Рефераты. Банковские операции

p align="left">Кроме того, мировой опыт показывает, что в период рецессии присутствие иностранных банков имеет склонность к росту из-за снижения цен на активы.

Основным фактором привлекательности национальной банковской системы для иностранных банков является получение более высокой прибыли при условии приемлемого риска. Доля иностранного капитала зависит от величины банковской чистой маржи, прибыльности банковского сектора, кредитоспособности страны, экономической и политической стабильности, торговых связей, особенностей банковских систем, экономических факторов (ВВП на душу населения, уровень инфляции, реальные процентные ставки). В большинстве случаев присутствие иностранного банковского капитала является более мощным при низком уровне налогообложения и низком уровне концентрации в банковской сфере. Поэтому Украине сегодня нужно активнее принимать меры по повышению уровня концентрации национального банковского капитала.

Как правило, иностранный банковский капитал не несет тех затрат, которые связаны с выполнением неформальных обязанностей местных банков перед политическими структурами и участием в теневых механизмах. Приход иностранных банков коррелируется со снижением чистой маржи национальных банков. Чем меньше препятствий для прихода иностранного капитала, тем меньше маржа у национальных банков, тем больше накладные расходы, обусловленные необходимостью повышения заработной платы, а также выше управленческая и организационная эффективность.

Банки, уделяющие больше внимания нетрадиционным банковским услугам, таким, как консультирование и андеррайтинг, достигают большего роста прибыли и большей эффективности.

Исследования показали, что приход иностранного капитала в банковскую сферу более выгоден для страны с уже высокой долей иностранного капитала. Влияние на национальную банковскую систему является двухступенчатым и имеет определенный промежуточный «порог», за которым появление новых банков резко усиливает эффект присутствия иностранного банковского капитала. Феномен «порога» объясняется тем, что в странах с невысоким присутствием иностранного банковского капитала иностранные банки не столько конкурируют с национальными, сколько занимаются обслуживанием иностранных клиентов.

Таким образом, учитывая опыт других стран, в Украине под влиянием иностранного банковского капитала можно ожидать создания качественно новой финансово-экономической среды, появления новых возможностей и новых проблем.

Целесообразность дальнейшего роста присутствия иностранного капитала в банковской системе страны обусловлена объективными потребностями:

-- дальнейшей монетизации экономики и абсорбирования дополнительной денежной массы банковской системой. (При сохранении существующих тенденций, денежная масса за 2006--2010 годы может вырасти более чем в пять раз, тогда как регулятивный капитал банков -- только в 2,5 раза, вследствие чего уровень достаточности капитала сократится вдвое -- до 7,4%, что намного меньше норматива. Это приведет к критическому росту общего кредитного риска в экономике);

-- повышения уровня кредитования экономики как предпосылки необходимых структурных сдвигов (сейчас этот уровень в Украине составляет примерно 30% ВВП, в то время как в Эстонии -- 55%, Литве и Словении -- 44, Венгрии -- 42%);

-- привлечения иностранных инвестиций и доведения их уровня на душу населения до показателя соседних восточноевропейских стран (сейчас на душу населения в Украине приходится не более 180 долл. США иностранных инвестиций, тогда как в Чехии -- свыше 3 тыс. долл., Эстонии -- 2,6 тыс., Венгрии -- 2,4 тыс., Словакии -- 1,8 тыс., Польше -- 1,2 тыс.);

-- ускоренного развития финансовых рынков;

-- прямого использования современных банковских технологий и опыта банковского менеджмента как предпосылок для дальнейшей институциализации национальной финансовой системы;

-- повышения конкурентоспособности и управляемой интеграции в глобальное экономическое пространство.

Можно назвать еще ряд факторов, свидетельствующих о полезности расширения допуска иностранного капитала в отечественную банковскую систему. Прежде всего это необходимость:

-- расширения спектра банковских услуг и повышения их качества;

-- снижения уровня процентных ставок по кредитам;

-- уменьшения влияния внутренних шоков на стабильность функционирования банковской системы;

-- повышения международного финансового рейтинга Украины и увеличения объемов иностранных инвестиций в ее экономику;

-- оптимизации институциональной структуры отечественной банковской системы и приближения ее к стандартам стран с развитой рыночной экономикой;

-- увеличение притока иностранного банковского капитала в Украину с учетом повышенного спроса на ресурсы со стороны реального сектора отечественной экономики и невозможности удовлетворить эти потребности за счет внутренних источников;

-- активизации участия в объективных мировых глобализационных процессах с возможностью учета и предупреждения (недопущения) их негативных последствий для отечественного банковского сектора.

Немаловажно, что привлечение иностранного капитала будет способствовать уменьшению коррупции, легализации заработной платы и соответствующему увеличению социальных отчислений, повышению стандартов гарантирования вкладов.

Однако для расширения присутствия банков с иностранным капиталом и повышения привлекательности национального рынка банковских услуг существуют определенные условия. Это стабильность национальной денежной единицы, современная система государственных регулятивных институтов, сбалансированное законодательное обеспечение иностранных инвестиций и банковской деятельности; развитый рынок банковских услуг, наличие современной банковской инфраструктуры и квалифицированного персонала.

