Рефераты. Солнечная система

Солнечная система

Огюст Конт - основатель социологии

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной

социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г.

поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за

антисинорхизм и республиканские воззрения.

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона.

На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и

Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он

позаимствовал у Сен-Симона.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял

позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный»

определял в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность химерическому.

2. Полезное - противоположность бесполезному.

3. Достоверное - противоположность сомнительному.

4. Точное - противоположность смутному.

5. Положительное - противоположность отрицательному.

Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.

Основные труды О.Конта:

1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию

человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)

По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за

либеральную республику, но с присутствием государства в экономике.

Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым

республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам.

Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.

Контовская классификация наук

Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к

ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона,

было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу

наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к

простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая

из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее

направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы

и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому

(от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от

простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные

науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика,

химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук,

является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому

возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив,

непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже

других, так как опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле

слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни

своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия

является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук,

анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу

классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки

на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных

явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например,

биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт

выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия,

биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту,

отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других,

что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что

социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную

науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда

он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией.

Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а

необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным

исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным

феноменам.

Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в

отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение

социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем

самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и

человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую

позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

Социология в представлении Огюста Конта

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и

метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих

философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они

понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-

просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как

совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной

жизни.

Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в

состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность -

историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который

рассматривал общество с исторической точки зрения.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая

цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые

управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится

на мнениях.

Область социологических исследований открылась Контом очень широко.

Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции

других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен

исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его

целостности.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества,

всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с

всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и

структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только

современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают

влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно

- цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого,

целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к

общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных

элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые,

вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных

комбинаций одних и тех же элементов.

Социологические методы

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против

крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод

наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический

метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования

социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные

данные социологии.

Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования

социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в

социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения,

статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение

фундаментальных теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что

отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и

обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна

теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые

связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая

обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков,

распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория,

которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя

необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только

наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и

культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все

это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного

анализа.

Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент.

Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за

изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования

условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как

исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием

общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие

социальный организм, являются основные законы общественного организма,

поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,

Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это

сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов,

общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с

целью установления общих законов существования и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни

животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное

положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако,

иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться

влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает

последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.