Рефераты. Ценные бумаги. Основные положения

бслуживающих реализацию прав владельцев ценных бумаг.

Специфика реквизитов ценной бумаги как установленных по закону сведений о ней состоит в том, что отсутствие какого-либо из них лишает документ статуса ценной бумаги.

Определение понятия ценной бумаги имело место первоначально в Германии, а затем также в других странах. Еще полстолетия назад немецкие теоретики называли ценной бумагой всякий документ имущественно-правового содержания. Но впоследствии было предложено иное определение ценной бумаги, которое до сих пор является господствующим направлением в германской науке в теории ценных бумаг. См.: Алексеева И. А. Ценные бумаги: опыт Германии. - Иркутск, 1994

Ценная бумага определяется как документ, предъявление которого необходимо для осуществления выраженного в нем права.

В настоящее время единое понятие ценной бумаги не составляет исключительного достояния германской науки. Швейцария, цивилистическая доктрина которой тесно связана с германской, целиком восприняла германские взгляды. В Италии понятие ценной бумаги вошло в научный обиход и заняло определенное место в юридической преподавании. Кроме того, крупный вклад в теорию ценных бумаг сделал итальянский ученый С. Виванте, который в своем курсе торгового права дал исследование вопроса, представляющее собой одну из наиболее капитальных работ в этой области. См.: Агарков М. М. Указ. соч. С. 213-215

Особое положение занимает французская доктрина. Установившаяся в ней традиция различает два вида бумаг: valeurs mobilieres и effets de commerce. Понятие valeurs mobilieres охватывает собой совокупность бумаг, составляющих предмет массовых эмиссий и могущих обращаться на фондовой бирже при содействии фондовых маклеров. К их числу относятся французская рента, облигации, выпускаемые юридическими лицами публичного или частного права, и акции. Effets de commerce представляют собой бумаги, предназначенные главным образом для производства расчетов по торговым операциям, как, например, вексель и чек. На практике эти бумаги не составляют предмета сделок, совершаемых при содействии биржевых маклеров. Торговля ими совершается при посредничестве банков, а также разного рода кредитных учреждений. Таким образом, valeurs mobilieres и effets de commerce имеют различный рынок. В первом случае это так называемый рынок капиталов, во втором - денежный рынок.

Понятие valeurs mobilieres и effets de commerce в совокупности не покрывают полностью понятие ценной бумаги в том его объеме, который принят в германской литературе. Так, например, товарораспорядительные документы не попадают ни в ту, ни в другую группу.

Традиционная система изложения французского торгового права, рассматривающая отдельно каждую из этих групп, создает неудобство. Таким образом, французская доктрина не создала еще систематического учения о ценных бумагах по французскому праву, несмотря на то, что в разработке проблем, связанных с отдельными видами ценных бумаг, ей принадлежат весьма значительные заслуги.

Особое положение занимают в интересующем нас вопросе Англия и Соединенные Штаты Америки. Английское и Американское право не знают понятия ценной бумаги, но есть обобщение положений, относящихся к отдельным видам ценных бумаг. Результатом такого обобщения является в англо-американской юриспруденции понятие оборотного документа. Оборотным документом считается предъявительская или ордерная бумага, предоставляющая своему добросовестному держателю право на получение платежа, свободное от недостатков в праве его предшественников. Понятие оборотного документа есть в законодательстве США. Большинство штатов имеют мало отличающиеся друг от друга законы, посвященные оборотным документам. Типичными оборотными бумагами являются переводной вексель, простой вексель и чек. Но к их числу могут быть отнесены и другие бумаги, как, например, банковские билеты, облигации на предъявителя.

Понятие оборотного документа значительно уже понятия ценной бумаги. Оно довольно близко подходит к французскому понятию effets de commerce, но все же не совпадает с ним. Теория ценных бумаг разрабатывалась главным образом в связи с учением о бумагах на предъявителя, которые на европейском континенте представляют собой обособленный вид ценных бумаг. Обособлению бумаг на предъявителя способствовало то обстоятельство, что право континентальных европейских государств не допускает векселей на предъявителя. Наоборот, английское и американское право допускают векселя на предъявителя.

Общее понятие ценной бумаги известно русской цивилистической науке. Профессор Г.Ф. Шершеневич, отмечая, что "понятие о ценных бумагах не успело до сих пор выясниться ни в жизни, ни в науке, ни в законодательстве" Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. II. - СПб., 1908., считал необходимым установить за этим термином определенное содержание. Понятие ценной бумаги он определял следующим образом: "Под именем ценной бумаги следует понимать документ, которым определяется субъект воплощенного в нем имущественного права". Но данное определение не позволяет ограничить ценные бумаги от некоторых других документов: завещание тоже определяет субъекта соответствующего права.

Глава 2. Этапы формирования рынка ценных бумаг

2.1 Формирование рынка ценных бумаг в царской России

Рынок ценных бумаг в царской России развивался около 150 лет. Как и во всем мире, он взаимосвязан с эволюцией экономики и политики страны. За это время определились три периода:

первый период - с 1769 по 1861 г. - время возникновения и становления рынка ценных бумаг, когда преимущественно происходило обращение государственных ценных бумаг;

второй период - с 60-х годов XIX в. по 1897 г. - проведение денежной реформы - "хождение золотой валюты";

третий период - с 1897 по 1914 г. - соответствует чертам оформления "зрелого" рынка ценных бумаг.

