Как уже отмечалось выше, банку при предоставлении гарантии в обеспечение обязательств принципала (должника по основному обязательству) следует реально оценивать объем принимаемых на себя обязательств и условия их возникновения. В зависимости от условий основного договора и целей обеспечения можно выделить следующие виды гарантий:
- гарантии возврата авансового платежа;
- тендерные гарантии;
- гарантии исполнения;
- платежные гарантии;
- гарантии в пользу таможенных органов.
Немаловажную роль при оценке рисков играет тот факт, выбрана ли прямая гарантия, либо в силу определенных причин - гарантия иного банка, отличного от банка, обслуживающего принципала. В последнем случае банк принципала обращается к банку-гаранту с просьбой о выдаче гарантии в пользу бенефициара и предоставляет гаранту в качестве обеспечения своих обязательств контргарантию. Соответственно риски банка при многосторонней гарантийной операции повышаются в связи с тем, что обычно условия гарантии и контргарантии отличаются друг от друга. Нередко банк, предоставивший контргарантию, не имеет возможности установить, соблюдены ли бенефициаром при предъявлении требования все условия гарантии, правомерен ли платеж по гарантии.
Нельзя исключать и риск предъявления неправомерного требования по гарантии. Мошенничество по банковским гарантиям (по требованию, без предъявления доказательств нарушений принципалом своих обязательств по основному обязательству) не является редкостью. Здесь хочется отметить, что именно принципал должен нести риски, связанные с неправомерным требованием по гарантии, поскольку бенефициар выбран непосредственно принципалом. Следуя принципу независимости гарантии, банк по получении требования проверяет требование и сопровождающие его документы на предмет их соответствия условиям гарантии исходя из документарного характера гарантийных операций.
Участие в спорах, которые могут возникнуть между должником/принципалом и кредитором/бенефициаром по основному обязательству, и последующих судебных и арбитражных разбирательствах, порой затяжных и дорогостоящих, - не в интересах банка. Еще раз подчеркнем, что банк предоставляет гарантию в соответствии с полученными от принципала инструкциями, следовательно, при совершении платежа по гарантии банк имеет право на возмещение лишь в случае соответствия требования условиям гарантии. Строгое соблюдение этих условий при предъявлении требования позволяет бенефициару получить платеж по гарантии, а банку совершить платеж по гарантии и получить возмещение выплаченных сумм от принципала.
Именно условия гарантии являются ключевым моментом в гарантийной операции.
Хотелось бы обратить внимание и на то, что условия гарантии должны быть приемлемы как для банка-гаранта, так и для бенефициара (поскольку гарантия выдается в его пользу) и принципала (гарантия выдается по его поручению / просьбе). Таким образом, условия гарантии должны быть согласованы в предварительном порядке заинтересованными сторонами.
Несмотря на то что многие банки предпочитают выдавать гарантии в соответствии со своими стандартными текстами, утвержденными в этих банках, структура гарантий примерно одинакова:
1) наименование гаранта;
2) название гарантии, номер и дата гарантии;
3) наименование бенефициара и принципала;
4) ссылка на основной договор, лежащий в основе гарантии (основное обязательство);
5) описание гарантийного обязательства;
условия осуществления платежа;
6) документы, необходимые при предъявлении требования;
7) условия идентификации требования;
8) сумма и валюта обязательства;
9) условие увеличения/уменьшения суммы обязательства;
10) условия вступления обязательства в силу/возможность предъявления требования по гарантии;
11) срок действия гарантии и прекращение обязательств гаранта;
12) период платежа по гарантии;
13) переуступка права требования;
14) зачет взаимных требований;
15) юрисдикция и применимое право;
16) подчинение гарантии Унифицированным правилам.
Основой взаимоотношений между гарантом и принципалом является принцип строгого соблюдения банком полученных четких и ясных инструкций (ст. 3 Унифицированных правил) в отношении как вида, так и условий гарантии (при согласии банка на выдачу такой гарантии).
