Рефераты. Банковский аудит

p align="left">Дт 61103 Кт 702 - сторнировка на сумму переначисленного износа при ошибочном учете ОС на сч.611.

2. Распространены случаи учета ТМЦ стоимостью менее 1/20 стоимости ОС на сч.611, тогда как они должны учитываться внесистемно и списываться на расходы при вводе в эксплуатацию. Поэтому необходимо сделать следующие сторнировочные проводки:

Дт 61103 Кт 611 - на стоимость ТМЦ, если был начислен износ 100%,

или

Дт 61103 Кт 611 - на сумму износа 50%;

Дт 702 Кт 611 - на оставшуюся стоимость МБП (при начислении износа по 50%).

3. При исчислении амортизации также часто допускают ошибки, в основном по причине того, что в Указе N 1027 по оборудованию, в т.ч. по вычислительной технике, нормы даны исходя из двухсменного режима работы, т.е. банк завышает свои расходы. В этом случае по оборудованию, которое действительно может быть использовано в две смены, например модем, компьютер, настроенный на "Рейтер", и т.д., издается приказ, обосновывающий применение удвоенной ставки амортизации. По остальному оборудованию в случае переначисления амортизации по причине применения неверных ставок необходимо провести сторно: Дт 606 Кт 604.

4. Каждый год банк проводит переоценку. При этом допускаются ошибки не только при определении размера переоценки (т.е. применение неверных коэффициентов или ошибки в расчете рыночной цены при прямом пересчете), но и при определении базы для переоценки (т.е. проводится переоценка нематериальных активов, МБП и т.д., что не предусмотрено законодательством).

Для исправления ошибки необходимо откорректировать сч.10601 обратными проводками, а также отсторнировать переоценку МБП и нематериальных активов проводками: Дт 10601 Кт 611 или 609.

5. При проведении переоценки, ориентируясь на рыночную цену, банк может снизить балансовую стоимость ОС при падении его рыночной цены. Но в этом случае отнести отрицательную переоценку в Дт 10601 и Кт 604 он может только в пределах сумм переоценки данного ОС, проведенной в прошлом году. Если же такого остатка на сч.10601 нет, то балансовая стоимость не снижается. При излишнем начислении отрицательной переоценки на сч.10601 необходимо отсторнировать проводкой: Дт 604 Кт 10601 - на сумму ошибочно начисленной отрицательной переоценки.

6. Зачастую при переоценке ОС износ, начисленный на сч.606, не переоценивается или же переоценивается по коэффициентам, отличным от переоценки ОС, что противоречит Письму ЦБ от 01.02.96 г., в соответствии с которым износ переоценивается проводкой: Дт 10601 Кт 606 по тем же коэффициентам, что и ОС.

Для исправления ошибки необходимо довести размер износа до необходимого размера, доначислив его проводками Дт 10601 Кт 606 или, наоборот, уменьшив обратной проводкой.

7. При проверке ОС необходимо обратить внимание на наличие первичных документов, а именно: накладных, актов приема-передачи, актов ввода в эксплуатацию, актов выбытия.

При их отсутствии накладные необходимо получить у продавца, а акты оформить надлежащим образом.

8. На конец года (или квартала) целесообразно проверить соответствие журналов, карточек регистрации и баланса. Могут обнаружиться расхождения по причине ошибочного повторного оприходования ТМЦ, также возможен вариант, когда поступившие в конце отчетного периода ТМЦ поставлены на учет в журнал, но не учтены в балансе и т.д. Для устранения расхождений необходимо привести в соответствие аналитический и синтетический учет.

9. Важный момент проверки ОС - это выбытие недоамортизированных ОС, поскольку банки зачастую относят недоамортизированную стоимость ОС на себестоимость, что неправомерно, т.к. она должна относиться на чистый убыток.

Аудит заработной платы

Проверка заработной платы представляет собой достаточно ответственный этап, т.к. это - сфера повышенного внимания со стороны ПФ и других фондов, а также ГНИ в части отнесения на себестоимость и уплаты взносов во внебюджетные фонды. Проверку заработной платы можно условно подразделить на две части: начисление заработной платы и удержание из нее 1% в ПФ, а также подоходного налога и вторая часть - проверка формирования ФОР и уплаты взносов во внебюджетные фонды.

Необходимые документы:

- штатное расписание;

- карточки лицевого учета;

- ведомости начисления и выплаты заработной платы;

- документы по иждивенчеству;

- приказы по премиям, прочим единовременным выплатам;

- выписки по соответствующим субсчетам сч.603 (начисление зарплаты, удержание взносов в ПФ, подоходного налога, взносов во внебюджетные фонды).

Последовательность проверки:

1. Проверка правильности начисления и выплаты зарплаты носит выборочный характер. Однако желательно проверить, как участвуют в расчете взносов в ПФ и подоходного налога такие выплаты, как больничные листы, премии, подарки, оплата обучения сотрудников, компенсационные выплаты и т.д. (т.е. исходя из этого надо формировать объект проверки).

При этом необходимо проверить как штатных сотрудников банка, так и работающих по договорам гражданско-правового характера.

