Рефераты. Проектирование и расчет водопропускных труб

Проектирование и расчет водопропускных труб

СОДЕРЖАНИЕ стр.

Введение. 2

1. Исходные данные и краткая характеристика района проектирования. 3

1.1. Исходные данные. 3

1.2. Климат. 3

1.3. Гидро-геологические условия. 3

1.4. Рельеф. 3

2. Гидравлические расчеты отверстий водопропускных труб. 5

2.1. Определение площади водосборов. 5

2.2. Определение максимального расхода от ливневого стока. 5

2.3. Определение максимального расхода от снегового стока. 6

2.4. Определение пропускной способности трубы при безнапорном режиме. 7

2.5. Расчет отверстий труб с учетом аккумуляции воды у сооружения. 8

2.6. Определение высоты насыпи земполотна над трубой и длины трубы. 10

3. Проектирование поверхностного водоотвода на участке трассы а/д.

12

4. Расчет элементов виража и его конструктивные схемы. 13

Литература. 14

Введение.

Малые водоотводные сооружения устраиваются в местах пересечения

автомобильной дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает

вода от дождей или таяния снега. Количество водопропускных сооружений

зависит от климатических условий и рельефа, а стоимость их составляет 8-15%

от общей стоимости автомобильной дороги с усовершенствованным покрытием.

Поэтому правильный выбор типа и рациональное проектирование водопропускных

сооружений имеют большое значение для снижения стоимости строительства

автомобильной дороги.

Большую часть водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных

дорогах, составляют трубы. Водопропускные трубы — это искусственные

сооружения, предназначенные для пропуска под насыпями дорог небольших

постоянных или периодически действующих водотоков. Они не меняют условий

движения автомобилей, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях

плана и профиля дороги. Они практически не чувствительны к возрастанию

временной нагрузки и динамическим ударам, требуют меньшего расхода

материала на постройку и меньших затрат на содержание и ремонт, допускают

более высокие скорости течения воды в сооружении по сравнению с мостами, а

поэтому при разных размерах пропускная способность их выше. Для увеличения

водопропускной способности наряду с одноочковыми трубами применяются и

многоочковые. Трубы не стесняют проезжую часть и обочины, а также не

требуют изменения типа дорожного покрытия. Кроме того, трубы строятся

полностью сборными из железобетонных и бетонных элементов небольшой массы,

что позволяет пользоваться кранами малой грузоподъемности.

Труба состоит из средней части, входного и выходного оголовков. Средняя

часть трубы обычно разделена на звенья, установленные на фундамент,

объединяющий их в секции, или на грунтовую подушку. Между секциями

устраивают сквозные деформационные швы для предотвращения трещин или других

повреждений трубы от воздействия неравномерной осадки. Нижнюю часть

отверстия или дно трубы оформляют в виде лотка, которому придают продольный

уклон с учетом уклона лога на месте устройства трубы. Уклон трубы

обеспечивают путем ступенчатого расположения ее секций.

Трубы под насыпями можно классифицировать по следующим признакам:

V по характеру протекания воды;

V по форме поперечного сечения трубы;

V по конструкции входной части трубы;

V по материалу труб.

По характеру протекания воды различают трубы напорные, безнапорные и

полунапорные.

> в напорных трубах вода заполняет все сечение трубы.

> в трубах безнапорных поток на всем протяжении трубы имеет свободную

поверхность.

> в полунапорных трубах входное сечение трубы затоплено, а на

остальном протяжении поток имеет свободную поверхность.

По форме поперечного сечения трубы бывают круглые, овальные,

трапецеидальные, прямоугольные, треугольные.

По конструкции входной части различают трубы:

V с портальным оголовком;

V с раструбным оголовком;

V с воротниковым оголовком; при воротниковом оголовке трубы срезаны в

плоскости откоса насыпи, а потому их иногда называют трубами со

скошенными оголовками;

V с коридорным оголовком;

V с обтекаемым оголовком.

По материалу трубы бывают железобетонные, металлические, деревянные,

бетонные, каменные и др.

Исходные данные и краткая характеристика района проектирования.

1 Исходные данные.

1. Район проектирования — Воронежская область.

2. Интенсивность движения на двадцатилетнюю перспективу — по курсовому

проекту №1.

3. Топографическая карта — по курсовому проекту №1.

4. Продольный профиль — по курсовому проекту №1.

2 Климат.

Воронежская область расположена в III-ей дорожно-климатической зоне —

зоне со значительным увлажнением грунтов в отдельные периоды года. Для

района проложения автомобильной дороги характерен климат с не очень

холодной зимой и теплым летом, что видно из дорожно-климатического

графика (рис 1.1).

Лето теплое: среднесуточная температура наиболее жаркого месяца (июля)

составляет +20,4?С; зимы не холодные со среднесуточной температурой

наиболее холодного месяца (января) –9,2?С. Отрицательные температуры

воздуха бывают с ноября по март, а расчетная длительность периода

отрицательных температур Т=179 сут.

Абсолютный максимум температуры воздуха в году достигает +35?С, минимум

-32?С. Следовательно, амплитуда температуры составляет 67?С. Годовая

средняя суточная амплитуда температуры воздуха бывает в июне (13,2?С), а

максимальная в феврале (30,2?С).

