Рефераты. Спуск и посадка космических аппаратов

Спуск и посадка космических аппаратов

РЕФЕРАТ

СПУСК И ПОСАДКА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ (КА)

НА ПЛАНЕТЫ БЕЗ АТМОСФЕРЫ

Изучение Солнечной системы с помощью космических аппаратов вносит

большой вклад в развитие естественных наук.

Большое внимание к Солнцу определяется вечно живущим в человеке желанием

понять, как устроен мир, в котором он жи-вет. Но если раньше человек мог

только наблюдать движение небесных тел и изучать на расстоянии

некоторые (зачастую малопонятные) их свойства, то сейчас научно-

техническая ре-волюция дала возможность достичь ряда небесных тел Солнеч-

ной Системы и провести наблюдения и даже активные экспери-менты с

близкого расстояния в их атмосферах и на поверхнос-тях. Эта возможность

детального изучения «на месте» изменя-ет саму методологию изучения

небесных тел, которая уже сей-час широко использует арсенал средств и

подходов, применяе-мых в комплексе наук о Земле. На стыке планетной

астрофизи-ки и геологии идет формирование новой ветви научного знания -

сравнительной планетологии. Параллельно на базе законов

электродинамики, атомной физики и физики плазмы идет форми-рование

другого подхода к изучению Солнечной системы - кос-мической физики. Все

это требует развития методов и средств космических исследований, т.е.

разработки, проектирования, изготовления и запуска космических аппаратов.

Главное требование, предъявляемое к КА,- это его на-

. 2 -

дежность. Основными задачами спускаемых и посадочных (ПА) аппаратов

являются торможение и сближение с поверхностью планеты, посадка,

работа на поверхности, иногда взлет с по-верхности для доставки

возвращаемого аппарата на землю. Для обеспечения надежного решения всех

этих задач при проекти-ровании СА и ПА необходимо учитывать условия в

окрестностях и на поверхности изучаемого тела: ускорение свободного па-

дения, наличие или отсутствие атмосферы, а также ее свойс-тва,

характеристики рельефа и материала поверхности и т.д. Все эти параметры

предъявляют определенные требования к конструкции спускаемого

аппарата.

Спуск является очень важным этапом космического полета, так как только

успешное его выполнение позволит решить пос-тавленные задачи. При

разработке СА и ПА принимаются две принципиально различные схемы спуска:

с использованием аэродинамического торможения (для планет, имеющих

атмосферу);

с использованием тормозного ракетного двигателя (для планет и других

небесных тел, не имеющих атмосферы).

Участок прохождения плотных слоев атмосферы является решающим, так как

именно здесь СА испытывают наиболее ин-тенсивные воздействия,

определяющие основные технические решения и основные требования к

выбору всей схемы полета.

Отметим наиболее трудоемкие и сложные задачи , решае-

. 3 -

мые при проектировании СА:

исследование проблем баллистического и планирующего спусков в

атмосфере;

исследование динамики и устойчивости движения при раз-личных режимах

полета с учетом нелинейности аэродинамичес-ких характеристик ;

разработка систем торможения с учетом задач научных измерений в

определенных слоях атмосферы, особенностей ком-поновки спускаемого

аппарата, его параметров движения и траектории.

Что касается спуска на планеты, лишенные атмосферы (классическим

примером здесь является Луна), то в этом слу-чае единственной

возможностью является использование тор-мозного двигателя, чаще всего

жидкостного (ЖРД). Эта осо-бенность порождает дополнительные (кроме

чисто баллистичес-ких) проблемы, связанные с управлением и

стабилизацией СА на так называемых активных участках - участках работы

ра-кетного двигателя.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих проблем. Корни проблемы

устойчивости СА на активном участке лежат в существовании обратной связи

между колебаниями топлива в баках, корпуса СА и колебаниями

исполнительных органов системы стабилизации.

Колебания свободной поверхности топлива, воздействуя

. 4 -

на корпус СА, вызывают его поворот относительно центра масс, что

воспринимается чувствительным элементом системы стабилизации, который, в

свою очередь, вырабатывает команд-ный сигнал для исполнительных органов.

Задача заключается в том, чтобы колебания замкнутой системы объект -

система стабилизации сделать устойчивыми (если нельзя их исключить

вовсе). Заметим, что острота этой проблемы зависит от совершенства

компоновочной схемы СА, а также от структуры и параметров автомата

стабилизации (АС).

Желательно, конечно, этот комплекс вопросов решить уже на стадии

эскизного проектирования СА. Трудность здесь, од-нако, в том, что на этом

этапе практически нет информации о системе стабилизации объекта, в

лучшем случае известна структура автомата стабилизации. Поэтому

проводить анализ устойчивости СА на данном этапе невозможно.

В то же время ясно, что полностью сформированный конс-

труктивный облик СА целиком (или, во всяком случае, в зна-

чительной мере) определяет его динамику - реакцию на возму-

щение в процессе посадки. Следовательно, задача теоретичес-

кого анализа заключается в выборе математического аппарата,

способного выявить эту зависимость на языке, понятном раз-

работчику. Такой аппарат существует, и он опирается на из-

вестные термины «управляемость», «наблюдаемость», «стабили-

зируемость», характеризующие именно свойства СА как объекта

. 5 -

управления в процессе регулирования.