Теоретически принцип строгого соответствия вытекает из того, что условия гарантии, с одной стороны, важны прежде всего для бенефициара и принципала, с другой стороны, банк предоставляет гарантию за счет своего клиента-принципала, поэтому должен следовать полученным инструкциям. Следовательно, банк не вправе самостоятельно, без получения согласия принципала вносить какие-либо изменения в текст гарантии либо исключать из полученных инструкций какие-либо условия. Этот момент особенно важен в случае отказа бенефициара от выданной в его пользу гарантии как не отвечающей условиям договоренностей между принципалом и бенефициаром. Внесение соответствующих изменений потребует дополнительного согласования, времени, расходов принципала.
4. Заключение договора о предоставлении банковской гарантии. Остановимся на возможных правовых последствиях, вызванных отсутствием инструкций принципала на выдачу гарантии исходя из норм российского гражданского права.
В силу ст. 368 ГК РФ гарант выдает письменное обязательство по просьбе принципала. Существует мнение, что гарантия, выданная без такой просьбы (инструкции) принципала, может быть признана недействительной на основании ст. 168 ГК РФ со всеми вытекающими последствиями для гаранта по получению возмещения сумм, выплаченных им по гарантии. Просьба, поручение принципала о выдаче гарантии и ее условиях обычно определяются соглашением, договором между принципалом и банком-гарантом. Однако законом не предусмотрено обязательное заключение письменного договора о предоставлении банковской гарантии между банком и принципалом. Поэтому отсутствие такого соглашения не означает недействительность гарантийного обязательства. При подписании договора между банком и принципалом указанное соглашение становится основанием, определяющим порядок выдачи гарантии, ее условия, право банка на регрессное требование.
Содержание договора между принципалом и банком о предоставлении банковской гарантии определяется по их взаимному согласию. Форма договора между принципалом и гарантом подчиняется общим нормам о форме сделок. Обязательными в таком договоре являются:
- обязательства гаранта по предоставлению гарантии по поручению принципала;
- условия предоставляемой гарантии;
- порядок удовлетворения предъявленного бенефициаром гарантии письменного требования;
- размер и порядок оплаты вознаграждения банка за предоставление гарантии (п. 2 ст. 369 ГК РФ);
- порядок оплаты соответствующих почтово-телеграфных расходов гаранта, а также расходов и комиссий авизующего банка при их наличии <1>. Обычно размер комиссионного вознаграждения составляет согласованный процент от максимальной суммы гарантии и подлежит оплате за период действия начиная с даты выдачи, при этом, как правило, отлагательное условие вступления в силу гарантии с более поздней даты (conditions precedent) (например, гарантия вступает в силу с определенной даты, с даты получения принципалом аванса, кредита) во внимание не принимается. Обязанность принципала уплачивать комиссионное вознаграждение прекращается с истечением срока, на который предоставлена гарантия, либо срока, на который она была продлена по поручению принципала, в том числе при получении гарантом требования "Платите или продлите гарантию" (pay or extend);
- условия и объем ответственности принципала (ст. 379 ГК РФ). При определении объема регрессных требований сторонам следует оговорить и право гаранта истребовать в порядке регресса денежные суммы, выплаченные гарантом не в соответствии с условиями гарантии (например, за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром). Если такое условие не будет согласовано, то в соответствии с п. 2 ст. 379 ГК РФ гарант не сможет претендовать на возмещение указанных сумм.
Большое значение имеет осуществление банком контроля за выполнением сторонами обязательств по основному договору. Это особенно важно для определения момента вступления гарантии в силу (например, по гарантии возврата авансового платежа), а также мониторинга выполнения принципалом своих обязательств, обеспеченных гарантией (осуществление платежей по платежной гарантии, выполнение работ / услуг по гарантии исполнения и т.д.). В зависимости от вида требуемой гарантии условие о представлении принципалом соответствующих документов должно быть включено в договор о предоставлении банковской гарантии в качестве обязанности принципала с определением ответственности за нарушение.
В договоре о предоставлении банковской гарантии не лишним будет предусмотреть предоставление банку права списания суммы задолженности при неисполнении принципалом своих обязательств по указанному договору без акцепта на основании платежных требований банка. При этом нельзя забывать, что безакцептное списание возможно лишь при соблюдении п. 11.2 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П: "Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания). Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней".
