Такое положение дел вызывает в научных кругах ряд возражений относительно осуществления одними и теми же субъектами регулирующих и контрольных функций. Так, например, А.В. Емелин считает, что такая система валютных органов нарушает конституционно закрепленный принцип разделения властей, на котором строится вся система государственных органов Емелин А.В. в кн.: Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. 368 с. С. 75..
Однако не все ученые придерживаются такой позиции. Н.М. Артемов Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации. Дис. ... докт. юрид. наук. 12.00.14. М., 2002. 347 с. С. 197 - 198. считает, что правовой статус Правительства не свидетельствует о нем как об органе валютного контроля. Правительство РФ направляет и координирует деятельность по валютному контролю, осуществляемую другими органами исполнительной власти, что не тождественно валютному контролю. Н.А. Саттарова Саттарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. N 2. С. 51 - 54. также видит особенность правового положения Правительства РФ в системе органов валютного контроля в том, что оно осуществляет валютный контроль на правах органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля.
В настоящее время ввиду того, что в руках Правительства РФ и Центрального банка РФ сосредоточены полномочия как по регулированию валютных сделок, так и по контролю за их совершением, необходимо разграничить функции данных органов на регулирующие и контрольные.
Следует отметить, что Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" не проводит разграничения регулирующей и контрольной функций Правительства РФ в сфере валютно-правовых отношений, закрепляя полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и валютному контролю, а также по руководству валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами в единой норме. Примечателен тот факт, что ст. 22 указанного Закона оставляет перечень полномочий Правительства РФ открытым, устанавливая, что Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Так как Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и органом валютного контроля одновременно, необходимо разграничить издаваемые им акты на акты валютного регулирования и акты валютного контроля. В теории валютного права данным вопросом вплотную занимался А.Ю. Лисицын. По его мнению, к актам валютного регулирования относятся нормативно-правовые акты, т.е. акты, устанавливающие порядок осуществления валютных сделок. К актам органов валютного контроля А.Ю. Лисицын относит правовые акты, носящие ненормативный характер, т.е. индивидуально-правовые акты. Данные акты принимаются в процессе осуществления валютного контроля Лисицын А.Ю. Понятия "акты органов валютного регулирования" и "акты органов валютного контроля" по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 2. С. 29 - 35..
Поэтому Центральный банк Российской Федерации, издавая нормативные правовые акты, выступает как орган валютного регулирования, а издавая индивидуально-правовые акты при проведении проверок - как орган валютного контроля.
Таким образом, с одной стороны, сосредоточение регулирующей и контрольной функций в полномочиях одних и тех же органов валютного регулирования и валютного контроля противоречит конституционному принципу разделения властей; с другой стороны, специфика валютных правоотношений позволяет органично разграничить регулирующую и контрольную функции в пределах валютно-правовых полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ.
Отграничением функции правотворчества от функции правоприменения является ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, где говорится о том, что акты органов валютного контроля не должны содержать положений, касающихся вопросов регулирования валютных операций.
Контрольные функции принадлежат не только органам исполнительной власти, судебная власть также осуществляет контроль в сфере валютно-правового регулирования и других валютно-правовых отношений. В литературе отмечается, что в процессе работы суды осуществляют не только функцию по отправлению правосудия, они также контролируют деятельность органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности этих органов Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Издательский дом "Право и государство", 2003. 304 с. С. 33.. Поэтому можно сделать вывод о том, что суды также осуществляют контроль в сфере валютных правоотношений. Причем данный контроль направлен как на проверку законности нормативных правовых актов органов валютного регулирования и контроля, так и на проверку законности решений и действий данных органов и их должностных лиц в отношении других участников валютно-правовых отношений.
Е.Н. Жукова совершенно верно отмечает, что в основе современной системы государственных органов исполнительной власти лежит функциональный подход к ее организации, результатом которого явилось деление функций федеральных органов исполнительной власти на три основополагающих типа: правоустанавливающие, правоприменительные и организационно-хозяйственные, или сервисные Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 148 - 155.. В рамках валютно-правового регулирования и контроля существуют две составляющие этой триады: правоустанавливающие и правоприменительные органы, которыми выступают, согласно ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" 2003 года, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Организационно-хозяйственная деятельность должна осуществляться Федеральным агентством, которого в настоящий момент не существует. Так называемые сервисные функции распределены между вышеперечисленными субъектами валютного регулирования и контроля. Так, например, ведение реестра юридических лиц, в том числе кредитных организаций, осуществляют налоговые органы, а также Банк России, который обязан публиковать реестр выданных кредитным организациям лицензий в официальном издании Банка России не реже одного раза в год. Управление федеральным имуществом осуществляет Банк России в силу принадлежащих ему полномочий по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами. Федеральным агентствам присущи еще две функции: осуществление государственного валютного мониторинга и проведение конкурсов и аукционов. Эти функции также осуществляются Банком России, а именно Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля, Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы и Тендерным комитетом Банка России.
Таким образом, при перераспределении полномочий по валютному регулированию и валютному контролю структура органов валютного регулирования и контроля не в полной мере отражает направления административной реформы. Однако в силу специфики валютных правоотношений создание федерального агентства в структуре органов валютного регулирования и контроля не является необходимым, так как организационно-хозяйственные функции в данной сфере осуществляются Банком России Губарева Т.И. Статус органов валютного регулирования и валютного контроля в свете проводимой административной реформы // Право и политика, 2007, №12..
