Рефераты. Банки и их роль в рыночной экономике

p align="left">Цели законодательного усовершенствования государственного регулирования в области аккредитации представительств иностранных организаций в связи с увеличением притока иностранных инвестиций в российскую экономику отвечает подготовка изменений в статью 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части урегулирования аккредитации представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации.

Будет также продолжена работа по совершенствованию нормативной базы Банка России.

Развитие риск-ориентированного надзора

В 2008 году вступает в силу Указание Банка России от 30 апреля 2008 года №2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее-- Указание №2005-У), устанавливающее методику оценки деятельности банков. Указание №2005-У нацелено на обеспечение единства подходов к оценке деятельности банков, осуществляемой Банком России в рамках надзора, и подходов, используемых при оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. Указание №2005 -У заменяет действующее в настоящее время Указание Банка России от 31.03.2000 №766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" (далее-- Указание Банка России №766-У). при этом оценка финансового состояния небанковских кредитных организаций по-прежнему будет осуществляться в соответствии с Указанием Банка России №766-У.

Как и Указание Банка России №766-У, Указание №2005-У предусматривает отнесение каждого банка исходя из его экономического положения к соответствующей классификационной группе. Вместе с тем Указание №2005-У, по сравнению с Указанием №766 -У в процедуру оценки экономического положения банков вносит ряд уточнений "организационного характера":

-отменено деление банков на категории "финансово стабильных" и "проблемных";

-увеличено количество классификационных групп с 4 до 5;

-исключены названия классификационных групп;

-изменена периодичность классификации банков с ежемесячной на ежеквартальную при сохранении постоянного мониторинга ситуации;

-предусмотрено доведение до сведения единоличного исполнительного органа банка информации о присвоенной банку классификационной группы и информации о недостатках в его деятельности, послужившей основанием для классификации. Указание №2005 -У рекомендует единоличному исполнительному органу банка доводить указанную информацию до коллегиального исполнительного органа банка, членов совета директоров (наблюдательного совета).

Указание №2005-У базируется на подходах, предусмотренных Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Указанием Банка России от 16.01.2004 №1379-У "Об оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее-- Указание Банка России №1379-У).

Согласно Указанию №2005-У оценка экономического положения банков производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия. За основу оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности взяты подходы (включая граничные значения показателей), определенные Указанием Банка России №1379-У.

Вместе с тем в Указание №2005-У, в отличие от Указания Банка России №1379-У , включен ряд новых положений, а именно:

-использование при оценке показателей группы оценки капитала и доходности их прогнозных значений в целях учета тенденций изменения показателей при присвоении им балльной оценки;

-оценка прозрачности структуры собственности кредитной организации выделена в самостоятельный компонент оценки;

-перечень показателей оценки качества управления банка дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском;

-перечни вопросов, используемых для оценки показателей состояния систем управления рисками и внутреннего контроля, уточнены и дополнены новыми качественными характеристиками, позволяющими оценивать качество внутренних документов банка и процедур.

В целях методической поддержки кредитных организаций в вопросах совершенствования систем внутреннего контроля предполагается дополнить ранее изданный Банком России нормативный акт, устанавливающий правила внутреннего контроля в кредитных организациях, рекомендациями по содержанию планов действий кредитных организаций на случай непредвиденных обстоятельств.

Реализация в нормативной базе Банка России

положений Базеля II

В соответствии с планами Банка России по реализации Базеля II, сформированными с учетом результатов деятельности рабочей группы Банка России по внедрению рекомендаций этого документа, в 2008 году планируется завершение работы над проектами Указания о внесении изменений в Инструкцию Банка России "Об обязательных нормативах банков" и Положения Банка России "О порядке расчета размера операционного риска", которые в декабре 2007 года были размещены в интернет -представительстве Банка России для рассмотрения банковским сообществом.

В рамках этих проектов предполагается реализовать наиболее простые подходы к оценке рисков, а именно: упрощенный стандартизованный подход к оценке кредитного риска, для оценки операционного риска-- базовый индикативный подход.

Планируется также подготовить проект нормативного акта Банка России, предусматривающего реализацию в Российской Федерации компонента 2 "Надзорный процесс" Базеля II.

