и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и
Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,
без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на
древний римский храм .
3
В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным
мрамором
(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля
, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут
в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей
. Когда смотришь на неё .
из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон
Греческого зала ,
напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и
зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона
.
Колоннада Аполлона.
Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном
единстве
с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные
примеры .
Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла
1 .
Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна
. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и
торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными
изображениями
шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце
создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы ,
церковь и другие .
И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих
случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских
интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна ,
применивший
высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и
изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски
львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803
году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца
.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.
Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,
архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых
случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров ,
но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в
кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина ,
явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком
. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже
дворца .
Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и
соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной
кариатидами работы В. И.
Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские
фигуры
на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .
Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,
находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет
-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по
проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .
Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей ,
возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .
4
Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными
полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи
. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны
галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной
декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как
бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и
колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .
Фрагмент фасада
Библиотеки
Росси.
Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .
И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во
внешнем облике
и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет
большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с
дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом
тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер
развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении
участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,
использует черты парадных торжественных садов .
От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она
была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в
форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда
лип образовали Тройную
аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть
предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже
- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным
деревьям угасал . И липы , которых уже
не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко
раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно
хороши они ранней весной ,
одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом
боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные
коридоры с зелёными
сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву ,
ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен
лабиринт с затейливым рисунком
дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .
Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат
привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт ,
заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,
восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед
находится
Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .
Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит
из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального –
с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые
соединены с ним сквозными галереями .
Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди
растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка
в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо
переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли
. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .
И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы
расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .
5
У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега
заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо
из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18
столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру
женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится
павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона
Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая
перекрытие , напоминает классический портик .
Фронтоны его украшены барельефами работы
скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,
обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,
на противоположном - богиня мудрости Маневра .
Павильон находится на высокой террасе . От
дворца сюда ведёт центральная дорожка
Собственного сада . Несколько каменных
ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая
плитами светлого камня . Шестнадцать стройных
белых колонн стоят по сторонам её . А в центре
на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен
этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .
Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и
радостного .
Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон
Трёх граций .
они поддерживают установленную на колонне
вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение
женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.
Трискорни
из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный
вид .
Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу
стоит
обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по
рисунку Камерона .
Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором
Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней
гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были
установлены орудия . Оттуда часто слышался
бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья
Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость
напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада
дворца , на самом
краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая
колоннада .
Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её ,
обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в
живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в
1780- 1783 году архитектором Камероном ,
Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком
лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя
античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком
постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он
тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они
попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена
ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад ,
ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост ,
сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать
Парнас с чистыми водами
катального источника , где , по верованию древних греков , обитали
Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула
часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт
Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были
яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый
утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим
видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон
одобрил это ”.
6
Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую
живописность.
Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :
Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,
И сеть багренная во мраке лип сияет ;
Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,
Лучи бросаются злотыми полосами ,
Горят на белизне разрушенных столпов
И искрой огненной с кипящими волнами
По каплям прядают и гаснут на лету . . .
Парадный фасад
Дворца .
Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у
самой воды ,
среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон
отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных
объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки ,
прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня
с круглым бассейном и комнатой для отдыха .
Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув
холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё
течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших
районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт
долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые
берега – сравнительно пологий заросший кустами ,
деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где
он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или ,
наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .
Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются
красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод ,
образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся
пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает
естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В
результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега
, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим
вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской
северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню ,
сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных
возможностей.
Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой
половины 18 века
с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической
планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .
Долина Славянки
образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в
глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот
небольшой горбатый мост .
Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над
почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к
другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .
7
А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на
высокий берег.
Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки ,
дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм
дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ;
склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль
крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей
раскидистой кроной .
А вот они сбежались большими группами , и в
Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени
, какое богатство
игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными
листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые
стволы берёз .
Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается
на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают
пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по
небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.
Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже
пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем
гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали ,
непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .
Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы
один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .
Второй половины 18 века . Он создан по проекту
Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с
тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в
пейзаж .
Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его
от всего парка и
создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по
зелёному лугу,
ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из
доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн
поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .
Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют
замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными
медальонами . Цельность общего замысла ,
логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая
соразмерность частей
вот что является характерным для этой постройки . Павильон был
построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике
богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри
сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и
почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные
отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение
Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею
дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют
“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти
, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .
Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого
архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам
жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её
становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как
огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками ,
и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .
Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета
и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев
мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина
каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .
8
Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит
Камерон мемориальное
сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного
Страницы: 1, 2