Рефераты. Памятник Екатерине II

покорение Западного Кавказа.

Перед началом работы по отливке статуй в бронзе, 14 июня 1872 года

гипсовые модели еще раз осмотрел царственный заказчик. На этот раз были

сделаны лишь мелкие замечания. Александр II обратил внимание на то, что

Микешин изобразил графа Безбородко с Георгиевской звездой, а этот орден,

дававшийся за боевые заслуги, вельможа получить не мог, не имея высокого

воинского звания. Чтобы избежать подобных огрехов, царь тут же велел

присутствовавшему при этом министру путей сообщения графу А.П. Бобринскому

(правнуку сына Екатерины II) дать точный список наград изображенных

вельмож. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины были

поставлены их графские и княжеские титулы.

С июня 1872 года по май 1873-го все бронзовые детали памятника были

отлиты на литейном заводе Кохуна, принадлежавшем торговой фирме «Никольс и

Плинке» Бронзы на памятник пошло 3100 пудов (почти 50 т) Высота скульптуры

Екатерины — 6 аршин (4,2 м), статуй на постаменте — от четырех до трех

аршин. Общая высота памятника, как и задумал Микешин, 7 саженей, то есть 15

метров К этому времени постамент был уже готов В целом на него пошло больше

600 гранитных блоков, вес которых после отделки и шлифовки составил 16,5

тысяч пудов (6 тысяч стесали при обработке). Одна из особенностей

массивного каменного сооружения состоит в том, что, во избежание коррозии,

блоки соединяли посредством гнезд и выступов, без пиронов, винтов и

железных полос Верхняя бронзовая часть памятника накрывает собой

куполообразное завершение постамента, сложенного из гранитных блоков.

Критики не оставляли своих нападок и после окончательного утверждения

проекта В фигуре Екатерины усматривалось «неопределенное выражение», а о

скульптурном постаменте журнал «Зодчий» в 1872 году выразился еще более

резко По мнению оставшегося безымянным критика, «сподвижники изображены в

различных пикантных и довольно каскадных позах, ни в одном изображении ..

не выдержан исторический характер. Из этого видно, что г Микешин в

настоящее время точно так же нуждается в хорошем исполнителе, как он

пользовался в начале своего нового поприща Во все это время он, по-

видимому, не старался изучать образцов монументальной скульптуры, а потому

с ним произошло то, что обыкновенно бывает в случаях такого рода Внезапный

случайный успех в художнике пробуждает в нем самомнение, уверенность в

своей непогрешимости, и тогда конец дальнейшему развитию».

В августе 1873 года подходила к концу шлифовка постамента, шла установка

бронзовых деталей памятника. Вокруг сквера был устроен тротуар из серого

гранита с асфальтовыми полосами между плитами. В сквере высаживали молодые

дубки и кусты жимолости. Газоны предполагались только травяные, без цветов

и кустарников, что обеспечивало хороший обзор памятника со всех сторон.

Устанавливалась «простая, но чрезвычайно изящная» ограда, кованые столбики

которой соединялись «толстой проволочной сетью с ромбовидными отверстиями».

Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. С 10 часов утра все

войска, назначенные к участию в церемонии, были на своих местах. Внутри

здания Публичной библиотеки и по периметру сквера был установлен почетный

караул. В половине 11-го государь начал объезд войск, выстроившихся на

Невском проспекте. Императрица Мария Александровна с дочерьми наблюдали за

церемонией из окон библиотеки. От Казанского собора к памятнику направился

крестный ход во главе с высшим духовенством. На специально устроенном в

ограде помосте, обитом красным сукном, был отслужен молебен, после чего

прогремел салют 360 выстрелами из всех орудий пешей и конной кавалерии.

Затем начался церемониальный марш. В честь праздника на Невском и Большой

Морской была устроена иллюминация газовыми светильниками и бенгальскими

огнями. «Монумент Екатерине II освещался посредством 4-х приборов в виде

труб, отражавших на поверхность памятника свет пламени особого горючего

состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался

слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в

полумраке».

«Коллежский асессор» М.О. Микешин получил в награду за памятник орден

Святой Анны 2-й степени, такой же орден получил подрядчик, производивший

отливку бронзовых скульптур. А.М. Опекушин был удостоен Владимира 4-й

степени, а М.А. Чижов — Станислава 3-й степени. Общая стоимость затрат на

памятник достигла 500 000 рублей, более чем вдвое превысив первоначально

намеченную по смете сумму в 241 740 рублей.

В целом работа Михаила Микешина над памятником Екатерине II заняла

двенадцать лет: ровно столько же трудился в России Этьен Морис Фальконе,

приглашенный Екатериной в 1766 году для создания памятника Петру I.

