СОДЕРЖАНИЕ
Ведение
1. Роль анализа кредитоспособности в системе минимизации кредитного риска
1.1 Понятие и критерии кредитоспособности клиентов
1.2 Современные методы оценки кредитоспособности заемщика
1.3 Кредитный риск и методы управления им
2. Методика анализа кредитоспособности юридических лиц в Сбербанке РФ
2.1 Краткая характеристика деятельности Сбербанка России
2.2 Организация кредитования в ОСБ 7125
2.3 Порядок оценки кредитоспособности потенциального заемщика в ОСБ 7125
3. Совершенствование деятельности коммерческих банков в области анализа кредитоспособности потенциальных заемщиков
3.1 Проблемы и пути повышения уровня управления кредитной деятельностью российских банков
3.2 Роль кредитных бюро в формировании информации о потенциальных заемщиках
3.3 Пути совершенствования процесса анализа кредитоспособности заемщиков в ОСБ 7125
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире кредит является активным и весьма важным эффективным «участником» экономических процессов и играет специфическую экономическую роль: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его, содействует экономии издержек обращения, в условиях экономического подъема выступает фактором роста, питает предприятия дополнительными ресурсами, регулирует объем совокупного денежного оборота, осуществляет перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, с его помощью создается новая стоимость.
Кредит выступает опорой современной экономики России, он позволяет организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции. Кредитование как фундаментальная составляющая деятельности банка является существенным источником инвестиций, содействует непрерывности и ускорению воспроизводственного процесса, укреплению экономического потенциала субъектов хозяйствования и способно занять основное место в объеме банковских операций, приносящих доход.
Кредитная деятельность - один из важнейших признаков банка и уровень организации кредитного процесса - едва ли не лучший показатель всей работы банка и качества его менеджмента. Все это говорит об исключительной важности налаживания четких и эффективных механизмов кредитного процесса, как для самих банков, так и для экономики в целом.
Тема настоящей работы является актуальной в современной экономике России, так как хотя тенденции в развитии кредитных отношений, которые наблюдаются в мире, проявляются и у нас в стране (как и во всем мире, возрастают масштабы кредитования - расширяется круг субъектов и объектов кредитования, рамки обеспечения ссуд, более заметное развитие получает кредитование населения, синдицированное и ипотечное кредитование, появились новые инструменты в области управления кредитным риском) и национальная система кредитования, построенная на рыночных принципах, все в большей степени учитывает международные рекомендации и стандарты, нам еще только предстоит создать эффективную систему кредитных отношений, способствующую дальнейшему экономическому и социальному развитию России.
Обладая значительными позитивными качествами, банковское кредитование в России еще не реализовало их в полной мере, и риски, возникающие при совершении кредитных операций, не позволяют значительно увеличить их долю в активах коммерческих банков.
Одним из направлений деятельности банка по снижению кредитного риска является совершенствование процесса анализа кредитоспособности потенциального заемщика. Однако, несмотря на достаточно полное освещение в экономической литературе методических подходов к анализу отдельных сторон деятельности заемщика, до сих пор остаются неисследованными многие направления комплексного анализа кредитоспособности, имеющие важное теоретическое и прикладное значение. Так, недостаточно раскрыты состав и структура объектов анализа, не обоснованы организационно-методические подходы к его проведению. Имеющиеся методики экономического анализа зачастую неполно или совсем не используют оценки качественных показателей деятельности заемщика. Применение известных на сегодняшний день зарубежных методик анализа кредитоспособности затруднено из-за их недостаточной адаптированности к современным условиям развития экономики России и существенных различий в информационном обеспечении анализа. В связи с этим необходимость дальнейших исследований, направленных на разработку и совершенствование теоретико-методологических и организационно-методических положений анализа кредитоспособности заемщика, обоснования его места в комплексном экономическом анализе хозяйствующих субъектов, обусловлена проблемами деятельности банков и организаций реального сектора экономики, как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Объектом исследования является ОСБ 7125 г. Камышина.
Предмет исследования кредитные операции и методика анализа кредитоспособности юридических лиц Сбербанка Российской Федерации на примере ОСБ 7125 г. Камышина.
Цели настоящей дипломной работы заключаются в изучении и анализе современных моделей оценки кредитоспособности, широко применяемых в банковской практике, выявлении путей совершенствования методики анализа кредитоспособности в ОСБ 7125 г.Камышина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современные методики оценки кредитоспособности заемщика;
- изучить организацию кредитования и порядок оценки кредитоспособности в ОСБ 7125;
- выявить проблемы и пути повышения уровня управления кредитной деятельностью российских банков;
- определить пути совершенствования методики анализа кредитоспособности в ОСБ 7125.
При написании дипломной работы использованы труды таких ученых экономистов, как Лаврушин О.И., Жарковская Е.П., Шеремет А.Д., Жуков Е.Ф., Тавасиев А.М. и др., а также нормативная документация исследуемого банка и периодические источники.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы рассматривается роль анализа кредитоспособности в системе минимизации кредитного риска, сущность кредитного риска и методы управления им, а также современные методики анализа кредитоспособности.
Вторая глава посвящена организации кредитования в Сбербанке РФ и порядку анализа кредитоспособности в ОСБ 7125 г. Камышина.
В третьей главе рассмотрены проблемы и пути повышения уровня управления кредитной деятельностью отечественных банков и определены пути совершенствования процесса анализа кредитоспособности в ОСБ 7125.
Объем данной дипломной работы составляет 85 страниц, количество рисунков 3, таблиц 6, количество используемых источников 33.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка -- способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) Лаврушин О.И. Банковское дело, [Текст]: учебник / О.И. Лаврушин; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005. - 768с..
Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формализованных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и размер собственного капитала достаточен, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить следующие критерии кредитоспособности клиента: характер клиента; способность заимствовать средства; способность зарабатывать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности); капитал; обеспечение кредита; условия, в которых совершается кредитная операция; контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается под воздействием таких факторов, как длительность его работы в данной сфере, соответствие экономических показателей среднеотраслевым, кредитная история, репутация в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).
Репутация менеджеров оценивается в соответствии с их профессионализмом (образованием, опытом работы), моральными качествами, финансовым и семейным положением, взаимоотношениями руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды ее выдача является рисковой, если противоречит утвержденной кредитной политике, например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля.
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, т.е. наличие определенных полномочий у представителя организации, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика -- у физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потерь для банка.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности). Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывают со степенью вложения капитала в недвижимость. Это хотя и представляет собой форму защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, не может быть основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для перевода недвижимости в денежные средства требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал клиента -- не менее значимый критерий кредитоспособности клиента. При этом особенно важны два аспекта его оценки: достаточность капитала, которая анализируется на основе сложившихся требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левеража; степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем выше заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.
Страницы: 1, 2, 3, 4