Рефераты. Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц: понятие, сущность, проблемы и перспективы развития

Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц: понятие, сущность, проблемы и перспективы развития

4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Факультет «Финансист»

Кафедра банковского дела

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по теме: Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц: понятие, сущность, проблемы и перспективы развития

(на примере Хабаровского филиала ОАО «Альфа-Банк»)

Студент группы ФКв-

Руководитель к.эн., доцент З.А. Шатохина

уч. степень, уч. звание подпись, дата

Нормоконтролер к.эн., доцент

Хабаровск 2009

Содержание

  • Введение 3
  • 1 Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц: понятие, сущность, характеристика 6
    • 1.1 Понятие банковских инноваций 6
    • 1.2 Сущность и характеристика банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц 14
    • 1.3 Банковские инновации за рубежом 21
  • 2 Анализ банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц на примере ОАО «Альфа банка» 33
    • 2.1 Экономическая характеристика банка 33
    • 2.2 Организационные основы взаимоотношений банка с клиентами - физическими лицами 43
    • 2.3 Анализ банковских инноваций 52
  • 3 Проблемы и перспективы развития банковских инноваций 65
    • 3.1 Проблемы развития банковских инноваций 65
    • 3.2 Рекомендации по совершенствованию банковского обслуживания физических лиц 74
  • Заключение 87
  • Список использованных источников 90

Введение

Инновации в настоящее время - не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Настоящая выпускная квалификационная работа основывается на толковании банковских инноваций и исходит из положения, что в наиболее развитых странах осуществляется новый тип экономического развития - инновационный, являющийся выражением продолжающейся технологической революции. Экономика находится в процессе постоянных изменений - эволюционирующего развития.

Базисные инновации уже сформировали современный технологический уклад начала ХХI века в наиболее развитых странах мира. В основе - микроэлектроника и информатика, составляющие его ядро, которые, в свою очередь, образовали взаимосвязанные технологии производства.

Возможность использования интернета и сотовой связи - очевидные для клиентов плюсы работы с банком (клиент лично выбирает место для обслуживания, а не привязан к конкретному месторасположению офиса банка, самостоятельно определяет удобное время, а не следует строго регламентированным часам работы, и т.д.). И при активном продвижении банками именно удаленного обслуживания, донесения до клиентов его преимуществ рост популярности дистанционных услуг легко прогнозируем.

В центре исследования в работе находится развитие в зарубежных банках инноваций основанных на дистанционном обслуживании розничных клиентов. Внедрение таких инновации в российских банках - настоятельная необходимость, чтобы выжить в международной конкуренции. Это - шанс для успешной конкуренции. Поэтому в выпускной квалификационной работе исследуется вопрос развития банковских инноваций в сфере дистанционного обслуживания физических лиц в России на примере Хабаровского филиала ОАО «Альфа-Банк».

Целью исследования является раскрытие понятия, сущности, проблем и перспектив развития банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) дано определение банковских инноваций;

2) раскрыта сущность и характеристика банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц;

3) проведен сравнительный анализ различных видов банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц на примере зарубежного опыта;

4) дана экономическая характеристика банка;

5) проведен анализ банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц на примере Хабаровского филиала ОАО «Альфа-Банк»;

6) выявлены проблемы и перспективы развития банковских инноваций

7) разработаны рекомендации по совершенствованию обслуживания физических лиц с использованием банковских инноваций.

Объектом исследования являются инновационные процессы в банковском обслуживании физических лиц.

В качестве методологической базы выпускной квалификационной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений - диалектический, конкретно-исторический, системный и другие подходы, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления. Использовались и такие приемы, как анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем описания, сопоставления, сравнения.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные концепции, представленные в классических трудах Шумпетера, Лаврушина, Балабанова и других, а также современных исследованиях Муравьевой, Мирошникова, Викулова, Заварыкиной, Семиковой, посвященных проблемам развития банковских инноваций. В работе использованы законодательные и нормативные документы РФ. Информационной базой работы послужили информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников, материалы периодической печати, источники Интернета.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы, изложенных на 95 страницах, с 11 рисунками и 6 таблицами.

1 Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц: понятие, сущность, характеристика

1.1 Понятие банковских инноваций

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Йозеф Шумпетер.

Йозеф Шумпетер пишет: «Форма и содержание развития в нашем понимании задаются понятием «осуществление новых комбинаций».

Это понятие охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Инновационный процесс он определил как динамическую конкуренцию, в которой фирмы стремятся к инновациям, но различными путями. Одни сами занимаются инновациями (разработкой и внедрением), то есть сознательно выступают как лидеры в этой области, беря на себя риски, а другие берут на себя роль имитаторов, пытаясь догнать лидеров. Таким образом, для лидеров инновации выступают как внутренний импульс к изменениям, а для имитаторов как внешний. Постепенно то или иное нововведение охватывает отрасль в целом. Те компании, которые не смогли приспособиться к новым условиям конкуренции, разоряются.

В учебнике Грибова В.Д. и Грибанова В.П. «Экономика предприятий» понятие инновации (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) определяется как использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией) [17].

В современном экономическом словаре понятие инновации определяется как нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. [43]

Инновация в маркетинге - вывод новых продуктов на рынок [56]. То есть новые продукты и технологии, реализуемые на рынке, представляют собой инновацию.

В.С. Викулов понятие «инновации» (нововведения) трактует как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [16].

Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения новых банковских продуктов и технологий (процессов).

В учебном пособии «Банковское дело» под редакцией д.э.н., проф. И.Т. Балабанова инновация рассматривается как «инвестиция в новацию».

Новация (лат, novation -- изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, ранее не существовавшее. В соответствии: с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим. Результат такой замены и означает нововведение.

Инновации, функционирующие в финансовой сфере, представляют собой финансовые инновации. Часть финансовых инноваций создается банками в форме банковского продукта или операции (технологии). Это банковские инновации.

Банковская инновация -- это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка.

Под банковским продуктом понимается материально оформленная часть банковской услуги (карта, сберегательная книжка, дорожный чек, электронный кошелек и т. п.).

Банковский продукт имеет вид вещи, то есть осязаемую форму, предназначенную для продажи на финансовом рынке.

Новый банковский продукт бывает:

1. Единичный.

2. Массовый.

Единичный продукт -- это индивидуальный продукт. Как вещь, он имеет характерные, только ему присущие особенности, которые выделяют его среди других банковских продуктов. Например, конкретная монета из конкретного драгоценного металла определенной массы, конкретная недвижимость, облигация конкретного эмитента-банка и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.