Рефераты. Зонирование: микрорайоны и кварталы

транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями),

предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее значение и

связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые, ценные

сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и пр.

Помимо перечисленных элементов, в пригородной зоне располагаются также

поселки рабочих и (служащих, а при наличии колхозов – колхозные селения.

Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего удобствами

транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими

территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств,

топографией местности и составам земельных угодий. Поэтому пригородную зону

нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по заданному

радиусу.

Между городом и местами массового отдыха населения следует

предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к

местам отдыха, и их благоустройство (озеленение и освещение), а также

организацию быстроходного транспорта ,в направлении к местам

кратковременного отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания

максимальных пассажиропотоков. Для связи с местами массового отдыха

предусматривается беспересадочное сообщение путем создания так называемых

«вылетных линий» трамвая и метрополитена, а также использование новых видов

транспорта (например, монорельсовых дорог).

Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с

таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные здания и

сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами

благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города

надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям

технического оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории,

сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим

устройствам и т. д.

[pic]

Примерная схема размещения зон отдыха вокруг Москвы

Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение в

первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей,

устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений.

Этот способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в

градостроительном процессе.

В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет

следующие основные цели:

1) вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья

людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных

линий;

2) переотройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями,

путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного

типа, общественными зданиями и всеми видами благоустройства;

3) увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и

бульваров;

4) расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией

ненужных для движения тупиков и переулков;

5) реконструкцию общегородского центрас изоляцией его движения потоков

транспорта;

6) реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города

сортировочных и технических станций;

7) реставрацию памятников старины и архитектуры.

ПОНЯТИЕ О ЖИЛОМ РАЙОНЕ, МИКРОРАЙОНЕ И КВАРТАЛЕ

В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация

территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон

необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.

Анализ вариантов для выбора территорий под застройку должен охватывать

следующие основные вопросы:

1) сравнительную оценку природных и санитарно-гигиенических условий

намечаемых под застройку территорий;

2) достоинства и недостатки во взаимном размещении промышленных

предприятий и жилых зон;

3) условия организации удобных сообщений между жилыми зонами и основными

местами приложения труда с учетом необходимых затрат времени

трудящимися на трудовые поездки в различных вариантах размещения жилых

территорий;

4) условия обеспечения жилых зон водоснабжением, канализацией и

энергоснабжением;

5) сравнительную оценку территорий позатратам на их инженерную

подготовку;

6) удобства сообщения населенных жилых районов с местами массового

отдыха в городе и в пригородной зоне;

7) сравнительную оценку объемов и стоимость всех видов строительства по

укрупненным показателям;

8) выбор типов застройки жилой зоны для расселения и обслуживания

жителей. Детальный проект застройки, базирующийся на конкретном

титульном списке строительства и выявленном плане финансирования

этого строительства, рассчитывается на несколькоближайших лет.

Проект застройки, как проект любого сооружения, должен всегда состоять из

двух частей – графической и текстовой. Графическая часть выполняется на

топографическом плане местности и комплексно представляет принятые

архитектурно-планировочные и инженерные решения. Текстовая часть содержит

обоснования и пояснения принятых решений.

При застройке жилых зон предусматривается процесс перехода от

индивидуальной формы воспитания детей к общественной, перестройки хозяйства

из мелкого домашнего в крупное социалистическое путем широкого развития

общественного питания и системы бытового обслуживания, организации отдыха,

внедрения в быт физической культуры и спорта, широкого проведения

профилактических и лечебных мероприятий для населения.

В докладе о контрольных цифрах развития народного хозяйства на 1959–1965

гг. Н. С. Хрущев отметил: «Уже сейчас все более развиваются

коммунистические формы труда, организации производства и такие общественные

формы удовлетворения потребностей граждан, как общественное питание, школы-

интернаты, детские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощутимых и

зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться»[1].

