Векселя предприятий не получили такого развития, как банковские, прежде всего в силу наличия большого числа административных процедур, обязательных к соблюдению при выдаче векселей предприятиями, а также из-за невысокой привлекательности данных ценных бумаг, обусловленной низким уровнем платежеспособности основной массы предприятий реального сектора.
Анализ обращения векселей предприятий показывает, что, как правило, они применяются для покрытия просроченной задолженности в неденежной форме. Вексель от векселедателя проходит через выстроенные им самим либо подконтрольной ему посреднической структурой и гарантом товарные цепочки и возвращается к векселедателю назад в счет погашения задолженности перед ним со стороны последнего векселедержателя.
Кроме того, значительными сдерживающими факторами в области развития рынка вексельных долгов предприятий в Республике Беларусь являются:
* недостаточная развитость инфрастуктуры внебиржевого рынка ценных бумаг. Пока операторы вексельного рынка используют лишь один биржевой ресурс -- справочно-котировоч-ную систему, обеспечивающую сбор и предоставление информации об индикативных заявках участников рынка;
* отсутствие единой системы раскрытия информации о платежеспособности вексельных должников;
* общий низкий уровень информационной прозрачности вексельного рынка.
Кроме того, несмотря на весь позитив, который привносит вексельное обращение в работу экономики, недобросовестное использование данного инструмента в теневых схемах, в целях ухода от налогов, для вывода капитала вынуждает предпринимать меры, ограничивающее его хождение на данном этапе.
Правительством поставлена жесткая задача по переходу экономики на расчеты исключительно денежными средствами. В этой связи были приняты законодательные меры, ограничивающие использование в расчетах иных форм кроме денежных, введен новый порядок зачета налога на добавленную стоимость при расчетах векселями, позволяющий вычитать у покупателей суммы налога, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), только после поступления денежных средств на счета продавцов от продажи или погашения полученных векселей.
Вместе с тем накопленный опыт в сфере развития и регулирования вексельного обращения несомненно ценен для банковской системы и белорусского финансового рынка. Во-первых, операции с векселями позволили опробовать новые методы управления финансовыми потоками предприятий. Во-вторых, они позволили банкам освоить механизмы разработки новых банковских продуктов.
Кроме того, вексельное обращение, основанное на операциях с векселями банков, стало этапом в ликвидации натурализованной сферы обмена и внеэкономического перераспределения.
Операции с банковскими сертификатами. Понятие, определение, порядок выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов изложены в гл. 2 "Виды ценных бумаг".
Посреднические (брокерские) операции банков наиболее полно проявляются на рынке государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, где банки осуществляют покупку-продажу облигаций для своих клиентов через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".
Коммерческая (дилерская) деятельность банков с ценными бумагами в силу слабого развития сегмента корпоративных ценных бумаг также связана с сегментом государственных ценных бумаг и облигаций Национального банка. На протяжении последних пяти лет доля государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле коммерческих банков, составляет 70-75% эмитированных Министерством финансов государственных облигаций.
Депозитарные операции и роль банковских депозитариев в системе депозитарного учета ценных бумаг, а также трастовое управление ценными бумагами.
2 Операции Национального банка Республики Беларусь
Основными целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Немаловажное значение в достижении указанных целей имеют вопросы регулирования текущей ликвидности банковской системы, которая определяется как способность банков обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств, выраженных в белорусских рублях, в том числе и за счет перераспределения средств между банками через денежный рынок.
Количественно ликвидность определяется как часть резервов банков в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь, которые могут быть использованы для выполнения обязательств банков в течение банковского дня.
Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком Республики Беларусь монетарной сферы и подчинено целям, определяемым Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемыми Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком страны.
Кроме того, функциями регулирования ликвидности банковской системы являются: содействие бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня ликвидности в банковской системе; сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансовых рынков, снижение процентного риска банков; формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики; содействие развитию различных сегментов финансового рынка.
Одним из основополагающих принципов системы регулирования ликвидности является обеспеченность: все операции по поддержанию ликвидности банков обеспечиваются приемом в залог либо покупкой на срок Национальным банком Республики Беларусь высококачественных ликвидных активов, в качестве которых могут выступать иностранная валюта и ценные бумаги, включенные в ломбардный список, а также прочие активы.