За год выпадает 696 мм осадков; количество осадков в жидком и смешанном

виде 612 мм за год; суточный максимум 112 мм. Средняя за зиму высота

снежного покрова составляет 25 см, а число дней со снежным покровом до

142 сут (период 04.12 — 29.03).

Для рассматриваемого района зимой преобладают ветры северного и

западного направлений. Летом преобладают ветры южного и юго-восточного

направлений (рис 1.2). Средняя скорость ветра за январь равна 3,22 м/с.

Максимум из средних скоростей по румбам за январь — 6,8 м/с. Средняя

скорость ветра за июль равна 3,55 м/с. Максимум из средних скоростей по

румбам за июль — 4,4 м/с.

3 Гидро-геологические условия.

По характеру и степени увлажнения проектируемый район относится к 1-му типу

местности: поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на

увлажнение верхней толщи; почвы серые, лесные слабоподзолистые, в северной

части зоны — темно-серые лесные и черноземы оподзоленные и выщелоченные. В

районе дороги грунты представлены супесями.

4 Рельеф.

Вероятная полоса проложения дороги пересекает грядовые холмы рельефа

высотой менее 80 м (с перепадом высот 40 м) и речку без поймы и

заболачивания. Холмы без растительности и имеют устойчивые склоны. Это

позволяет оценить рельеф как равнинный слабопересеченный, то есть трудных

участков не имеет и потому для проектирования следует принимать основные

расчетные скорости.

Гидравлические расчеты отверстий водопропускных труб.

1 Определение площади водосборов.

Для определения расчетного расхода необходимо в процессе технических

изысканий выполнить необходимые топографо-геодезические работы и

обследования. Основными исходными данными являются план бассейна с

характеристикой его площади, длины главного лога, среднего уклона лога,

склонов. Кроме того необходимо установить характер поверхности бассейна:

растительность, почвенный покров.

Бассейном называется участок местности, с которого вода во время

выпадения дождей и снеготаяния стекает к проектируемому водопропускному

сооружению. Для определения площади бассейна необходимо установить

границы его на карте или на местности. Границей бассейна с одной стороны

всегда является сама дорога, а с другой стороны — водораздельная линия,

которая отделяет данный бассейн от соседних.

Бассейн малых водопропускных сооружений на автомобильных дорогах

снимают, как правило, по карте. При определении границ бассейна сначала

устанавливают ближайшие к водопропускному сооружению точки перегиба

местности на трассе (выпуклые переломы). Эти точки будут началом и концом

водораздельной линии. Другие точки водораздельной линии определяют

аналогично, при этом учитывают, что водораздел идет всегда

перпендикулярно горизонталям и от него вода должна стекать в

противоположные стороны.

При отсутствии необходимых карт или когда водосборы выражены неясно, а

также при площади бассейна не менее 0,25 км2 надлежит производить съемку

водосборов в натуре.

Если местность открытая пересеченная и линии водоразделов ясно

выражены, применяют съемку засечками. В этом случае на характерных точках

водораздельной линии устанавливают вехи таким образом, чтобы их можно

было видеть с двух или нескольких точек трассы. В этих точках

устанавливается инструмент, который ориентируют по направлению трассы

дороги. Последовательно визируя на выставленные вехи, замеряют углы между

направлением трассы, принимаемой за базис, и визирными лучами на веху. На

каждую веху должны быть сделаны взгляды не менее чем с двух точек трассы.

На плане, ориентируясь на направление трассы, проводят визирные линии.

Если из-за рельефа и растительности на поверхности бассейна нельзя

выполнить съемку указанным методом, применяют обход по водоразделам. При

этом расстояние между вехами определяют лентой или шагомером, а углы

поворота по румбам или азимутам, измеренными буссолью или гониометром.

Если водораздел плоский и неясно выражен на поверхности, бассейн

снимают ходами по тальвегам до водораздела. Измерив длины ходов и

определив их направления, составляют план бассейнов.

Площадь бассейна, очерченного по карте, определяется планиметром,

палеткой или разбивкой бассейна на простейшие геометрические фигуры.

В данном курсовом проекте площадь водосбора определялась по выданной

топографической карте (см. приложение) методом разбивки очерченного на

ней бассейна на квадраты со сторонами 100 м с последующим их

суммированием. Площадь водосборного бассейна, F = 1,64 км2.

Расчет максимальных расходов ведется по ливневому стоку и стоку талых

вод. За расчетный принимается больший из них.

2 Определение максимального расхода от ливневого стока.

Для определения максимального расхода ливневого стока (Qл) необходимы

следующие данные:

1. Ливневой район для заданной области, который определяется по рис. XV.2

[1]. Воронежской области соответствует 6 ливневый район;

2. Площадь водосборного бассейна, принимается по карте, F, км2, F = 1,64

км2;

3. Длина главного лога, определяется по карте, L, м, L = 1820 м;

4. Средний уклон лога, i, ‰, i = (57,92-51,16)/1820 = 4 ‰;

5. Уклон лога у сооружения, iсоор, ‰, iсоор = (52,10-51,16)/320 = 3 ‰;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.