В практике градостроительства СССР принята определенная система

организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые

районы, входящие в состав административных городских районов.

Жилые районы в свою очередь подразделяются на микрорайоны с населением

при многоэтажной застройке до 6 тыс. человек, включающие комплекс

учреждений повседневного пользования.

Жилые районы в больших городах обычно включают 4–6 микрорайонов.

Схема жилого района

1 – школы и детские учреждения; 2 – районные общественные учреждения;

3 – жилая территория и границы микрорайонов; 4 – сады

Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми группами

численность населения каждой группы следует принимать в 2 тыс. человек. В

этом случае микрорайоны становятся как бы промежуточной ступенью между

жилым районом и жилой группой. Тогда понятие «микрорайон» отсутствует.

Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в

зависимости от конкретных условий: величины города, объемов строительства,

этажности застройки и радиусов обслуживания населения.

Застройка жилых районов осуществляется в соответствии со строительным

зонированием, предусмотренным генеральным планом города. Практика

подтверждает, что комплексное рассмотрение застройки и инженерного

оборудования приводит к положительным решениям жилых районов: применяются

более экономичные методы прокладки подземных сетей, наиболее рациональные

приемы вертикальной планировки, создаются удобные сети транспортных и

пешеходных путей.

Планировка новых жилых районов должна проводиться с полным использованием

имеющегося рельефа, а также условий ориентации и инсоляции зданий. В

соответствии с местом можно применять строчную застройку, свободную

живописную расстановку зданий на склонах рельефа или периметральную

застройку, если этого требую климатические условия.

Организация жилых районов в соответствии с санитарно-гигиеническими

требованиями в основном сводится к определению:

1) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции,

радиации, наиболее экономичного использования земли;

2) способов расстановки зданий с учетом надлежащего вентиляционного

режима (проветривания) ;

3) рациональных форм и размеров озеленения;

4) санитарно-технического оборудования

зданий.

В жилых районах протекает 65% жизни городского населения: бытовые

процессы, воспитание детей, отдых, культурные развлечения и сон. Планировка

и застройка этих районов должна учитывать как современное, так и

перспективное развитие обслуживания населения всеми видами коммунальных

услуг.

Город с населением в 25–35 тыс. человек по существу представляет один

жилой район, включающий все учреждения, полностью обслуживающие потребности

населения. Город с населением в 100 тыс. человек может иметь примерно 2–3

жилых района. В этом случае общегородские учреждения дополняют систему

повседневного обслуживания жилых районов, так как учреждения периодического

обслуживания могут быть в основном размещены в центре города.

В центре жилого района должны быть размещены основные организации,

которые обслуживают прилегающие микрорайоны. На размещение центров большое

влияние оказывает система общественного транспорта, ко-торая объединяёт

различные учреждения, обслуживающие жилые районы. Таким образом, в

зависимости от величины города изменяется распределение учреждений

обслуживания. Единого способа для всех городов в размещении и объемах

учреждений, обслуживающих жилые районы, не существует. Практика показывает,

что учреждения районного__значения необходимо размещать в пределах

^пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не

должна превышать 15 мин, это значит, что радиус действия обслуживающих

учреждений следует принимать не более 800 м. Исходя из радиуса действия

учреждений районного значения можно определить и территориальную величину

жилого района.

На основе практики градостроительства и расчетов по обслуживанию

населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений

периодического пользования для обслуживания жилого района:

1) здание общественных организаций;

2) кинотеатр;

3) стадион с комплексом площадок, спортивный зал и бассейн, стрелковый

тир;

4) клуб или Дворец культуры;

5) Дом пионеров;

6) библиотека;

7) ресторан и кафе;

8) универсальный магазин;

9) почта-телеграф, АТС;

10) банковские учреждения;

11) поликлиника – аптека (филиал скорой помощи);

12) предприятия бытового обслуживания;

13) районный гараж (прокатная база);

14) больница, диспансер, родильный дом (в зависимости от численности

населения в районе);

15) продовольственные магазины;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.