Возможно, некоторым крупным банкам хотелось бы иметь собственную службу, которая занималась бы оздоровлением банковского организма. В принципе - это возможный путь, но тут надо учитывать, что самые квалифицированные специалисты в штаты таких служб не придут. Дело в том, что сильным профессионалам нужны определенная Среда и условия. Им необходимо быть независимыми от руководства банка (в смысле своего должностного положения). Только тогда они могут говорить правду, а не только то, что руководители хотели бы слышать. Нужна также постоянная и разнообразная практика, чтобы иметь хорошую базу сравнения различных ситуаций. Так что собственных специалистов иметь можно, но для серьезной диагностики обязательно следует привлекать независимых профессионалов
Могут возразить, что привлекать со стороны людей, которым придется показывать банк изнутри, опасно. Это резонно. Незнакомых людей допускать к подобным делам не стоит. Здесь следует руководствоваться двумя правилами. Первое - искать действительно профессионалов, имеющих за плечами по крайней мере десятилетний опыт такой или аналогичной работы. Полезно выяснить, какие серьезные работы выполнялись ими в прошлом, какова их репутация в своей профессиональной среде, какие результаты своей работы публиковали и с какими идеями выступали среди коллег.
После такого анализа риск неприятных последствий от привлечения незнакомого специалиста резко уменьшится. И второе правило: надо начинать с малого, постепенно присматриваясь и привыкая к специалисту. Полезно стараться не терять его из поля зрения, периодически поручая хотя бы небольшую работу. Иначе говоря, такие специалисты как врачи, адвокаты и представители некоторых других профессий, нужные бизнесменам, должны постоянно находиться в поле зрения банкира, заботящегося о здоровье своего банка.
4. Стратегия развития банковского сектора РФ в период с 2003 года по 2007 год.
Задача активизации развития банковского сектора, необходимость государственного участия в этом процессе, а также ход реализации в 2002 году Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (далее Стратегия) ориентируют Правительство Российской Федерации и Банк России на разработку и принятие дополнительных мер по повышению роли банков в экономическом развитии страны, укреплению доверия к банковской системе, усилению ее прозрачности, защищенности кредиторов и вкладчиков. Это соответствует положениям Стратегии, которой предусматривается, что развитие банковского дела может выдвинуть новые задачи, решение которых потребует уточнения выработанных подходов.
Одним из важнейших условий динамичного экономического развития является создание устойчивой ресурсной базы экономического роста с опорой, в первую очередь, на внутренние источники, а также снижение зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Банковский сектор является одним из ключевых инструментов для решения этой задачи. Через банки происходит аккумулирование финансовых ресурсов населения, предприятий, их перераспределение по секторам экономики.
Правительство Российской Федерации и Банк России, рассмотрев в контексте социально-экономического развития Российской Федерации итоги реализации принятой в 2001 году Стратегии в 2002 году развития банковского сектора Российской Федерации, отмечают, что развитие экономики и банковского дела выдвинуло на повестку дня новые задачи, решение которых требует уточнения выработанных подходов.
Основной задачей на ближайшую перспективу является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности банковского сектора, укрепление его функциональной роли в экономике. Важными компонентами решения этой задачи выступают снижение рисков банковской деятельности, стоимости банковских продуктов и услуг, прежде всего кредитных, для реальной экономики и населения; увеличение сроков и удешевление стоимости привлекаемых банками ресурсов; повышение качества капитала (собственных средств), сокращение издержек кредитных организаций.
1. Ожидаемые результаты развития банковского сектора
Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что реальные темпы прироста основных показателей банковского сектора (активов, капитала, кредитов и депозитов) будут по-прежнему опережать прирост ВВП, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться.
Прогнозируется, что при сохранении достигнутых темпов развития банковского сектора на 1.01.04 соотношение банковских активов с ВВП достигнет 40,1%, капитала - 5,6%, объема кредитов, предоставленных реальному сектору экономики - 16,4%. К 1.01.07 роль банковского сектора в экономике будет характеризоваться следующими параметрами:
- активы/ВВП - 44% - 45%.
- капитал/ВВП - 6% - 7%.
- кредиты экономике/ВВП - 19% - 20%.
Рост показателей деятельности банковского сектора должен явиться результатом совершенствования условий банковского дела и базироваться на качественном улучшении самой банковской деятельности, прежде всего в сфере корпоративного управления банками и внутреннего контроля, структуры активов и пассивов, управления принимаемыми рисками, транспарентности деятельности. Правительство Российской Федерации и Банк России считают, что развитие банковской деятельности, повышение объемов банковских услуг не могут стимулироваться административными методами, достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.