Операции регулирования ликвидности состоят из операций изъятия ликвидности и операций поддержания ликвидности (рефинансирования). Изъятие ликвидности может осуществляться путем продажи государственных ценных бумаг из портфеля Национального банка Республики Беларусь, эмиссии центральным банком своих облигаций или выпуска векселей, приема средств банков в депозиты. Предоставление ликвидности может осуществляться путем кредитования под залог ценных бумаг (кредиты "овернайт" и ломбардные кредиты), покупки иностранной валюты на срок (операции СВОП), покупки государственных ценных бумаг на условиях РЕПО, Операции проводятся преимущественно на аукционной основе.
К аукционным операциям на открытом рынке относятся:
* покупка и продажа государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь на условиях РЕПО;
* эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь;
* депозитный аукцион;
* ломбардный аукцион.
В обеспечение кредитов передаются в залог ценные бумаги, включенные в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов. Залог должен быть предоставлен банком в сумме, компенсирующей все требования Национального банка Республики Беларусь по предоставляемому кредиту. В состав требований включаются сумма основного долга по кредиту, проценты по кредиту, а также расходы Национального банка по обслуживанию этого кредита и реализации залога.
В ломбардный список до января 2006 г. были включены только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, в настоящее время в него могут входить и ценные бумаги коммерческих банков. Так, с 19.01.2006 г. и по дату их погашения -- 06.04.2006 г. состав списка был расширен за счет облигаций ОАО "БелГазпромбанк".
Кредиты предоставляются при условии предварительного перевода банком со своего счета "депо" ценных бумаг (включенных в ломбардный список) в раздел "Блокировано Национальным банком" счета "депо" Национального банка Республики Беларусь. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, подлежащих предварительному переводу, в целях получения при необходимости кредитов.
Национальный банк Республики Беларусь при предоставлении кредитов самостоятельно осуществляет отбор ценных бумаг для принятия в залог из числа находящихся в указанном разделе счета "депо".
Принимаемые в залог ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям:
* должны быть включены в ломбардный список;
* должны принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка;
* срок до погашения ценных бумаг с дисконтным доходом и до выплаты процентного (купонного) дохода по ценным бумагам с процентным (купонным) доходом, принятым Национальным банком в обеспечение возврата кредита, должен быть не менее 10 рабочих дней после наступления срока погашения предоставляемого кредита.
Суммарная стоимость ценных бумаг, учитываемых в соответствующем разделе счета "депо" Национального банка Республики Беларусь, и скорректированная на соответствующий коэффициент обеспечения обязательств, является максимально возможной величиной (суммой) кредитов (с учетом начисляемых процентов по кредитам), которую банк может получить в Национальном банке Республики Беларусь.
При этом необходимо учитывать и коэффициент обеспечения обязательств -- числовой множитель (значение которого находится в интервале от 0 до 1), рассчитываемый исходя из возможных изменений (колебаний) стоимости ценных бумаг, на который корректируется стоимость ценных бумаг. Размер коэффициента обеспечения обязательств, используемого при проверке достаточности обеспечения суммы запрашиваемого кредита, устанавливается в Ломбардном списке в целях снижения рисков Национального банка Республики Беларусь, связанных с предоставлением кредитов.
Обеспечение для предоставления кредита считается достаточным, если стоимость предварительно переведенных банком в раздел "Блокировано Национальным банком" ценных бумаг (на день выдачи кредита), скорректированная на соответствующий коэффициент обеспечения обязательств, установленный в ломбардном списке, больше или равна сумме запрашиваемого банком кредита, включая сумму начисленных процентов за предполагаемый период пользования кредитом.
Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться в форме конкурса процентных ставок или по объявленной процентной ставке. При проведении аукциона в форме конкурса процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Решение о ставке отсечения и об объеме ломбардных кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, принимается после получения и анализа заявок банков на основании сводной ведомости заявок. Ставкой отсечения является минимальная процентная ставка, по которой Национальным банком Республики Беларусь предоставляются кредиты банкам по результатам ломбардного кредитного аукциона.
Страницы: 1, 2, 3, 4