После подписания договора о предоставлении банковской гарантии и выдачи гарантии в пользу бенефициара в течение всего срока действия договора и гарантии целесообразно осуществлять контроль за финансовым состоянием принципала, предоставленным обеспечением, как и при кредитной операции, а также ходом выполнения обязательств по основному обязательству / договору.
Хотелось бы обратить внимание на принципиальное отличие гарантийной операции от кредитной. Если при ухудшении финансового состояния заемщика или при нарушении заемщиком условий кредитного договора банк в зависимости от условий договора может потребовать досрочного возврата кредита, а в случае невозврата - обратить взыскание на обеспечение, то в гарантийной операции обязательства банка-гаранта не могут быть досрочно прекращены без согласия бенефициара. А право регрессного требования у гаранта возникает только после осуществления платежа по гарантии. Однако имея информацию об ухудшении финансового состояния принципала или возможности получения требования, банк все же может предпринять определенные шаги, например потребовать от принципала увеличить обеспечение в целях уменьшения возможных потерь.
Требование по гарантии
По получении требования и сопровождающих его документов бенефициара, соответствующих условиям гарантии, гарант обязан произвести платеж.
В обязанности банка, получившего требование бенефициара, входит:
- проверить подлинность требования и полномочия лиц, подписавших требование в соответствии со сложившейся практикой и утвержденными в банке правилами;
- незамедлительно уведомить принципала о предъявлении бенефициаром требования гарантии и передать ему копии соответствующих документов;
- проверить требование и сопровождающие его документы на предмет соответствия условиям гарантии;
- осуществить платеж по гарантии в случае признания требования соответствующим условиям гарантии, уведомить принципала о платеже и соответственно прекращении банковской гарантии в связи с совершенным платежом или предъявить регрессное требование принципалу в случае платежа по гарантии;
- отказаться от оплаты требования в случае его несоответствия условиям гарантии и уведомить бенефициара об отказе оплаты требования.
В связи с перечисленными обязанностями банка следует вкратце упомянуть еще ряд моментов:
- для осуществления банком платежа по гарантии в предъявленном требовании должны быть соблюдены все условия гарантии. Прежде всего, требование должно быть предъявлено в оговоренные в гарантии сроки до истечения срока ее действия;
- должны быть соблюдены предварительные условия, защищающие интересы принципала (получение авансового платежа или кредита, наступление определенной даты или условия, после которых гарантия становится оперативной), или иные условия, ограничивающие право бенефициара на предъявление требования (например, предел ответственности гаранта в связи с уменьшением суммы гарантии);
- по гарантии по требованию бенефициар не обязан предоставлять банку-гаранту доказательства невыполнения принципалом обязательств по основному договору, а также иные документы, кроме указанных в тексте гарантии.
Главное, представленные документы должны строго соответствовать условиям гарантии. Проверка гарантом представленного бенефициаром требования и сопровождающих его документов производится по внешним признакам: от гаранта не требуется оценка правовой значимости документов и проверка их соответствия фактическим обстоятельствам.
Множество споров и разногласий вызывает разумный период времени для проверки полученного требования и сопровождающих его документов. Нередко это приводит к арбитражным разбирательствам относительно степени ответственности гаранта перед бенефициаром и обоснованности регрессных требований гаранта к принципалу. В соответствии со сложившейся международной банковской практикой три рабочих дня считаются достаточными для проверки представленных документов, которые с точки зрения проверки, как правило, значительно проще, чем документы, представляемые по аккредитивам.