По тонкому замечанию знатока русской скульптуры барона Н.Н. Врангеля,

Микешин «всегда думал формой, грезил силуэтами и широкими очертаниями,

понимал прелесть массы. Он один среди всех своих современников не хотел

шаблона, смело и размашисто творил — сохранил всюду искру священного огня».

Силуэт памятника Екатерине II четко очерчен, но в нем нет сухой

геометричности, контуры смягчены динамичными разворотами фигур на

постаменте. Наиболее интересен памятник со стороны Невского проспекта,

откуда он эффектно вырисовывается на фоне ампирного портала

Александрийского театра. Хорош он и в боковом ракурсе, на фоне деревьев

Аничкова сада: благодаря диагональным складкам мантии, фигура царицы

кажется устремленной вперед. Интересен вид со стороны театра, когда мантия

императрицы, расшитая орлами, каскадом плавно струится вниз. Отовсюду

хочется подойти поближе, взглянуть на массивный картуш со словами

«Императрице Екатерине И-й в царствование Императора Александра П-го. 1873

г.». Это эпиграф к разворачивающемуся повествованию.

Над картушем аллегорический натюрморт: книга с надписью «Закон» окружена

лавровым венком, символом славы, венчающим атрибуты наук (свитки), искусств

(палитра и фанфара), военного и морского дела (клинок, якорные цепи),

земледелия (колосья). Суживающиеся покатые ступени, закругленные блоки

полированного гранитного подиума направляют взгляд к бронзовому постаменту,

окруженному фигурами сподвижников, и выше — к статуе императрицы. Она

облачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты

порфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатлено

выражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важное

смысловое значение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муаровая

лента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного — высшей

награды России. Скипетр — знак державной власти — царица держит легко и

уверенно. В левой ее руке — лавровый венок. Вновь и вновь остроконечные

лавровые ветви напоминают о славе екатерининского царствования. Гирлянды и

венки из лавра декорируют круглый постамент, разделенный на четыре части

орнаментированными волютами, обвивают медальон с вензелем Екатерины.

Венчающая памятник статуя фиксирует основную композиционную ось. Содержание

памятника раскрывается при его обходе, вглядывании в детали, равномерно

распределенные по всему периметру постамента.

Задача создания монументального портрета в виде отдельно стоящей фигуры в

полный рост чрезвычайно сложна. Резко выраженное движение, запечатленное в

бронзе, может придать скульптуре неуместно суетливый оттенок. Полная

статика привносит ощущение монотонности. Динамика создается разворотом

фигуры, точностью найденного жеста, игрой света и тени в складках одежды.

Особенно трудно решить тыльную сторону статуи, поэтому подобные памятники

обычно рассчитаны лишь на фронтальный обзор. О микешинской Екатерине этого

сказать нельзя. Фигура царицы живет, движется, сохраняя величавую осанку и

царственную гордость поступи. Тяжелые складки мантии, подбитой горностаем,

спадают на постамент, создавая зримый образ покрова, сени, под которой

находят убежище и обретают силы блистательные сподвижники Екатерины.

Григорий Потемкин

Прямо под вензелем, у ног императрицы, — изваяние ее ближайшего советника

и друга Григория Потемкина.

Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов,

военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, среди

наград и лент которого жалованный портрет Екатерины.

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739—1791)

впервые обратил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Конной

гвардии. Он был награжден, среди других активных участников переворота 1762

года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнями

крепостных душ (всего тогда было роздано 18 тысяч). Однако подлинное

увлечение Екатерины началось позднее. Это не было очередным капризом.

Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775

году в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякий

фаворит, Потемкин сразу был осыпан чинами и наградами, но проходили годы,

целых 16 лет, а светлейший не терял своего места у трона. Екатерина сделала

верный выбор. Потемкин отличался не только могучим телосложением и

неукротимым темпераментом, но был одним из выдающихся государственных умов

своего времени. Его организаторские способности особенно выявились в

освоении так называемой Новорос-сии — южных земель, вошедших в состав

империи в результате турецких войн. Среди заслуг Потемкина основание

Одессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота,

Во 2-й Турецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоинству оценил

полководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графа

Рымникского.

Григорий Потемкин с гордо откинутой головой, благосклонной улыбкой,

поигрывая фельдмаршальским жезлом, попирает ногой турецкую чалму с

полумесяцем. Его внимание поглощено беседой с Суворовым, непринужденно

опершимся коленом на выступ волюты.

Александр Васильевич Суворов

Светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов

(1730—1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновском

полку. Уже в Семилетней войне Суворов проявил отчаянную храбрость и светлый

ум. Его «наука побеждать» рождалась в боевых операциях, значение которых

далеко не общепризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирению

и разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака крестьянской войны

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.