Рефераты. Русское зодчество

расцвета народного деревянного зодчества уже миновала. Новая колокольня

была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мере

создавалась по ее подобию. Архитектура нынешней колокольни далека от

традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы

приближенно воспроизводит формы старой шатровой колокольни и восполняет

традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.

Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой

оградой. Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменный

фундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новая

ограда, сложенная из валунов. А ныне существующая сделана в середине

пятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Рижского

погоста.

Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом уцелевшая в одном из

отдаленных уголков Онежского края-на Водлозерском Ильинском погосте.

Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всего

Рижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе

церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную

архитектурно-пространственную композицию. И, может быть, самое удивительное

в этой композиции то, что она создавалась разновременно, не по воле одного

зодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет!

Три часовни и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами

музея, построены намного раньше гражданских зданий, собранных в Кижах.

[pic]

Лазаревская церковь перевезена сюда из Муромского монастыря, построенного

новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце XIV

столетия. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной

миниатюрой.

В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь была

заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный

придел. В Рижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан.

[pic]

К приемам, свойственным раннему деревянному зодчеству, можно отнести,

например, способ рубки углов в простую "чашу" без "потайного зуба" и без

поперечного выступа, препятствующего продольному сдвигу бревен в стенах,

при котором продольный паз выбирается не в верхнем, а в нижнем бревне;

отсутствие потолков в алтаре; свободно, непринужденно нарисованные

очертания угловых столиков и т. д.

Если конструктивные приемы, примененные при строительстве Лазаревской

церкви, кажутся несколько примитивными, то этого никак нельзя сказать о ее

художественной выразительности. Зодчий в полной мере владел искусством

создавать красивое простыми средствами.

Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен сделали эту

небольшую постройку монументальной, а выразительные концы кровельного теса

и лемеха наделили изяществом.

Для северных деревень характерна и другая разновидность культовых зданий-

часовни. В отличие от церквей в них нет алтаря, да и размеры обычно

невелики.

[pic]

Впрочем, некоторые памятники являли собой довольно крупные сооружения.

Пример тому-часовня из деревни Кавгора. Ее стройная шатровая звонница,

устремленная ввысь, безраздельно господствовала во всей архитектурно-

пространственной среде поселения и служила его композиционным центром. Как

и многие другие часовни бывшего Олонецкого края, она датируется XVII- XVIII

веками, отражающими два этапа ее строительства и две стадии формирования ее

архитектурного образа.

[pic]

Часовни из деревень Лелик-озеро и Вигово, перевезенные в Кижи, и те, что

сохранились вблизи музея на своих исконных местах-в деревнях Корба,

Воробьи, Подъельники, Волкостров, Васильеве, Усть-Яндома, однотипны. И тем

не менее они совершенно непохожие и каждая интересна по-своему. Своеобразие

их облика отвечало неповторимости окружения природного архитектурного. Так,

в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была поставлена чуть

поодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте. Например, в деревне

Васильеве на самом Кижском острове.

[pic]

В другой деревеньке часовня стоит совсем рядом с густой и темной еловой

рощей и так, что ее стройный шатер издали не отличить от елки. Так "вросла"

в пейзаж часовня в деревне Корба, до которой километра четыре от Кижей.

Столь же неповторимо срослись с родной землей часовни в деревне Воробьи на

Большом Клименецком острове и в Усть-Яндоме.

При всей однотипности кижских часовен диапазон их архитектурно-

композиционных различий широк. В одной из них западный придел подобен

небольшому тамбуру, как в Подъельниках, в другой, напротив, он развит до

масштаба трапезной, намного превышающей площадь самой часовни, как сделано

в Васильеве. В этой часовне колокольня имеет второстепенный характер, а в

Кавгоре или в Усть-Яндоме она перерастает в основную архитектурную форму

здания, подчиняя себе всю его композицию и определяя его художественный

образ.

В одной часовне потолок простой гладкий тесовый, а в другой- пирамидальный,

подобный "небу" Преображенской церкви.

Не менее отчетливо выступают различия и во многих других частях и деталях,

наружных и внутренних. Именно они и придают каждой из часовен особую

ценность.

Неподалеку от Кижей, километрах в пяти от острова, в деревне Еглово, до

недавнего времени стояла, но разрушилась небольшая часовенка. Она во многом

напоминала часовню из деревни Вигово, поставленную на высоком каменистом

кряже в северной части музея-острова.

[pic]

Схожа структура построения этих двух памятников. Все их помещения

объединены общей двухскатной крышей и имеют одинаковую ширину; все они

поставлены на подклет, хотя и невысокий, но тем не менее делающий каждую из

двух часовен сооружением значительным. Одинаково расположены и крыльца:

асимметрично относительно продольной оси с южной стороны сеней. Разница

лишь в том, что ступени входа в Виговскую часовню расположены не как в

Еглове-прямо по фронту крыльца, с южной стороны, а сбоку, с восточной

стороны.

