Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они - нерезиденты.
В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.
Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.
В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств. О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02-437). Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.
Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.
Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.
2.4 Взаимоотношение Банка России и кредитных организаций
Кредитные организации независимы по отношению к Банку России. Однако эта независимость не исключает взаимодействие. В некоторых случаях это взаимодействие прямо предписывается федеральными законами. Например, в соответствии с требованиями законов, Банк России лицензирует кредитные организации, устанавливает правила банковских операций, осуществляет банковское регулирование и надзор. В других случаях это взаимодействие предусматривается нормативными актами непосредственно Банка России. Заметим, что такие нормативные акты должны соответствовать федеральным законам в части ограничения прав кредитной организации.
Принцип конкуренции в банковской системе взаимосвязан с независимостью кредитных организаций. Однако и об этом уже говорилось, банковская система возникла таким образом, что в капиталах некоторых кредитных организаций участвует Банк России. Пока это одна из проблем, которая со временем должна решаться, для того чтобы все кредитные организации были поставлены в равные условия по отношению к Банку России.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями предусматриваются в различных статьях ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В соответствии с принятыми в 2004 году федеральными законами Банк России в некоторых ситуациях и в пределах предусмотренных законом, берет на себя ответственность перед вкладчиками обанкротившихся банков
Банк России должен взаимодействовать с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела. Таково требование банковского законодательства.
2.5 Банк Развития - Внешэкономбанк
Несколько слов следует сказать и о Внешэкономбанке.
ФЗ от 17 мая 2007 г. «О банке развития», предусмотрено создание Банка развития на базе Внешэкономбанка. Это значительный шаг вперед в поддержке российской экономики. Однако Банк развития не входит в банковскую систему, потому, что по своей организационно-правовой форме, он является государственной корпорацией. Он не подпадает под банковское регулирование и под банковский надзор Банка России.
В ст.1 сказано, что этот ФЗ «устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития - государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Два момента, на которые стоит обратить внимание.
Первое - государственная корпорация. Раз так, то этот банк не является элементом банковской системы, потому, что согласно части 2 ст.1 и части 1 ст.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности», банк должен быть кредитной организацией. Тогда он подпадает под понятие легального определения банковской системы.
Второе. В п.2. ст.4 ФЗ читаем: «Законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность Внешэкономбанка в части, не противоречащей настоящему ФЗ, и с учетом установленных этим законом особенностей». В пп. 3-8 этой же статьи указаны и другие особенности Внешэкономбанка. В частности там сказано, что «на Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие порядок:
1) государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций;
2) ликвидации или реорганизации кредитных организаций;
3) предоставления информации о деятельности кредитных организаций;
4) осуществления отдельных видов банковских операций и сделок в случае противоречия порядка, установленного законодательством о банках и банковской деятельности, настоящему Федеральному закону;
5) обеспечения требований устойчивости и финансовой надежности кредитных организаций, соблюдения иных обязательных требований и нормативов.
К отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком возложенных на него функций, применяются положения Гражданского кодекса РФ, установленные для кредитных организаций (банков).
Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством РФ.
Функции, полномочия и порядок деятельности органов управления Внешэкономбанка определяются также этим Федеральным законом, и положением о наблюдательном совете Внешэкономбанка, утверждаемым Правительством РФ, и положением об органах управления Внешэкономбанка, утверждаемым наблюдательным советом Внешэкономбанка».
Заключение
Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что банки сегодня - основная составная часть банковской системы любой страны.
Банковские системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы - Центральный и коммерческие банки.
В связи с образованием в 1991 г. Российской Федерации как самостоятельного государства в России также стала формироваться новая структура банковской системы.
В настоящее время она складывается из следующих двух уровней:
1-й уровень - Центральный банк Российской Федерации,
2-й уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Таким образом, банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.
Банковская система стоит перед большими задачами. Вполне возможно, что через несколько лет банковская система Российской Федерации пополнится дополнительными субъектами и приобретет более устойчивые законодательные постулаты.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» - текст, комментарий / Под общ. ред. К.Д. Лубенченко - М.: 2000.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002г. - №28. - Ст.2790.
3. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель. - Москва Финстатинформ, 2000.
4. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник / И.Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2002.
5. Банковское дело. / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономист, 2004.
6. Банковское дело. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.
9. Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций / А.А. Вишневский. - М.: Финансы, 2004.
10. Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль / С.А. Голубев // эж-ЮРИСТ - №42 - октябрь 2004.
11. Деньги, кредит, банки. / Под ред. В.В. Иванова, Б.К. Соколова. - М.: Проспект, 2003.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело / Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2004.
13. Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России / А.А. Козлов // Деньги и кредит. - 2004. - № 2.
14. Комментарий к Закону «О банках и банковской деятельности» / Под ред. О.Е. Фоминой - М.: Фонд «Правовая культура». - 2002.
15. Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации // Деньги и кредит. - 2001. - №1.
Страницы: 1, 2, 3