Нагрузка обеспечивает поступление средств, используемых для покрытия расходов на ведение дела по страховым операциям, а также для формирования фонда предупредительных мероприятий и плановой прибыли.
Распоряжением № 02-03-36 от 8.08.96 г. Росстрахнадзор утвердил две методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования.
Первая методика применяется при следующих условиях:
1) существует статистика либо какая-то другая информация по рассматриваемому виду страхования, что позволяет оценить следующие величины:
Р - вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования;
Sn - средняя страховая сумма по одному договору страхования;
- среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая;
2) предполагается, что не будет опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев;
3) расчет тарифов проводится при заранее известном количестве договоров n, которые предполагается заключить со страхователями.
Нетто-ставка Тн состоит из двух частей - основной части То и рисковой надбавки Тр:
ТН =То+Тр.
Основой расчета основной части нетто-ставки является убыточность страховой суммы, которая зависит от вероятности наступления страхового случая Р и коэффициента тяжести ущерба Кту.
,
где m - число пострадавших объектов; n - число застрахованных объектов.
.
Основная часть нетто-ставки определяется по формуле:
Рисковая надбавка вводится для того, чтобы учесть неблагоприятные колебания показателя убыточности страховой суммы, который определяется отношением выплаченного страхового возмещения к страховой сумме всех объектов страхования.
Возможны два варианта расчета рисковой надбавки:
1. При наличии статистики о страховых возмещениях и возможности вычисления среднеквадратического отклонения возмещений при наступлении страховых случаев рисковая надбавка рассчитывается для каждого риска:
где ?w - среднеквадратическое отклонение возмещений.
2. При отсутствии данных о среднеквадратическом отклонении страхового возмещения рисковая надбавка определяется:
где ?(?)- коэффициент, который зависит от гарантии безопасности у. Его значение находится из прил. 1.
Брутто-ставка Тб рассчитывается по формуле:
где Н - доля нагрузки в брутто-ставке, %.
Выполнение заданий по индивидуальному варианту
Задание 1. Рассчитайте нетто- и брутто-ставки по страхованию транспортных средств согласно методике Росстрахнадзора исходя из сл. данных:
Таблица 1
Исходные значения показателей для выполнения задания 1
Р
n
H
0,01
190
54
1200
23%
0,95
1,645
Решение.
Определяем:
1)основную часть нетто-ставки:
=
2)рисковую надбавку:
3)нетто-ставку:
4)брутто-ставку:
5)страховой взнос (премию) страхователя:
2.2 Расчет тарифных ставок по методике, предлагаемой статистиками
Страховые компании могут использовать методики расчетов страховых тарифов, обоснованность которых должна быть подтверждена использованием математических методов, учитывающих специфику страховых операций. Одна из них предлагается в учебниках по финансовой статистике.
В основе расчета нетто-ставки лежит убыточность страховой суммы за период, предшествующий расчетному (обычно за 5 предыдущих лет). Основная часть нетто-ставки равна средней убыточности страховой суммы за предшествующий период и определяется по формуле:
где qi - убыточность страховой суммы за i-й период; n - число периодов.
Рисковая надбавка:
где ? - среднеквадратическое отклонение убыточности страховой суммы за предшествующий период; t - коэффициент доверия, зависящий от требуемой вероятности, с которой собранных взносов хватит на выплаты страховых возмещений по страховым случаям.
Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле:
Задание 2.
Таблица 2
Исходные данные по одному из видов страхования имущества юридических лиц
q по годам,%
вероятность
Н,%
Sn,тыс.руб.
1,8
1,7
1,3
1,9
0,98
26
1400
1) основную часть нетто-ставки, которая будет равна средней убыточности страховой суммы за предшествующие 5 лет:
2) рисковую надбавку:
t= 2,5 при вероятности 0,98,
3) нетто-ставку:
4) брутто-ставку:
2.3 Определение ущерба и страхового возмещения в имущественном страховании
Главный принцип имущественного страхования - принцип возмещения ущерба. Его суть состоит в том, что после наступления ущерба страхователь должен быть поставлен в то же финансовое положение, в котором он был перед ущербом. Размер ущерба определяется на основании страхового акта, составленного страховщиком или уполномоченным им лицом с участием страхователя. Общая формула расчета имеет следующий вид:
У = SS- И+ Р- О,
где SS - стоимость имущества по страховой оценке; И - сумма износа; Р - расходы по спасанию и приведению имущества в порядок; О стоимость остатков имущества, пригодного для дальнейшего использования.
