Рефераты. Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях

p align="left">В упрощенной форме последовательность изменений макроэкономических переменных при политике «дешевых» денег можно представить следующим образом:

MS(растет) i (снижается) I (растут) AD (растет) Y (растет)

Напротив, сдерживающая кредитно - денежная политика, или политика «дорогих» денег, проводится при «перегревах» экономики, сопровождающихся инфляцией.

Трансмиссионный механизм действует следующим образом:

MS(снижается) i (растет) I (уменьшаются) AD (уменьшается) Y (уменьшается). Так, повышение учетной ставки ФРС до 2,25%, о чем было сказано ранее, многими аналитиками было расценено как конец эпохи «дешевых» денег в США.

30

Рис. 1. Влияние изменения предложения денег на ставку процента: а) увеличение предложения денег; б) уменьшение предложения денег

Первоначально (рис. А) равновесная ставка процента находилась на уровне i0. Если ЦБ принимает решение о расширении предложения денег для стимулирования совокупного спроса, то кривая Ms1 и ставка процента установится на более низком уровне i1. В случае сдерживающей кредитно - денежной политики (рис. Б) ЦБ уменьшает предложение денег и кривая Ms сдвигается влево в положение Ms2. равновесная ставка процента повышается до уровня i2.

Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика ЦБ

Стимулирующая

Сдерживающая

1. Увеличение предложения денег (покупка облигаций на открытом рынке)

2. Снижение учетной ставки

3. Снижение нормы обязательных резервов

1. Уменьшение предложения денег (продажа на открытом рынке)

2. Повышение учетной ставки

3. Повышение нормы обязательных резервов

Трансмиссионный механизм кредитно-денежной политики в реальной жизни может привести и к неожиданным результатам. Поясним это на примере. Но прежде важно остановится на эффекте Фишера, известном из курса микроэкономики. Подробнее мы будем говорить о нем в лекции 10 «Безработица и инфляция». Тем не менее нам интуитивно ясно, что номинальная ставка процента в условиях инфляции может не совпадать с реальной ставкой. Так, когда по срочному депозиту в Сбербанке вам выплачивают номинальную ставку 10% годовых, а темп инфляции 13% в год, то реальная ставка процента принимает отрицательное значение (10% - 13% = - 3%). Устанавливая номинальную ставку процента, в условиях инфляции кредитор должен сделать определенную «накидку», для того, чтобы сохранить покупательную способность возвращаемых ему денег и получить положительную реальную ставку процента.

В формальном виде эффект Фишера представлен уравнением:

i = r +?e

где i - номинальная ставка процента;

r - реальная ставка процента;

?e - темп инфляции, ожидаемый экономически субъект.

Допустим, что ЦБ решил увеличить предложение денег, надеясь понизить процентную ставку и стимулировать деловую активность. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы, что побуждает банки повысить номинальную ставку процента до уровня реальной. Заемщиков это не особенно беспокоит, поскольку отдавать долги они будут обесценившимися деньгами. Таким образом, действия ЦБ привели не к понижению, а к повышению номинальной процентной ставки и сокращению инвестиционного спроса, что не позволяет достичь конечной цели стимулирующей кредитно-денежной политики, т.е. повышения ВВП.

Итак, дискреционная, или гибкая, кредитно-денежная политика, манипулирующая денежным предложением для управления процентной ставкой, может привести к предсказуемым и нежелательным последствиям и оказаться проциклической, а не контрциклической. Что же делать? Монетаристы предложили другой подход.

Но вначале мы должны сделать небольшое замечание. Не следует путать монетарную и монетаристскую политику. «Монетарная политика» - синоним выражения «кредитно-денежная политика». «Монетаристская политика» - это кредитно-денежная политика, основанная на теоретических рекомендациях представителей монетаризма.

Сторонники монетаризма во главе с М. Фридменом предлагают кредитно-денежную «политику по правилам». Цель этой политики - стабилизация денежного предложения на определенном уровне в отличие от цели гибкой монетарной политики - стабилизации ставки процента на желаемом уровне.

