Рефераты. Банковская деятельность и государственный банковский надзор

p align="left">В зависимости от правил осуществления надзора способы, гарантирующие их соблюдение, отличаются в разных странах. По сути, существуют два основных подхода:

- проверка на местах;

- сбор и интерпретация регулярной отчетности и прочей статистической информации.

Системы надзора применяют оба подхода, хотя степень предпочтения, которая отдается одному или другому подходу, в разных странах различна.

Проверки на местах требуют привлечения значительных ресурсов органов надзора и могут, за исключением очень небольших банков, регулярно проверять лишь небольшую часть деятельности организации. В ряде стран процедуры проверки концентрируются на качестве кредитных активов и подтверждающей их документации, а также адекватности системы внутреннего контроля, созданной руководством. Если используются системы классификации кредитов, то обычно инспектора будут проверять на выборочной основе кредиты с целью определения правильности их классификации. Также инспектора должны уделять внимание политике в отношении резервов по безнадежной и сомнительной задолженности и делать заключение относительно достаточности резервов в свете состава кредитного журнала. В случае банков с широким спектром деятельности или сложной структурной сетью следует уделить внимание тому, насколько всеобъемлющими являются контроль и управление рисками в целом. В особых случаях, когда органы надзора уже знают о наличии конкретных проблем, проверка будет узконаправленной.

2. Статья 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.) гласит, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а именно:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

- замены руководителей кредитной организации;

- осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи. Для осуществления надзорных функций Банка России в его структуре должен быть создан Комитет банковского надзора - специальный, действующий на постоянной основе орган Банка России, объединяющий структурные его подразделения, которые обеспечивают выполнение надзорных функций Банка России11Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Г.А.Тосунян, А.Ю. Викулин) - М.: Издательство "Дело", 2003. С. 56..

Комитет банковского надзора является частью единой централизованной системы Банка России, имеющей вертикальную структуру управления. В связи с этим руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров, а структура Комитета утверждается Советом директоров Банка России.

Для осуществления функций банковского надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации. Поступившая от кредитных организаций информация по их конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующей кредитной организации. Данное правило распространяются и на информацию, собираемую Банком России и передаваемую им по поручению Правительства РФ международным организациям.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, а также для анализа экономической ситуации в стране Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и юридических лиц.

По результатам проверки каждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки. В этом акте отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки.

Указанный акт проверки передается вместе с докладной запиской, в которой кратко характеризуется состояние дел в проверенной кредитной организации (филиале), сообщается о фактах, имеющих значение для целей надзора, но не отмеченных в акте проверки, а также приводятся данные о мерах, принятых кредитной организацией (филиалом) по устранению выявленных нарушений и недостатков. В случае если ситуация в проверенной кредитной организации (филиале) требует применения к ней установленных мер воздействия, то руководитель рабочей группы может внести предложения о применении таких мер.

Руководитель Банка России или его территориального учреждения, назначивший данную проверку, обязан не позднее чем в 2-недельный срок, а при комплексной (консолидированной) проверке - в месячный срок после подписания акта проверки рассмотреть этот акт и принять по нему решение.

Указанное решение принимается на основании заключения соответствующего подразделения банковского надзора и с учетом мнения подразделения, проводившего данную проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению выявленных недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций, направленных кредитной организации (филиалу), осуществляется подразделениями банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

Служащие центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений, принимавшие участие в проверках кредитных организаций (филиалов), а также ознакомленные с материалами проверок, несут установленную законодательством ответственность за нарушения законных прав кредитных организаций и их клиентов.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

- предупредительные;

- принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может как включать меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено Инструкцией Банка России № 59, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", нормативных актов Банка России с учетом:

- характера допущенных кредитной организацией нарушений;

- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

- общего финансового состояния кредитной организации;

- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

К кредитным организациям, находящимся под управлением Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство), не применяются принудительные меры воздействия за нарушение требований банковского надзора.

Кредитная организация считается переданной под управление Агентства с момента приобретения Агентством акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в порядке, установленном Банком России.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно. Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.