Страховое возмещение:
В = У*(Sn/SS)
Задание 3. В результате дорожно-транспортного происшествия уничтожен автомобиль. По исходным данным, рассчитать ущерб страхователя и размер страхового возмещения, если автомобиль застрахован на определенную часть стоимости.
Таблица 3
Исходные данные показателей для выполнения задания 3
Цена автомобиля, тыс.руб.
Износ автомобиля, %
Стоимость остатков, тыс.руб.
Расходы на привидение в порядок имущества, тыс.руб.
Часть стоимости, на которую застраховано имущество, тыс.руб.
155
25
14
1
65
1)ущерб = 155-(155*0,25)+1-14= 103,25 тыс. руб.
2)возмещение = 103*((0,65*155)/155)=66,95 тыс. руб.
2.4 Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховой тариф устанавливается с учетом профессионализма страхователя (застрахованного лица), состояния его здоровья, водительского стажа, марки автотранспортного средства, его технических характеристик, режима и территории использования, маршрутов движения и т.д.
Страховое возмещение выплачивается на основе заявления страхователя, решения суда, документов соответствующих органов, которые подтверждают страховой случай, а также составленного страхового акта, а страховое обеспечение, кроме перечисленных документов, на основе соответствующих документов медико-социальной экспертизы, органов социального обеспечения о факте нанесения ущерба и его последствиях, а также с учетом справок, счетов и прочих документов, подтверждающих произведенные расходы. Размер страхового возмещения зависит от размеров ущерба, а также от вида лимита ответственности страховщика и количества пострадавших при наступлении страхового случая.
Задание 4. Определите страховой взнос транспортной организации на год при страховании гражданской ответственности водителей транспортных средств.
Таблица 4
Исходные данные для выполнения задания 4
Количество водителей в зависимости от стажа работы, чел.
Тарифные ставки в зависимости от стажа водителей, %
Страховая сумма на каждого водителя, тыс.руб.
До 1 года
От 1 года до 5 лет
От 5 до 10 лет
Свыше 10 лет
9
2
5,8
3,0
2,5
2,1
140
тыс.руб.
2.5 Страхование ответственности перевозчиков
При страховании ответственности перевозчиков объектом страхования является ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам или иным третьим лицам. Проводится в добровольной и обязательной формах. Введенный в действие с 1 апреля 1997 г. Воздушный кодекс РФ обязывает российских владельцев судов, авиационных перевозчиков заключать договоры страхования ответственности. В нем предусмотрены лимиты ответственности страховщиков при выполнении внутренних рейсов при страховании ответственности:
а) за вред, причиненный жизни и здоровью членов экипажа и пассажиров в размере не менее 1000 установленных законодательством МРОТ на день продажи билетов на каждого пассажира;
б) за вред, причиненный багажу, в размере не менее 2 установленных МРОТ на 1 кг багажа;
в) за вещи, находящиеся при пассажире, в размере не менее 10 МРОТ.
Договоры страхования ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве РФ должны заключаться на страховые суммы, равные не менее чем 2 МРОТ за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. Ответственность воздушных перевозчиков перед владельцами груза регулируется в том же порядке, что и ответственность за багаж пассажиров.
Задание 5. Определите сумму выплат страховщиком родственникам погибших, если пассажиры, багаж и вещи, находящиеся при пассажирах, застрахованы перевозчиком по минимуму.
Таблица 7
Исходные данные по одному из видов страхования ответственности
Количество членов экипажа, чел.
Количество пассажиров, чел.
Багаж, кг
144
1890
МРОТ.
Заключение
Действующее в настоящее время условия всех видов страхования выработаны многолетней практикой его проведения с учетом опыта зарубежных стран. Они постоянно совершенствовались в целях более полного удовлетворения интересов страхователя. Развитие страхового рынка и конкуренции между страховщиками создают благоприятную почву для дальнейшего улучшения как существенных, так и несущественных условий страхования.
Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.
Список использованной литературы
1. Страхование от А до Я. Книга для страхователей / Под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 624 с.
2. Шелехов К. В., Бигдаш В. Д. Страхование: Учебное пособие. - К.: МАУП, 1998. - 415
3. Вещунов Н.Л. Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник - 2-ое изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2004 г.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие- М: ИНФРА-М, 2006 г.
5. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Страхование на транспорте». Меньков В.Н. Квинт Я.В., Богданова С.А., Омск 2006.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6