Дальнейшая работа по реализации Базеля II (в том числе его усовершенствованных подходов, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков) планируется с учетом европейской надзорной практики по внедрению положений Базеля II в рамках проекта ТАСИС. Реализация проекта начнется в 2008 году, продолжительность выполнения оценивается в 30 месяцев.

Совершенствование подходов к регулированию риска ликвидности

Направления по изменению подходов к регулированию рисков ликвидности, действующих в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков", выработаны с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, а также экспертов проекта ЕС/ТАСИС и предполагают внедрение в систему регулирования риска ликвидности так называемой концепции денежных потоков. Указанные направления предусматривают:

-замену действующего норматива мгновенной ликвидности (Н2) на норматив краткосрочной ликвидности. Методика расчета норматива краткосрочной ликвидности предлагает принципиально новый подход к ограничению риска ликвидности, базирующийся на сопоставлении объемов поступления и оттока денежных средств, генерируемых в течение расчетного периода активами/обязательствами любой срочности (концепция денежных потоков), тогда как действующий в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков" под ход обязывает банки соблюдать определенные соотношения активов и пассивов фиксированной срочности;

-использование при расчете нормативов ликвидности (Н2, Н3 и Н4) так называемых "поведенческих корректировок" -- элементов прогнозного определения значений отдельных компонентов, характеризующих состояние ликвидности, базирующихся на накопленных статистических данных о величине минимального остатка на счетах клиентов банка. Данный подход реализован в Указании Банка России от 31 марта 2008 года №1991-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года №110-И "Об обязательных нормативах банков", вступившим в силу 30 апреля 2008 года;

-расширение перечня ликвидных активов (включение в ликвидные активы долевых ценных бумаг российских эмитентов).

Совершенствование подходов

к оценке кредитного риска

Предполагается распространить подходы по формированию резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным физическим лицам и объединенным в портфели однородных ссуд, предусмотренные Указанием Банка России о внесении изменений в Положение Банка России №254-П, на суды, доставленные субъектам малого бизнеса, резервы по которым формируются на портфельной основе.

В целях применения в надзоре за кредитными организациями профессионального суждения при оценке ссудной задолженности подготовлен проект указания Банка России о внесении изменений в пункт 9.5 Положения Банка России №254-П, предусматривающий определение процедур предъявления территориальными учреждениями Банка России требований по доформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества и применения к кредитным организациям мер надзорного реагирования.

Для решения проблем, возникающих при оценке качества ссудной задолженности при представлении заемщиком недостоверной отчетности или отчетности сомнительного качества, предполагается установить требование об отнесении ссуд к III категории качества с формированием резерва в размере не менее 50% от суммы задолженности в случае, если были выявлены факты представления заемщиком в кредитную организацию сведений, отличных от сведений, представленных иным пользователям, и указанные сведения и отчетность использовались кредитной организацией в целях оценки финансового положения заемщика для определения категории качества ссуды и размера резерва.

В целях реализации федеральных законов, касающихся сферы потребительского кредитования, дальнейшей оптимизации его условий планируется издание нормативных и рекомендательных актов Банка России, обеспечивающих и дополнительно гарантирующих права и законные интересы заемщиков --потребителей банковских услуг. Более пристальное внимание в 2008 году будет оказано реализации Банком России в пределах своей компетенции мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения в сфере банковских услуг, особенно в области потребительского кредитования.

Инспектирование

В 2008 году в целях получения информации о состоянии кредитной организации в ходе проверок особое внимание будет уделяться следующим вопросам:

-оценке управления кредитным риском, в том числе при потребительском кредитовании, качеству внутренних регламентирующих документов кредитных организаций, их соответствию требованиям нормативных актов Банка России;

-адекватности и эффективности методик классификации заемщиков -- юридических и физических лиц с точки зрения оценки их финансового состояния и платежеспособности;

-оценке организации и качества управления рыночным риском;

-проверке операций с ценными бумагами, в том числе векселями и корпоративными облигациями;

-соблюдению кредитными организациями требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Особое внимание будет уделяться выявлению сомнительных операций, которые используются рядом кредитных организаций для обналичивания денежных средств в особо крупных размерах и без достаточных экономических оснований, а также выводу средств за рубеж. Будет продолжена работа по подготовке обобщающей информации о так называемых "регулировочных схемах", применяемых кредитными организациями.

Дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.