2 Положение на валютном рынке России в сентябре 2008 года
Ситуация на внутреннем валютном рынке в сентябре определялась повышенным спросом участников рынка на иностранную валюту, обусловленным как выводом инвесторами средств из российских активов, так и укреплением доллара США при сохранении негативной ценовой динамики мировых фондовых и товарных рынков. В рамках действующего механизма курсовой политики задачей Банка России было удержание стоимости бивалютной корзины внутри целевого коридора, что стало причиной активизации продажи иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке (объем нетто-продаж составил за месяц 17,2 млрд. долл. США и 0,5 млрд. евро). В результате объем золотовалютных резервов в сентябре сократился на 4,4% и на 1.10.2008 составил 556,1 млрд. долл. США.
Рис. 2.1 - Динамика рублевой стоимости бивалютной корзины Банка России (руб.)
Волатильность котировок евро и доллара США к рублю оставалась высокой. По итогам сентября официальный курс доллара США к рублю повысился на 3,2% -- до 25,3718 руб. за доллар США на 1.10.2008, официальный курс евро к рублю повысился на 0,8% и составил на ту же дату 36,4999 руб. за евро.
В сентябре отмечалось повышение активности биржевой торговли, в том числе за счет реализации иностранной валюты Банком России. Суммарный оборот торгов по операциям рубль/доллар США на ЕТС в сентябре по сравнению с августом возрос на 19,1% (до 225,4 млрд. долл. США). Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по доллару США за рассматриваемый период возросла с 44 до 47%.
Рис. 2.2 - Динамика официальных курсов иностранных валют к рублю (руб.)
Рис. 2.3 - Характеристики торгов по доллару США на ЕТС
Совокупный биржевой оборот по операциям рубль евро увеличился на 28,1% -- до 14,5 млрд. евро. Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по евро существенно возросла -- с 56% в августе до 65% в сентябре.
Увеличение доли операций "своп" как по доллару США, так и по евро связано в основном с тем, что участники рынка использовали данные операции для закрытия ранее открытых позиций в иностранной валюте.
Рис. 2.4 - Характеристики торгов по евро на ЕТС
При значительном увеличении биржевого оборота внутреннего валютного рынка средний дневной оборот межбанковских кассовых конверсионных операций по всем валютным парам в пересчете на доллары США уменьшился на 3,4% (до 105,3 млрд. долл. США), в основном за счет сокращения оборота по операциям доллар США/евро на 29,0% (до 24,6 млрд. долл. США). Средние дневные обороты по прочим основным валютным парам возросли: по операциям рубль/доллар США -- на 12,0% (до 69,7 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро -- на 16,6% (до 2,8 млрд. в долларовом эквиваленте), по операциям доллар США/фунт стерлингов -- на 20,4% (до 4,1 млрд. долл. США), что привело к некоторым сдвигам в структуре оборота по валютным парам.
Рис. 2.5 - Структура среднего дневного оборота межбанковского кассового валютного рынка в 2008 году
Рис. 2.6 - Фьючерсные спреды по контрактам на курс доллара США к рублю на ММВБ (коп.)
В последний день месяца котировки срочных контрактов на доллар США на ММВБ с исполнением 15.10.2008 составляли 25,51 руб. за доллар, с исполнением 15.12.2008 -- 25,89 руб. за доллар, с исполнением 15.02.2009 -- 25,92 руб. за доллар. Это свидетельствует о том, что в сентябре участники срочного биржевого валютного рынка ожидали дальнейшего роста номинального курса доллара США к рублю Состояние внутреннего финансового рынка в сентябре 2008 года. Отчет Банка России. М., 2008..
Заключение
С развитием рыночных отношений и стремлением укрепления позиций на внешнеэкономическом рынке необходима модернизация национального законодательства с учетом требований мирового экономического сообщества. В развитии мировых экономических связей приоритетным является вопрос формирования и реализации внешнеэкономической политики. В ходе реализации внешнеэкономической политики, применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Применение системы валютных ограничений непосредственно зависит от внешней и внутренней валютной политики государства. Валютная политика государства является частью макроэкономической политики и меняется исторически в зависимости от типа экономической системы государства, уровня развития экономики, эволюции мировой валютной системы. В настоящее время валютную политику России можно охарактеризовать как направленную на либерализацию осуществления валютных операций с целью выхода на мировой рынок.
В целях либерализации валютного законодательства был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Закон призван обеспечить реализацию единой государственной валютной политики, а также устойчивость валюты Российской Федерации. Обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка рассматривается как фактор прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютная политика осуществляется путем установления системы валютного регулирования и системы валютного контроля. Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы регулирования валютных отношений.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2008 №108-ФЗ) // Российская газета, №148 - 149, 06.08.1998.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2008 №161-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №150-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4859.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ) // Российская газета, №127, 13.07.2002.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 08.04.2008 №46-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, ст. 492.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №303-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, №9, ст. 1097.
8. Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации. Дис. ... докт. юрид. наук. 12.00.14. М., 2002. 347 с. С. 197 - 198.
9. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Издательский дом "Право и государство", 2003. 304 с. С. 33.
10. Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. N 7. С. 19 - 26.
11. Губарева Т.И. Статус органов валютного регулирования и валютного контроля в свете проводимой административной реформы // Право и политика, 2007, №12.
12. Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3. С. 17 - 19.
13. Емелин А.В. в кн.: Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. 368 с. С. 75.
14. Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 148 - 155.
15. Лисицын А.Ю. Понятия "акты органов валютного регулирования" и "акты органов валютного контроля" по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 2. С. 29 - 35.
16. Саттарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. N 2. С. 51 - 54.
17. Состояние внутреннего финансового рынка в сентябре 2008 года. Отчет Банка России. М., 2008.
Страницы: 1, 2