Особое внимание в контексте устойчивости банковского сектора должно быть уделено качеству активов и капитала кредитных организаций, состоянию систем управления, включая стратегические аспекты управления. Банк России проведет специальную работу по оценке качества капитала кредитных организаций и его надлежащей корректировке, исходя из того, что качество капитала должно соответствовать международным требованиям. Правительство Российской Федерации и Банк России обеспечат процедуру отбора банков в систему страхования вкладов, основанную как на оценке их финансового состояния, так и состояния системы корпоративного управления.
Одновременно Правительство Российской Федерации и Банк России отмечают, что несмотря на достигнутый прогресс, потребности экономики в банковских услугах не удовлетворяются. Это обусловлено как недостатками в деятельности самих банков (качество систем управления и внутреннего контроля, капитала, учета и отчетности), так и внешними условиями развития банковского сектора, прежде всего сохраняющимся высоким уровнем рисков банковской деятельности, недостатками ее правового обеспечения, значительными издержками, которые вменяет банкам существующая система регулирования, контроля и налогообложения.
В этой связи требуется уточнение отдельных положений Стратегии и принятие в 2003-2006 годах дополнительных мер по совершенствованию регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, направленных на снижение административных издержек деятельности банков, повышение их конкурентоспособности, усиление защиты интересов кредиторов, повышение действенности и оперативности банковского надзора и дрПомимо этого .Правительство Российской Федерации и Банк России дополнительно рассматривают ряд мер, предложенных в том числе банковским сообществом.
В связи с изложенным основное содержание уточнений, вносимых в Стратегию, состоит в развитии подходов и конкретизации механизмов, обеспечивающих достижение целей, определенных Стратегией, прежде всего обеспечения надежности банковского сектора, повышения его функциональной роли в экономике одновременно с ростом качества предоставляемых услуг.
Предлагаемые Правительством Российской Федерации и Банком России меры будут способствовать укреплению и развитию банковского сектора в целом. В то же время структура банковского сектора неоднородна. В банковском секторе функционируют различные группы банков (по стратегии развития, профилю принимаемых рисков, обслуживаемой клиентуре, источникам формирования ресурсной базы). В связи с этим меры из числа предлагаемых окажут различное влияние на деятельность кредитных организаций, в том числе с позиций достижения конкретных целей государственной политики, определенной на ближайшую перспективу.
2. Участие государства в капитале кредитных организаций
2.1. В отношении кредитных организаций, доли участия в которых принадлежат государству и подлежат сокращению в соответствии с принятыми решениями, Правительство Российской Федерации обеспечит завершение процедур по выходу ГУПов из капиталов кредитных организаций не позже 2004 г.
В целях последовательного выхода государства из капиталов кредитных организаций предусматривается разработать меры по выходу региональных органов исполнительной власти, органов муниципального управления, а также предприятий, контролируемых данными органами, из капиталов банков, что позволит избежать косвенного предоставления неконкурентных преимуществ кредитным организациям, созданных с участием государства в регионах Российской Федерации. [Текст данного абзаца, по мнению Председателя Банка России С.М. Игнатьева, целесообразно исключить, так как не имеется достаточных оснований для предъявления требований к региональным органам исполнительной власти и органам местного управления о выходе из капиталов кредитных организаций.]
Будут также подготовлены поправки в статью 49 Федерального закона "“О федеральном бюджете на 2003 год"”, предоставляющую право перевода счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из учреждений Банка России в кредитные организации.
2.2. В отношении Внешторгбанка в течение 2003 г. будет принципиально определен вариант его приватизации. В настоящее время рассматриваются предложения по участию в банке стратегических инвесторов. Проводятся переговоры с международными финансовыми организациями (ЕБРР, МФК) и другими).
2.3. С внесением изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” создана правовая основа для выхода Банка России из состава акционеров российских загранбанков.
Осуществлено существенное сокращение участия Банка России в капиталах ряда банков. По рекомендации местных надзорных органов Банк России оставил за собой участие в капиталах Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург) в размере 15%. против 49% на начало 2002 г. В Ост-Вест Хандельсбанке (Франкфурт на Майне) участие Банка России на начало 2003 г. составляет 51,6% против 82% на начало 2002 г.
3. Формирование конкурентной среды
3.1. В целях эффективного формирования конкурентной среды на рынке банковских услуг данный аспект должен приниматься во внимание в ходе решения других задач, в том числе и задач по регулированию банковской сферы. В этой связи при подготовке законопроекта, предусматривающего повышение требований к уровню капитала кредитных организаций, следует реализовать подход, исключающий создание конкурентных преимуществ для кредитных организаций, в т.ч. по признаку величины капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19