московский рабочий, 1986 г.,

Ю.Александров, 494с.; ил.

1. Москва: Краткий путеводитель, М.: Московский рабочий, 1987, С. Фролкин.

1. Москва :Энциклопедия,М.:Советская энциклопедия,1980г.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.