Рефераты. Павловский парк

и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и

Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,

без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на

древний римский храм .

3

В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным

мрамором

(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля

, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут

в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей

. Когда смотришь на неё .

из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон

Греческого зала ,

напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и

зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона

.

Колоннада Аполлона.

Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном

единстве

с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные

примеры .

Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла

1 .

Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна

. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и

торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными

изображениями

шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце

создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы ,

церковь и другие .

И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих

случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских

интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна ,

применивший

высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и

изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски

львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803

году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца

.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.

Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,

архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых

случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров ,

но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в

кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина ,

явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком

. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже

дворца .

Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и

соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной

кариатидами работы В. И.

Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские

фигуры

на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .

Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,

находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет

-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по

проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .

Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей ,

возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .

4

Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными

полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи

. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны

галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной

декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как

бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и

колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .

Фрагмент фасада

Библиотеки

Росси.

Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .

И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во

внешнем облике

и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет

большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с

дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом

тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер

развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении

участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,

использует черты парадных торжественных садов .

От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она

была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в

форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда

лип образовали Тройную

аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть

предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже

- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным

деревьям угасал . И липы , которых уже

не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко

раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно

хороши они ранней весной ,

одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом

боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные

коридоры с зелёными

сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву ,

ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен

лабиринт с затейливым рисунком

дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .

Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат

привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт ,

заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,

восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед

находится

Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .

Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит

из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального –

с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые

соединены с ним сквозными галереями .

Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди

растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка

в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо

переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли

. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .

И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы

расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .

5

У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега

заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо

из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18

столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру

женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится

павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона

.

Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая

перекрытие , напоминает классический портик .

Фронтоны его украшены барельефами работы

скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,

обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,

на противоположном - богиня мудрости Маневра .

Павильон находится на высокой террасе . От

дворца сюда ведёт центральная дорожка

Собственного сада . Несколько каменных

ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая

плитами светлого камня . Шестнадцать стройных

белых колонн стоят по сторонам её . А в центре

на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен

этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .

Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и

радостного .

Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон

Трёх граций .

они поддерживают установленную на колонне

вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение

женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.

Трискорни

из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный

вид .

Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу

стоит

обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по

рисунку Камерона .

Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором

Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней

гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были

установлены орудия . Оттуда часто слышался

бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья

.

Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость

напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада

дворца , на самом

краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая

колоннада .

Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её ,

обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в

живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в

1780- 1783 году архитектором Камероном ,

Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком

лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя

античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком

постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он

тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они

попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена

ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад ,

ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост ,

сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать

Парнас с чистыми водами

катального источника , где , по верованию древних греков , обитали

Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула

часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт

Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были

яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый

утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим

видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон

одобрил это ”.

6

Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую

живописность.

Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :

Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,

И сеть багренная во мраке лип сияет ;

Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,

Лучи бросаются злотыми полосами ,

Горят на белизне разрушенных столпов

И искрой огненной с кипящими волнами

По каплям прядают и гаснут на лету . . .

Парадный фасад

Дворца .

Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у

самой воды ,

среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон

отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных

объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки ,

прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня

с круглым бассейном и комнатой для отдыха .

Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув

холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё

течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших

районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт

долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые

берега – сравнительно пологий заросший кустами ,

деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где

он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или ,

наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .

Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются

красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод ,

образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся

пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает

естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В

результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега

, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим

вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской

северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню ,

сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных

возможностей.

Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой

половины 18 века

с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической

планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .

Долина Славянки

образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в

глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот

небольшой горбатый мост .

Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над

почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к

другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .

7

А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на

высокий берег.

Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки ,

дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм

дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ;

склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль

крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей

раскидистой кроной .

А вот они сбежались большими группами , и в

Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени

, какое богатство

игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными

листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые

стволы берёз .

Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается

на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают

пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по

небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.

Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже

пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем

гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали ,

непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .

Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы

один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .

Второй половины 18 века . Он создан по проекту

Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с

тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в

пейзаж .

Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его

от всего парка и

создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по

зелёному лугу,

ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из

доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн

поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .

Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют

замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными

медальонами . Цельность общего замысла ,

логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая

соразмерность частей

вот что является характерным для этой постройки . Павильон был

построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике

богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри

сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и

почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные

отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение

Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею

дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют

“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти

, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .

Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого

архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам

жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её

становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как

огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками ,

и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .

Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета

и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев

мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина

каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .

8

Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит

Камерон мемориальное

сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.