Рефераты. Банковская система России в современных условиях

p align="left">Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. Колебания учетной ставки отражают нестабильность российской экономики.

Обязательные резервы - еще один инструмент денежно-кредитной политики. Они представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Размер обязательных резервов к обязательствам банка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливается советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных кредитных организаций. Но они не могут быть изменены единовременно более чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам, обязательные резервы хранятся в Центральном банке в форме бессрочных вкладов. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении Центрального банка должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода. Обязательность выполнения резервных требований возникает у коммерческого банка с момента получения лицензии Центрального банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Коммерческий банк несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. В случае невыполнения требований с коммерческих банков взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций. Размер резервов во многом определяет кредитные возможности коммерческих банков. Они могут выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк регулирует кредитную активность коммерческих банков, тем самым контролирует предложение денег.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческому банку своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных средств, так как часть этих средств депонируется и не используется коммерческим банком в качестве кредитных ресурсов.

Политика резервирования является довольно грубым методом и, если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании.

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляет давление платежных средств на рынок и повышает курс рубля.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного обращения. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.

Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором «реальной» процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны Центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.

Операции на открытом рынке являются наиболее значимым инструментом денежно-кредитной политики. Это самый быстрый и легкий путь решения проблемы регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен более точный расчет - всегда четко определяется, сколько государственных облигаций нужно продать или сколько нужно скупить.

Три классических инструмента денежно-кредитной политики дополняются действием других инструментов. Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно эти целее реализуются через решение промежуточных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.

Выделяются два основных типа денежно-кредитной политики. Рестрикционная направлена на осуществление мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса. Данная политика может быть использована как для борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности. Второй тип - экспансионистская денежно-кредитная политика - характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Выбор конкретного типа денежно-кредитной политики Центральным банком России осуществляется исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. В настоящий момент Центральный банк осуществляет политику управляемого плавающего курса рубля по отношению к основным иностранным валютам. Это позволяет повысить насыщенность экономики деньгами. На практике Центральный банк комбинирует оба типа денежно-кредитной политики, что позволяет создавать условия для постепенного снижения инфляции, обеспечение устойчивого роста экономики.

Глава 6. Проблемы банковской системы России

§ 1. Финансовая и банковская системы после кризиса 1998 г.

В августе 1998 г. произошла обвальная девальвация рубля вследствие ошибочной экономической политики. Был объявлен отказ от выполнения обязательств по государственным ценным бумагам. Банковская система оказалась на грани выживания. Последствия кризиса 1998 г. определяют развитие и современное состояние банковской системы России. За кризисом последовал экономический рост. С октября 1998 по апрель 1999 г. наблюдались позитивные последствия девальвации - рост рентабельности экспорта, сокращение и замещение импорта. С мая 1999 г. начинается рост мировых цен на нефть. Наблюдается насыщение экономики деньгами, увеличение спроса. К середине 2000 г. золотовалютные резервы составили 23 млрд. долларов США и продолжали расти. Оценка текущего состояния российского кредитно-финансового рынка противоречива. С одной стороны, относительное восстановление деятельности всех секторов финансового рынка, активизация межбанковского рынка, рынка корпоративных облигаций и акций, имеется положительная динамика торгового баланса. На июнь 2005 г. золотовалютные резервы составили более 120 млрд. долларов США. С другой стороны - не восстановлена экономическая роль финансового рынка, не работает инструмент государственных ценных бумаг как источник пополнения государственного бюджета, продолжается масштабный отток капиталов страны. Финансовый рынок по-прежнему не способен аккумулировать средства для их направления в производственный сектор экономики. Инфляция постепенно снижается, но в 2004 г. составила около 12%. Даже рост объемов производства еще не является результатом оздоровления экономики - это можно рассматривать следствием адаптации предприятий к особенным условиям хозяйствования. Сложилась положительная динамика экономики, определяемая практически полностью сырьевой топливно-энергетической экспортной ориентацией. Сохраняется зависимость от конъюнктуры внешнего рынка, цен (особенно на нефть).

Состояние собственно банковской системы остается сложным. Значительная доля кредитных учреждений невелика. Увеличивается количество коммерческих банков с иностранным капиталом, суммарные активы банков растут, но в абсолютном измерении они невелики. По-прежнему наблюдается ограниченное участие коммерческих банков в инвестировании реального сектора экономики.

Обобщая итоги кризиса 1998 г., общее развитие банковской системы России после 1991 г., следует отметить, что основные причины кризисов - последствия либерально-монетаристской политики, практически исключающей управляющую, координирующую и контролирующую роль государства в управлении экономикой. Это недопустимая позиция в переходный период от плановой экономики к условиям рынка. Потери России при неуправляемом вхождении в рыночные условия оцениваются экономистами в 300 млрд. долларов.

§ 2. Проблемы развития банковской системы

В современной банковской системе России наблюдается довольно сложная ситуация, вызванная как внутренними, так и внешними причинами, что обусловлено необходимостью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Последствия эти преодолеваются с большим трудом. После четырех лет борьбы за восстановление банковско-кредитной системы уровень совокупной капитализации банков не превзошел уровень 1997 г. Если на 01.06.1997 г. насчитывалось около 2800 банков, то на 01.06.2002 г. - менее 1280. Кризис сильно сократил численность банковской системы.

К внешним причинам кризиса в банковской сфере можно отнести следующее нестабильное состояние экономики в целом. Внутренние причины - плохое управление банком, его активами и пассивами, рисками, недостатками в учете и отчетности, излишества некоторых банков в расходовании средств на нужды банка.

Исходными внешними факторами, обусловившими кризис банковской системы России, является неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, выразившееся в спаде производства и хроническом дефиците бюджета. Ошибки в экономической политике предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере в декабре 1997 г. Положение дел оставалось тяжелым на протяжении января-августа 1998 г. В августе правительство Российской Федерации не могло больше продолжать обслуживание внешнего долга и погашение внутреннего. Это привело к замораживанию выплат по ГКО-ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что и являлось непосредственной причиной банковского кризиса в России, поскольку значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО-ОФЗ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.