Опираясь на данные проверки авансовых отчетов (командировочные сверх норм), приказы на выплату премий, выдачу подарков, выписки по субсчетам сч.10702, 705, 702 (расходы на обучение, премии, подарки и т.д.), договора на обучение и т.д., аудитор должен выборочно проверить, верно ли указанные выплаты были учтены при расчете размеров заработной платы и отчислений в ПФ и подоходного налога. Для этого анализируются лицевые карточки и ведомости начисления и выплаты зарплаты, при этом делаются контрольные расчеты.

2. Проверка полноты и правильности оформления пакета документов по иждивенчеству.

3. Выборочная проверка правильности начисления взносов во внебюджетные фонды.

4. Проверка своевременности и полноты уплаты взносов во внебюджетные фонды и подоходного налога. Проводится посредством сопоставления срока выдачи заработной платы и перечисления взносов во внебюджетные фонды и бюджет.

Аудит внутрибанковской документации

Хозяйственные договоры. Эту часть проверки выделить в отдельный блок можно с большой натяжкой, т.к. она плотно связана прежде всего с аудитом имущества банка и финансовых результатов.

Необходимые документы:

- хозяйственные договоры, акты приема-передачи и т.д.;

- авансовые отчеты (АО).

Последовательность анализа:

1. Анализ хозяйственных договоров.

Прежде всего необходимо выделить договоры на ремонт, строительство, оказание банку различных услуг, т.к. они относятся к аудиту имущества или формированию финансовых результатов и налогообложению. Особое внимание надо обратить на нестандартные договоры, например оплата обучения сотрудников, оплата различных благ, предоставляемых сотрудникам, и т.д. Итоги данного анализа являются вспомогательным материалом для аудита ряда других областей деятельности банка.

2. Анализ авансовых отчетов и наличных расходов на хозяйственные нужды банка.

В ходе своей деятельности банк не только оказывает услуги клиентам, но и сам активно пользуется услугами сторонних организаций. В частности, банк закупает имущество, проводит его ремонт, заключает договоры на размещение рекламы на информационное обслуживание. Рассмотрение хозяйственных договоров направлено прежде всего на проверку правильности документального оформления и учета в балансе.

Из документов необходимы сами договоры, акты приема-передачи, различные сметы и т.д., а также выписки по счетам учета расходов и имущества.

Наиболее распространенные ошибки:

1. Затраты по договорам относятся на сч.702 до оформления актов сдачи-приемки или вообще без их оформления.

2. Капитальные затраты по арендованным ОС относятся на сч.607 и по окончании срока аренды относятся на себестоимость, что неправомерно, т.к. они должны по окончании срока аренды передаваться по акту арендодателю.

3. Необходимо обратить внимание на то, кто подписывает договоры, и если это не руководитель, то необходимо наличие доверенности.

Для исправления подобных ошибок надо переделать договор или оформить доверенность, указав при этом в самом договоре, что лицо, подписывающее договор от имени банка, действует на основании доверенности.

4. Необходимо обратить внимание на корректность составления договоров банка, например имеют место случаи, когда в качестве предмета договора о совместной деятельности указываются обязательства по внесению в уставный фонд банка каких-либо ценностей и т.д. Однако это не отвечает определению совместной деятельности и процедуре увеличения уставного фонда. Если действительно имеет место совместная деятельность, то надо переоформить договор, определить ответственного за ведение отдельного баланса и т.д. Если же осуществляются взносы в уставный фонд, то подобные договоры должны быть расторгнуты как недействительные.

5. Законодательством банкам запрещено заниматься торгово-закупочной деятельностью, поэтому договоры соответствующего содержания должны быть признаны недействительными.

Аудит кредитных операций банка

Одна из наиболее важных функций банковской системы - распределение ресурсов. Здесь важным механизмом является кредитование организаций, предприятий, а также МБК. В соответствии с рекомендациями ЦБ важно кредитование реальных контрактов и целевые принципы.

Поэтому при заключении кредитной сделки клиентами представляется ряд документов, из которых формируется кредитное досье, куда наряду с кредитным договором, справкой из ГНИ, из ПФ (с декабря 1995 г.), заявлением на открытие счета (обязательный минимум) входит ряд других, рекомендуемых ЦБ, документов, а именно:

- ТЭО;

- контракты, подтверждающие целевое использование кредитов;

- балансы предприятия за последние отчетные периоды;

- акты проверок специалистом банка целевого использования кредита.

Помимо самой выдачи кредита банк должен регулярно проверять целевое использование средств, соблюдение графика погашения процентов и основной суммы, анализ финансового состояния заемщика. При неосторожной кредитной политике возможно появление просроченных кредитов и процентов по ним, которые переносятся со ссудных счетов на счета просрочки.

В целях поддержания стабильности банков и защиты интересов вкладчиков в банке создаются резервы на возможные потери по ссудам, которые учитываются на сч.32010 и при соблюдении определенных условий могут быть направлены на покрытие просроченной задолженности. Ссудная задолженность безнадежная и/или признанная нереальной для взыскания по решению совета директоров или наблюдательного совета банка списывается с баланса банка за счет резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке списывается на убытки отчетного года с отнесением на балансовый счет 70209 "Другие расходы".

При этом нереальной для взыскания признается ссудная задолженность, по которой меры, предпринятые по взысканию, носят полный характер (включая реализацию залога) и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по возвращению ссуды.

Решение о выдаче крупных кредитов должно в обязательном порядке приниматься правлением банка либо его кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка. При этом решение о выдаче должно быть оформлено соответствующими документами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.