Рефераты. Акции: организационно-правовое регулирование

p align="left">После погашения клиентами депозитария отрицательных остатков по техническим субсчетам учета денежных обязательств депозитарий осуществляет погашение положительных остатков по техническим субсчетам учета денежных обязательств клиентов депозитария путем составления и предоставления соответствующих распоряжений расчетному банку. Одновременно после погашения клиентами депозитария отрицательных остатков по техническим субсчетам учета обязательств относительно ценных бумаг депозитарий осуществляет погашение положительных остатков по техническим субсчетам учета обязательств относительно ценных бумаг клиентов депозитария.

После выполнения одиночных расчетов и методов, предполагающих взаимозачет, клиенты депозитария получают соответствующие справки о состоянии счетов в ценных бумагах.

По соглашениям относительно ценных бумаг, заключенных на фондовых биржах и в торгово-информационных системах, депозитарий предоставляет таким организаторам торговли информацию относительно невыполнения и/или несвоевременного выполнения их членами и участниками расчетов по этим соглашениям. Порядок предоставления такой информации депозитарием организатору торговли определяются в соответствующем договоре, заключенном между ними.

Необходимо отметить, что уполномоченное лицо ГКЦБФР имеет право на принудительное проведение депозитарием расчетно-клиринговых операций. Данные действия осуществляются на основании соответствующего решения ГКЦБФР, утвержденного по представлению государственного представителя на фондовой бирже и/или в депозитарии.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» максимальный размер тарифов на услуги депозитария устанавливается ГКЦБФР по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

ХРАНИТЕЛИ

Хранителем ценных бумаг в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» при наличии соответствующего разрешения (лицензии. - Примеч. авт.) могут быть коммерческие банки и торговцы ценными бумагами (см. п. 4.1 главы 4 издания).

Депозитарная деятельность хранителя ценных бумаг как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг согласно п.п. 56 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании» подлежит лицензированию. Такая лицензия, выдаваемая ГКЦБФР, является основанием для осуществления профессиональной деятельности по хранению и обслуживанию обращения ценных бумаг на счетах в ценных бумагах и операций эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг.

Порядок и условия ее выдачи, а также требования к осуществлению такой деятельности определены Лицензионными условиями осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В уставном фонде хранителя часть другого хранителя или торговца ценными бумагами, инвестиционной компании, страховой компании и другого институционного инвестора не может превышать пяти процентов.

Хранители имеют право осуществлять по поручению собственника операции с депонированными ценными бумагами и осуществлять другую депозитарную деятельность, связанную с обращением ценных бумаг, за исключением клиринга и расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг. При этом в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» хранитель не имеет права пользоваться услугами другого хранителя для выполнения своих обязательств относительно хранения сертификатов и учета прав собственности на ценные бумаги своих депонентов.

Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:

Депонент - юридическое или физическое лицо, которое пользуется услугами хранителя на основании договора об открытии счета в ценных бумагах.

Основными функциями хранителя является хранение ценных бумаг (перечень операций и правила хранения ценных бумаг определены соответственно п. 3.2 и разделом 4 Положения о депозитарной деятельности), открытие и ведение счетов в ценных бумагах, а также обслуживание оборота ценных бумаг на данных счетах.

При этом хранитель ценных бумаг может совмещать свою деятельность с ведением реестров собственников именных ценных бумаг (регистраторской деятельностью), что требует переоформления лицензии. В таком случае в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» хранителю запрещается осуществлять любые операции с ценными бумагами, реестр собственников которых он ведет.

К сведению. Из п.п. 4.2 Положения о депозитарной деятельности:

Хранение ценных бумаг, которое не сопровождается их учетом на счетах в ценных бумагах, не относится к депозитарной деятельности.

Хранитель должен быть непосредственно клиентом хотя бы одного депозитария.

РЕГИСТРАТОРЫ

Регистратором собственников именных ценных бумаг в соответствии со ст. 12 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» может быть юридическое лицо, уставом которого предусмотрено осуществление регистраторской деятельности.

Что касается коммерческих банков, то в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» депозитарную деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг могут осуществлять лишь те из них, которые имеют разрешение (лицензию. - Примеч. авт.} на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг. Причем банк свою депозитарную деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг должен организовывать в составе организационно обособленных внутренних подразделений или дочерних структур.

Лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по ведению реестра собственников именных ценных бумаг может получить:

- юридическое лицо, для которого ведение реестра собственников именных ценных бумаг является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами деятельности кроме депозитарной (приобретающее в результате статус регистратора);

- эмитент относительно ведения собственного реестра собственников именных ценных бумаг. При этом условия выдачи лицензии эмитенту (см. п.п. 2.3 главы 2 издания) и регистратору, так же как и требования к условиям осуществления такой деятельности, закрепленные в Лицензионных условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, существенно отличаются.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг может осуществляться не только регистраторами и эмитентами, но и хранителями и депозитариями в случае получения соответствующего разрешения (переоформления лицензии. - Примеч. авт.). Деятельность депозитариев и хранителей по ведению реестра собственников именных ценных бумаг осуществляется в организационно и функционально обособленном подразделении.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» максимальный размер тарифов на услуги регистратора устанавливается ГКЦБФР по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины (см. табл. 1.1). Кроме того, с целью определения затрат регистратора решением ГКЦБФР одобрены Методические рекомендации по калькулированию себестоимости услуг регистраторов.

Таблица 1.1 Максимальный размер тарифов на услуги регистраторов

Документ

Вид операции

База для определения максимального размера тарифа

Максимальный размер тарифа

Решение ГКЦБФР № 121

Внесение в систему реестра изменений в связи с переходом прав собственности на именные ценные бумаги (кроме операций по продаже в процессе приватизации, первичного размещения)

Номинальная стоимость пакета ценных бумаг или стоимость пакета по соглашению, согласно которому осуществляется передача

0,5 % от суммы соглашения, но не менее 5 грн. и не более 10000 грн.

Внесение в систему реестра номинального держателя и между номинальными держателями

Номинальная стоимость пакета ценных бумаг

0,5 % от стоимости пакета акций, но не менее 1 грн. и не более 100 грн.

Примечание. В стоимость этих тарифов не включается стоимость бланков сертификатов, стоимость кассовых и других операций, осуществляемых регистраторами с сертификатами ценных бумаг, стоимость услуг сторонних организаций при передаче зарегистрированным лицам соответствующей информации и документов. Названные услуги могут предоставляться регистратором для своих зарегистрированных лиц бесплатно или по более низким тарифам. Услуги, предоставленные бесплатно или по указанным тарифам не могут определяться как предоставленные по цене, ниже обычной.

При прекращении действия договора на ведение реестра стоимость услуги регистратора на одно зарегистрированное лицо относительно подготовки и передачи (другому регистратору или эмитенту) бумажной копии реестра не должна превышать стоимости подготовки и передачи такой копии эмитенту на последнюю дату учета для подготовки общих собраний или начисления доходов по ценным бумагам.

При прекращении действия договора на ведение реестра отдельным эмитентом стоимость услуги регистратора в расчете на одно зарегистрированное лицо относительно подготовки и передачи (другому регистратору или эмитенту) бумажной и электронной копии системы реестра не должна превышать стоимости создания этим регистратором системы реестра вышеуказанного эмитента по результатам принятия реестра.

Продолжение таблицы 1.1 Максимальный размер тарифов на услуги регистраторов

Документ

Вид операции

База для определения максимального размера тарифа

Максимальный размер тарифа

Решение ГКЦБФР № 132

Услуги регистраторов относительно внесения изменений в реестр в связи с обездвиживанием ценных бумаг:

Открытие личного счета и/или внесение записей о движении ценных бумаг относительно счета номинального держателя (со счета собственника, со счета другого номинального держателя, на счет собственника, на счет другого номинального держателя) с оформлением и выдачей сертификата (свидетельства об обездвиживании ценных бумаг, временного свидетельства) с выдачей выписки о состоянии личного счета по результатам операции непосредственно у реестродержателя, с проведением всех других действий при осуществлении такой операции, в соответствии с требованиями Положения о ведении реестров (кроме почтовых расходов)

-

10 грн.

Требования, порядок и обязанности регистратора по ведению реестра собственников именных ценных бумаг, а также порядок доступа к информации реестра определены Положением о ведении реестров.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 12.4 данного Положения доступ государственных органов к системе реестра осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании письменного запроса, подписанного руководителем или лицом, которому данное право предоставлено действующим законодательством, и подтвержденного печатью этого органа. Ответственные должностные лица государственных органов имеют право на получение информации системы реестра в пределах их полномочий, определенных действующим законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.