Необходимо соблюдать сроки платежа по соответствующему условиям гарантии требованию. Платеж по гарантии должен быть совершен, как только требование и сопровождающие документы будут признаны соответствующими условиям гарантии. Тем не менее платеж в течение трех рабочих дней считается вполне допустимым. Значительная же задержка гарантом оплаты требования может послужить бенефициару основанием для требования процентов за несвоевременное исполнение своих обязательств, регулируемого местным законодательством. В случае вынесения судебными органами запрета на осуществление платежа по гарантии, инициированного принципалом (conservatory attachment order / Mareva injunction), неплатеж по гарантии не является нарушением банком своих обязательств по гарантии, и соответственно проценты не могут быть начислены. Не несет банк ответственности по процентам и в связи с задержкой платежа по основаниям получения требования "продлите срок действия гарантии или платите".
Неплатеж по гарантии, вызванный существованием требований гаранта к бенефициару, и зачет соответствующих взаимных требований вызывают многочисленные споры и регулируются согласно нормам национального права.
В настоящее время, несмотря на независимый характер гарантийного банковского обязательства и общепризнанного принципа "сначала платите, потом разбирайтесь", при возникновении подозрения, что требование носит мошеннический характер, и учитывая усиление борьбы с "отмыванием грязных денег" и легализацией денежных средств, полученных преступным путем, банки все чаще и чаще отказывают в удовлетворении сомнительных требований. Считается, что гораздо "дешевле" произвести впоследствии платеж с выплатой штрафных процентов за несвоевременное исполнение обязательств по легальному требованию, чем понести финансовые потери из-за невозможности предъявления регрессных требований к принципалу и быть обвиненным в пособничестве преступным группировкам и участии в "отмывании грязных денег". В связи с этой проблемой подход гаранта к принятию решения относительно платежа или отказа в платеже должен быть особенно осторожным и взвешенным.
Регрессные требования гаранта к принципалу
Как отмечалось выше, после совершения платежа по гарантии у банка возникает право предъявления принципалу регрессного требования. Получение возмещения осуществляется в соответствии с условиями договора о предоставлении банковской гарантии, заключенного между банком-гарантом и принципалом.
Здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важнейшие моменты, влияющие на правомерность регрессных требований гаранта и получение возмещения выплаченных по гарантии денежных средств:
- необходимо незамедлительное уведомление принципала о полученном требовании и направление принципалу копий полученных документов;
- требование подлежит проверке гарантом в "разумный срок" на предмет его соответствия условиям гарантии. Нарушение гарантом "разумного срока" может привести к арбитражным разбирательствам относительно обоснованности регрессных требований гаранта к принципалу;
- гарант принимает решение относительно платежа по гарантии / отказа от оплаты по результатам проверки соответствия требования и сопровождающих его документов всем условиям гарантии. Требование, соответствующее условиям гарантии, подлежит оплате. Оплата требования, соответствующего условиям гарантии, дает банку право на получение возмещения от принципала;
- необходимо уведомление гарантом принципала об оплате соответствующего условиям гарантии требования бенефициара и прекращении гарантийного обязательства в полной сумме либо уменьшении суммы обязательства по гарантии на сумму оплаченного бенефициару требования. Регрессное требование возмещения принципалом сумм, выплаченных по гарантии, осуществляется с соблюдением условий договора о предоставлении банковской гарантии;
- в случае оплаты бенефициару денежных сумм не в соответствии с условиями гарантии либо выплаты гарантом суммы в связи с нарушением исполнения своих обязательств по гарантии без соответствующего условия, зафиксированного в договоре о предоставлении банковской гарантии, такие суммы не подлежат возмещению принципалом;
- при отказе гарантом бенефициару по основаниям, изложенным в п. 2 ст. 376 ГК РФ (осведомленность гаранта о полном или частичном исполнении / прекращении основного обязательства, обеспеченного гарантией), и получении повторного требования банк вправе в порядке регресса получить возмещение от принципала.
Литература
Проблемы подготовки компаний к IPO"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 5
Сравнительный анализ основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и российским ПБУ"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 5
Оспаривание сделок в ходе конкурсного производства"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4
Вопросы денежной системы России"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4
Особенности правового регулирования банковских операций с векселями на территории Российской Федерации"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4
<Судебно-арбитражная практика от 14.08.2006>"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4
Зарубежный опыт ипотечного жилищного кредитования и его использование в России"Банковское кредитование", 2006, N 4
Страницы: 1, 2