Этот аппарат дает возможность детально изучить зависи-мость «качества»

конструктивно-компоновочной схемы СА от его проектных параметров и в

конечном счете дать необходи-мые рекомендации по доработке компоновки

объекта либо обос-новать направление дальнейших доработок.

Обычно для стабилизации СА кроме изменения компоновки объекта используют

также демпферы колебаний топлива, наст-ройку системы стабилизации и

изменение ее структуры.

Итак, применительно к рассматриваемой задаче на этапе эскизного

проектирования инженеру приходится решать целый комплекс задач по

качественному анализу проблемы устойчи-вости в условиях относительной

неопределенности в отношении целого ряда параметров. Поскольку

рекомендации разработчика должны быть вполне определенными,то

единственный выход - работать с математической моделью СА в режиме

диалога «ин-женер - ЭВМ».

Рассмотрим другой круг задач проектирования - моделиро-вание процессов

ударного взаимодействия посадочного аппара-та с поверхностью планеты.

Многие достижения отечественной и зарубежной космонав-

тики были связаны с применением посадочных аппаратов (ПА)

для непосредственного, контактного, исследования Луны и

планет Солнечной системы. Использование ПА потребовало раз-

. 6 -

работки новых теоретических и экспериментальных методов исследований,

так как этап посадки, характеризуемый значи-тельными (по сравнению с

другими этапами) действующими наг-рузками, аппаратурными перегрузками и

возможностью опроки-дывания аппарата,является критическим для всей

экспедиции. такие характеристики процесса посадки объясняются большой

энергией, накопленной ПА к моменту посадки, и совокупностью многих

неблагоприятных случайных действующих факторов: рельефом и физико-

механическими характеристиками места по-садки, начальными

характеристиками и ориентацией СА, упру-гостью его конструкции и др.

Очевидно, что в таких условиях полная оценка надежнос-ти всего этапа

посадки возможна лишь при глубоком и всесто-роннем аналитическом

исследовании характеристик ПА, завися-щем от наличия математических

моделей процесса и расчетных (или расчетно-экспериментальных) методов

организации расче-тов.

С точки зрения численного решения задача посадки, при

учете всех сторон процесса, характеризуется большим потреб-

ным машинным временем расчета для одной посадочной ситуа-

ции(до 10 с при быстродействии ЭВМ примерно 10 операций в 1

с), большим количеством возможных посадочных ситуаций, ог-

раничениями на шаг интегрирования уравнений движения СА

(резкое изменение величин действующих усилий может вызвать

. 7 -

вычислительную неустойчивость алгоритма). При параметричес-ком

исследовании характеристик СА, в ряде случаев проводи-мом

автоматизированно, возможно появление так называемых «окон

неустойчивости», где расчет динамики аппарата нецеле-сообразен и где

используется диалоговый режим работы ЭВМ для исключения из

рассмотрения ряда посадочных ситуаций.

При многих инженерных расчетах, ставящих целью выбор оптимального ПА, а

также при качественной оценке его харак-теристик, наиболее разумно

использовать упрощенные матема-тические модели процесса (например,

модель посадки на ров-ную абсолютно жесткую площадку). Потребное

машинное время при этом невелико (до десятка минут) и может быть

еще уменьшено за счет применения оптимальных методов и шагов

интегрирования уравнений движения ПА.

При проектировании ПА многократно возникает необходи-мость оценки

влияния незначительных конструктивных измене-ний на характеристики

процесса или оперативной обработки результатов испытаний в найденных

заранее расчетных случа-ях (критических ситуациях) посадки.

При проведении таких расчетных работ, доля которых в

общем объеме велика, наиболее выгодно использовать ПЭВМ,

обладающие такими (по сравнению с ЭВМ) преимуществами, как

доступность и оперативность. Применение ЭВМ в таких случаях

нерентабельно, так как в силу их большого быстродействия,

. 8 -

значительная часть дорогостоящего машинного времени расхо-дуется уже не

на расчет, а на подготовительные операции при вводе-выводе информации

или изменении начальных условий процесса. Применение ПЭВМ выгодно

также при отладке сложных программ контактной динамики, предназначенных

для серийных расчетов на больших ЭВМ. Время отладки таких программ, в

силу их объема и структуры, зачастую превышает время их на-писания, а

оперативная и постоянная отладка программ на ЭВМ в диалоговом режиме

работы нежелательна из-за большого вре-мени их компиляции и

неэкономичного режима работы ЭВМ.

Так как в настоящее время не происходит значительного усложнения

структуры моделей процесса посадки, то одновре-менное увеличение

быстродействия ПЭВМ вызывает широкое внедрение последних в расчетную

инженерную практику.

ТИПИЧНЫЕ СХЕМЫ СПУСКА.

Посадка космических аппаратов на поверхность безатмос-ферной планеты

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.