Другой причиной потери доходов является инфляция. Причем при высоком ее темпе потери могут быть значительными при среднесрочном и даже краткосрочном кредитовании.
Валютный риск представляет собой риск потерь, снижения дохода или получения значительного дохода в связи с колебаниями курсов валют. Подверженность организации данному риску определяется степенью несоответствия размеров активов и обязательств в той или иной валюте. Таким образом, валютный риск в целом представляет собой балансовый риск.
Валютный риск может быть предметом управления для отдельных видов операций, основной или дополнительной целью которых является получение прибыли за счет благоприятного изменения валютных курсов. В первую очередь к ним относятся спекулятивные конверсионные операции с валютой.
Изменение курсов иностранных валют влияют на все позиции банка, представленные в этих валютах (кредиты, депозиты, ценные бумаги, доходы и расходы, понесенные в иностранной валюте, а также наличная иностранная валюта).
Риск ликвидности - это риск того, что банк будет не в состоянии исполнить свои финансовые обязательства при наступлении даты валютирования (даты исполнения сделки).
В числе других рисков все более актуальным становится страновой риск. Он связан с международной деятельностью банков и зависит от политической и экономической стабильности стран-клиентов, импортеров, экспортеров, работающих с данным банком. В связи с тем, что российские банки все чаще выходят на международные торговые площадки, выступая в качестве контрагентов по сделкам с иностранной валютой и приобретателей различных ценных бумаг зарубежных эмитентов, страновой риск становится все более актуальным. Этот риск подразделяют на два основных компонента: политический и экономический. Политические риски обусловлены политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Они возникают при нарушении условий деятельности банка по причинам, непосредственно не зависящим от него. К политическим рискам относятся:
невозможность осуществления банковской деятельности вследствие военных действий, революции, национализации, конфискации имущества и т.п.;
введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
неблагоприятное изменение налогового законодательства;
риск трансферта - запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа и перевода ее за границу. В этом случае обязательство перед партнерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения;
риск разрыва соглашений из-за действия властей страны, в которой находится банк (компания) - контрагент.
Иногда политический риск выделяют в отдельную категорию и не рассматривают в составе странового риска.
К экономическим рискам относятся такие, как, например: объявление экономической блокады, запрет на расчеты за границу, обострение экономических кризисов и др. Причем отнесение каких-либо видов рисков к конкретной подгруппе весьма условно, так как все они в большей или меньшей степени связаны и с политической, и с экономической обстановкой в стране.
В целом величина странового риска складывается из трех компонентов: политического риска, общего экономического и частного экономического. Оценка политического риска возможна только экспертным путем; общего экономического - на основе национальной статистики, динамики основных макроэкономических показателей и индикаторов; частного экономического -на основании оценки кредитоспособности иностранного клиента, других внутренних банковских методик.
Таким образом, страновой риск, в общем виде, представляет собой вероятность потерь вследствие чувствительности банка к политическим и/или экономическим изменениям в стране, в народное хозяйство которой вложены средства. Такого рода опасность может возникнуть из-за невозможности иностранного контрагента выполнить свои обязательства перед кредитором или инвестором по причинам, которые не относятся к обычным банковским рискам и возникают в связи с кредитованием и инвестированием. Страновые риски актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного капитала, и банковских учреждений, имеющих генеральную лицензию. В связи с этим оценка странового риска базируется на анализе и прогнозе кредитоспособности заемщика в прошлом настоящем и будущем.
В связи с постоянным ростом и развитием различных рисков, на которых оперируют банки, усложнением характера операций требуются постоянное совершенствование и автоматизация систем бухгалтерского и внесистемного учета, получение различных управленческих отчетов и сводок в режиме реального времени для принятия управленческих решений. Поэтому все больше возрастают операционно-технические риски, связанные с техническими ошибками и программными сбоями. Данные риски необходимо минимизировать путем уменьшения ручного ввода информации, установки автоматизированного контроля на стадии ввода, проведения регулярной автоматизированной выверки различных регистров и т.п.
Системные риски в узком смысле представляют собой риски, связанные с потенциальными сбоями в функционировании операционно-технологических систем банка. В таком контексте понятия операционно-технического и системного риска становятся идентичными. В широком понимании системные риски есть риски, связанные с функционированием банка как части системы, будь то банковско-инвестиционная группа, группа связанных компаний или банковская система в целом. В этом случае факторы, не оказывающие прямого влияния на банк как независимую структурную единицу, непременно воздействуют на него через изменение каких-либо условий функционирования других участников системы.
Законодательный риск проявляется в каждой сделке, для осуществления условий которой возникает необходимость в получении разрешений, лицензий или других подобных документов для проведения определенного типа операций, а также вероятность изменения требований, прописанных в законодательстве. Например, такой риск возникает при переводе за границу денежных средств, товаров, услуг, являющихся объектом валютного контроля какого-либо института (например, центральный банк или, в России, уполномоченные банки).
Банк России развивает нормативную базу анализа и контроля за уровнем рисков. Наряду с этим разрабатывают, утверждают и используют собственные методики.
Реально ни в одну условную схему невозможно включить все риски, поэтому классификацию необходимо осуществлять в зависимости от целей анализа.
1.2 Организация управления банковскими рисками
Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.
Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем - от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.
Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.
Каждый банк должен думать о минимизации своих рисков. Это необходимо для его выживания. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.
Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.
Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени определяют постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней среды в банковском деле России, в последние годы, являются: рост количества банков и их филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны Центрального банка и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения структуры роста потребности предприятий в оборотном капитале и изменения структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов; отсутствие действенных гарантий по возврату кредита.
Банк должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов.
В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:
прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.
Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования рисков.
Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений.
Важнейшими элементами систем управления рисками являются:
- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед председателем правления банка, руководитель подразделения кредитных рисков - перед заместителем председателя правления, т.е. перед членами высшего руководства банка;
Страницы: 1, 2, 3, 4