В России, как и во всем мире, первыми фондовыми ценностями выступали государственные ценные бумаги. Непрерывные войны заставляли правительства искать новые источники финансирования. Обычно главными источниками покрытия служили заимствования денег и эмиссия денег.

В 1769 г. на голландском рынке впервые появились государственные ценные бумаги России. Это были облигации российского внешнего займа под 5% годовых сроком на 10 лет, размещенные через посредников - банкиров. Такая практика продолжалась и в дальнейшем, но основным источником покрытия бюджетного дефицита и оставался выпуск бумажных денег. Их чрезмерная эмиссия привела к чрезмерному развитию инфляционного процесса до 10% в 1800 г. Тяжелое состояние государственных финансов вынудило императора Александра I заняться бюджетом. Он поручает М.М. Сперанскому, являвшемуся в то время товарищем министра юстиции и директором комиссии при Государственном Совете по составлению проекта Гражданского уложения России, составить роспись на 1810 г. и сформулировать основные принципы бюджетного законодательства. По "Плану финансов России", предложенному М.М. Сперанским, правительство приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств - облигаций долгосрочного государственного займа. Первостепенное значение М.М. Сперанский уделял изменению законодательной базы. Он предлагал развивать бюджетное, налоговое и кредитное законодательство и провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков и заменой их кредитными деньгами.

В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмиссии ассигнаций. В мае того же года был выпущен 6% - ный семилетний займ на 100 млн. руб. ассигнациями - первый внутренний государственный займ России. Из-за недоверия имущих слоев населения к новой форме государственного кредита и дефицита свободных капиталов займ был реализован лишь на 3,2 млн. руб. См.: Таранников В. И. Ценные бумаги Государства Российского. - М.: Тольятти, 1992. С. 34

Для сокращения текущего долга по ассигнациям в 1810 г. правительством была организована Комиссия погашения долга, которая для достижения цели выпустила ряд облигационных займов: бессрочных и долгосрочных, внешних и внутренних.

Для замены ассигнаций с 1839 по 1843 г. была проведена денежная реформа, которая установила систему серебряного монетаризма с обращением кредитных билетов - новых бумажных денежных знаков, разменянных на серебро.

Однако в продолжение экономической политики использование эмиссии бумажных денег не было прекращено, инфляция продолжалась и в 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. "Серебряное обращение" в России престало существовать.

Отмена крепостного права в 1861 г. изменила экономическую ситуацию в России, что улучшило состояние государственного бюджета. Увеличение золотого запаса страны позволило провести новую денежную реформу, которая увенчалась успехом. Поэтому в 1897 г. была введена "золотая валюта". Эмиссия кредитных билетов была определена в объеме 600 млн. руб., 50% которых покрывались золотом, а другие 50% - коммерческими векселями.

В период подготовки и проведения реформы был выпущен ряд облигационных займов в банковских и казначейских билетах. Но и эмитентом был Государственный банк, а не министерство финансов.

В период 80-90-х годов XIX в. широко выпускались государственные 4% -ные бессрочные ренты, которые к концу века стали основной формой государственных займов России. С 1895 г. купоны 4% -ных рент начали свободно обращаться в качестве денежных знаков.

В то же время значительное место в российских ценных бумагах заняли "железнодорожные займы", ставшие новым инструментом инвестиционной политики правительства.

Первоначально при строительстве первой железнодорожной линии Москва-Петербург с 1851 по 1893 г. использовались средства, полученные от пяти внешних облигационных займов, которые выпускало казначейство России в Европе. Затем, по инициативе Александра II, правительство стало гарантировать доходность капитала, вложенного в российские железнодорожные предприятия.

Почти все железнодорожные ценные бумаги, гарантированные правительством, выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. После отмены крепостного права это демонстрировало высокий экономический потенциал России и поднимало ее престиж. В России потекли иностранные капиталы, что имело важное значение для формирования банковского капитала и национального фондового рынка.

По мере развития экономики правительство предприняло новые шаги - масштабную национализацию железных дорог посредством выкупа в государственную собственность. С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние займы стоимостью 2.644 млн. руб. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных для государства условиях. В том числе большая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4% -ные ренты.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивалось обращение акций и векселей. В 1902 г. был утвержден новый Вексельный устав, который расширил возможность кредитования хозяйства под залог векселей в форме их учета. Первый Вексельный устав был составлен еще при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава, многократно уточнялся, но копировал в основном иностранные образцы, оторванные от экономики России, и не учитывал реализации хозяйственного развития.

Во время экономического подъема 90-х годов XIX в. бурно развивались акционерные общества. Их число по сравнению с 60-ми годами удвоилось, их капиталы в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд. руб. все это привело к образованию фондового рынка и увеличению числа бирж.

Первая товарная и вексельная биржа в России была официально открыта по инициативе Петра I в 1703 г. К 1820 г. облигации государственных займов обращались вместе с товарами на биржах в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Киеве и Харькове. Однако фондовые операции на них не имели большого масштаба и строгой организации. После экономических преобразований количество бирж и операций на них постепенно росло, что привело к созданию постоянных выборных органов при биржах - биржевых комитетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.