Первоначально часовня в Еглове представляла собой простенькую невысокую

постройку "клецкого" типа с кровлей по потокам и курицам. Но позже,

очевидно, в конце XVIII или в начале XIX века, к ней была пристроена

шатровая колокольня с сенями и крыльцом, причем ширина и высота новых сеней

оставались такими же, как у часовни, и обе они вместе-старая и новая части-

получили общую двухскатную кровлю. В результате этой перестройки вся

часовня в целом получила новую композицию, ядром и центром которой стал

шатер.

Графическая реконструкция часовни в Еглове выполнена с ориентацией на ее

оптимальный облик, исторически сложившийся в традиционных формах народного

зодчества, то есть на тот более поздний облик памятника, который он

приобрел в результате обогащения его композиции шатровой звонницей. При

этом восстановлены и относительно поздние элементы памятника, которые мы

классифицируем как нейтральные. Самым сложным вопросом был вопрос о кровле.

Дело в том, что подкровельная конструкция этой часовни, сохранившаяся в

подлинном виде, несет в себе как бы два разных источника информации о типе

кровли. На старой часовне есть следы и остатки куриц, а на новой-нет ни

того, ни другого. Как же поступать в таких случаях? На какой тип кровли

надо ориентироваться при ее реставрации?

Попытка восстановить кровлю, общую для старой и новой части памятника, была

бы ошибочной. Такой кровли здесь никогда не было, да и быть не могло хотя

бы потому, что постановка нового крыльца, его размеры и формы исключают

саму возможность устройства здесь потока. А общая двухскатная кровля

никогда не совмещает в себе одновременно два типа конструкции-по потокам и

курицам и обычную. Таким образом, вывод напрашивается сам собой-

реставрировать следует обычную кровлю.

Часовня в Еглове имеет много общих черт со многими памятниками "Кижского

ожерелья", расположенными в окрестностях Кижей по берегам Онежского озера.

Они еще раз убеждают в многообразии композиционных приемов, используемых

местными мастерами при строительстве однотипных памятников, в их глубокой

приверженности древним строительным традициям. Стилевое единство построек

формирует огромный архитектурно-пространственный ансамбль, главенствующую

роль в котором занимает Кижский погост.

2. Обонежье

[pic]

Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его

многоглавие. Но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славна

Русская земля. Именно они стали ведущим типом народного деревянного

зодчества. Возникновение и распространение на Руси шатрового деревянного

зодчества прямо связано с практикой военнооборонительного строительства и

порожденными им архитектурными образами. Самый древний из них—образ

сторожевой башни-вежи. Ее суровый и неприступный вид как символ независимой

силы и спокойствия был наполнен глубоким патриотическим содержанием.

С шатровым зодчеством, этим замечательным явлением русской архитектурной

мысли, связаны и общественно-философские позиции русского народа. В лучших

памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской

народной архитектуры.

Вершина шатрового деревянного зодчества—Успенская церковь в Кондопоге. Нет

ей равных среди шатровых церквей. Удивительная и единственная в своем роде,

она вместе с тем—типичный образец деревянных храмов местного прионежского

типа, которым присущи две весьма характерные особенности— расширение

центрального столпа кверху и фронтонный пояс на восьмерике. Благодаря этому

расширению погашается при взгляде снизу перспективное су-жение восьмерика,

башня-шатер как бы увеличивается в размерах. Потому-то и кажется

Кондопожская церковь, когда подойдешь к ней, такой величественной, потому

так мощно взлетает она над головой, такой веет от нее строгой силой и

державной сановитостью, сосредоточившей в себе гордую непреклонность и

свободолюбие северян.

Не следует забывать, что когда строилась Кондопожская церковь (1774 г.),

северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влиянию

господствующей архитектуры—барокко и классицизму. Не следует забывать, что

село Кондопога являлось местом, где влияние архитектуры «Северной Пальмиры»

было особенно сильным. Ведь именно в Кондопоге грузили на суда гранит,

мрамор, готовые архитектурные детали, идущие на строительство Исаакиевского

и Казанского соборов. Зимнего и Мраморного дворцов и других сооружений. И

именно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми

привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые моти-вы

декоративной обработки церквей и крестьянских изб—барочные иконостасы и

фигурные наличники на окнах, трехарочные завершения балконов у светелок с

витыми колонками и точеными башенками и весь пышный резной декор, столь

характерный для деревянного зод-чества Прионежья XIX века.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.