Надо сознавать, что привлечение иностранного капитала несет и серьезные проблемы не только для банковской системы, но и для отечественной экономики (прежде всего ее отраслевой структуры) и экономической безопасности государства в целом. Среди этих проблем и угроз выделим наиболее опасные.

1. Структурные риски «зависимого развития» и обострение ввиду этого всего комплекса экономических, социальных и политических проблем.

Формальные и неформальные критерии и цели деятельности банков с иностранным капиталом не обязательно совпадают с национальными целями социально-экономического развития. Структурная отсталость и институциональная слабость экономики Украины делают возможность такого деформированного развития достаточно реальной.

Резкое снижение доли национального банковского капитала может привести к ситуациям, когда некоторые сферы экономики будут лишены кредитов, поскольку акционеры банков с иностранным капиталом всегда будут инвестировать те отрасли и в тех странах, где прибыль и безопасность выше. Особенно это касается сфер украинской экономики, связанных с добычей и первичной переработкой минерально-сырьевых ресурсов, спрос на которые на мировых рынках, несмотря на некоторые колебания, был, есть и будет. Хотя Украина заинтересована в ускоренном развитии на инновационной основе и в скорейшей постиндустриализации.

2. Угроза «обвальной» глобализации национальной хозяйственной системы и утраты экономического суверенитета.

В условиях роста глобальной нестабильности и конфликтности с непредсказуемыми последствиями это крайне нежелательный сценарий, и сегодня даже высокоразвитые страны осуществляют политику предотвращения подобной угрозы.

3. Угрозы для экономической безопасности страны из-за возможного неконтролируемого оттока капитала и финансовых ресурсов. Начальный приток иностранного капитала в виде открытия филиалов и особенно -- приобретения нерезидентами доли или всего уставного капитала отечественных банков со временем может привести к серьезному оттоку ресурсов из страны и выводу за границу получаемых доходов.

Особое место в проблеме притока зарубежного банковского капитала занимает вопрос о филиалах иностранных банков в Украине. Открытие филиалов и их доступ на национальный рынок банковских услуг является одним из условий вступления Украины в ВТО. Но правовой статус у этого участника рынка особый, поскольку деятельность филиалов иностранных банков в значительной степени регулируется законодательством страны, в которой зарегистрирован материнский банк. Учитывая, что финансовая мощь филиалов иностранных банков может превосходить капиталы многих украинских банков, но контролировать должным образом их деятельность НБУ не сможет, потенциальное дестабилизирующее влияние этого фактора слишком серьезно, чтобы им пренебречь. Если решения НБУ о норме обязательного резервирования не будут обязательными для иностранных филиалов, то возможность регулировать предложение денег через денежный мультипликатор пропорционально доле иностранных филиалов в активах всех банков окажется утраченной.

В иностранных банках действует более высокая норма гарантирования вкладов населения, что может способствовать оттоку части вкладов в филиалы. Кроме того, формально статус филиала дает возможность проникновения в Украину ненадежных банков.

Филиалы являются подразделением главного банка, у них нет статуса юридического лица и в большинстве случаев -- отдельного баланса. В целом, надзор за деятельностью филиалов принадлежит регулятору страны происхождения, но каждая страна может создавать свои правила для иностранных банков. Как правило, платежеспособность филиалов регулируется головной компанией, а ликвидность -- органами надзора страны-реципиента. Для этого необходимы соответствующие регулирования, а также дополнительные требования в стране-реципиенте, включая размер приписного капитала, предоставление такой же финансовой и статистической отчетности, как у местных банков. Многие страны мира требуют от филиалов участия в отечественных схемах защиты вкладов.

Основные направления оптимизации допуска иностранного банковского капитала должны найти системное решение при разработке и реализации национальной стратегии развития банковской системы. Но меры, лежащие, так сказать, на поверхности, можно сформулировать в виде определенных рекомендаций.

Во-первых, увеличение доли иностранного банковского капитала в банковской системе должно происходить постепенно -- по мере создания благоприятных внутренних условий развития банковского сектора и повышения конкурентоспособности национального банковского капитала. Допуск филиалов зарубежных банков должен осуществляться не ранее, чем через пять лет после вступления в ВТО, с возможностью дальнейшего уточнения и дифференциации этой нормы для отдельных видов деятельности.

Во-вторых, нельзя забывать об укреплении и дальнейшем развитии сегмента банков с государственным капиталом, специализирующихся на обеспечении стратегических социальных, структурных и внешнеэкономических задач экономического роста (Ощадбанк, Эксимбанк, Банк реконструкции и развития).

В-третьих, следует ввести нормативно-организационную селекцию и мониторинг доступа иностранного банковского капитала на основе национальных приоритетов развития; ввести запрет на доступ банков из офшорных зон.

В-четвертых, разработать четкие правила продажи банков с национальным капиталом зарубежным владельцам.

Реализация таких мер, на мой взгляд, позволит нейтрализовать или хотя бы минимизировать негативные последствия увеличения доли иностранного капитала в банковский системе Украины, а также в полной мере воспользоваться преимуществами такого присутствия для дальнейшего развития национальной экономики, укрепления денежно-кредитного рынка и финансовой системы в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.