Главную ответственность за стабильность покупательной способности денег, считают монетаристы, несет правительство, которое осуществляет контроль над денежным предложением. По их мнению, колебания денежного предложения с целью воздействия на уровень ставки процента лишь усиливают циклические колебания. Поэтому государство в лице ЦБ должно твердо следовать монетарному правилу: темп роста денежной массы должен соответствовать трендовому темпу роста реального ВВП. Для экономики США этот темп рассчитывается на основе прошлых средних значений за достаточно долгий отрезок времени и составляет приблизительно 3-5% в год.

М. Фридмен выдвинул идею законодательного установления монетарного правила (денежной Конституции), согласно которому предложение денег возрастает в строго определенных пределах, т.е. 3-5% в год.

Представим графически идею монетаристов. На рис. 9.2 кривая денежного предложения Мs исходит из некоего целевого уровня количества денег Mt, объем которого намерен твердо контролировать ЦБ. При спадах или подъемах экономики соответственно будет сдвигаться кривая спроса на деньги MD: вверх при подъеме и вниз при спаде экономической коньюнктуры. Соответственно ставка процента будет колебаться, то повышаясь до уровня i2 при инфляционном перегреве и снижаясь до уровня i1 при спаде.

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что нужно контролировать предложение денег, не беспокоясь о колебаниях ставки процента. Выводы монетаристов базируются на важнейшей предпосылке, о которой речь шла ранее: показатель скорости обращения денег (V) стабилен. Исходя из этого, изменение предложения денег (M) будет отражаться лишь на уровне цен (P). Монетаристы предлагают ЦБ, образно выражаясь, «не дергаться», то увеличивая, то уменьшая предложение денег, а заранее объявлять: темп роста денежной массы будет соответствовать трендовому темпу роста ВВП. Таргетирование показателя MS, о котором говорилось выше, будет таким образом играть роль своеобразного автоматического стабилизатора экономики. При неизменной скорости обращения денег (V) номинальный ВВП (PY) увеличивался бы устойчивыми и предсказуемыми темпами.

Почему, по мнению монетористов, это возможно? Ведь если предложение денег (MS) растет в темпе 3-5% в год, то всякий спад будет

30

Рис 2. Стабилизация денежного предложения (монетаристский подход к кредитно-денежной политике ЦБ)

носить временный и непродолжительный характер: ликвидность, которой обеспечивает экономику постоянный темп роста (MS), насытит экономику деньгами и расширит совокупный спрос. Например, темп роста ВВП сократился и составил 1%, а не трендовые 5% в годовом исчислении (см. лекцию 7, рис. 7.1.). Но предложение денег согласно «монетарному правилу» растет темпом 5% в год. Если темп роста предложения (MS) больше темпа роста ВВП, то будет происходить стимулирование экономики. Напротив, если в экономике начались инфляционные процессы, например номинальный ВВП за счет роста общего уровня цен растет темпом 8% в год, то при постоянном темпе денежного предложения 5% нехватка денежной массы будет сдерживать инфляцию.

Как остроумно заметил П. Самуэльсон и В. Нордхаус, монетаристы вообще мечтают заменить ФРС на какую-нибудь компьютерную программу, которая выдает фиксированные темпы роста денежного предложения. Действительно, в период особой популярности идей М. Фридмена в 1970-х гг. в ряде западных стран было введено таргетирование денежного предложения (от англ. target - цель), что подразумевало установление верхнего и нижнего пределов денежной массы на предстоящий период. Подобные пределы размеров будущей денежной массы были установлены в США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии. Однако политика таргетирования денежной массы сталкивается с рядом проблем. Во-первых, для того чтобы эта политика бала успешной, должна существовать тесная, устойчивая связь между целевыми показателями (объем ВВП, уровень инфляции и др.) и динамикой выбранного денежного агрегата. Во-вторых, ЦБ может в большей степени контролировать узкие денежные агрегаты, прежде всего денежную базу, и в меньшей - агрегаты М1, М2, М3, динамика которых зависит от решений многих субъектов экономики, хотя эти агрегаты демонстрируют более тесную связь с показателями реального ВВП, уровня цен и др. В-третьих, какой именно из денежных агрегатов - М1, М2, М3 - следует таргетировать? С появлением новых альтернатив держанию денег в виде наличности и текущих депозитов возникают все новые виды денег, а денежные агрегаты становятся «подвижными» и не полностью управляемыми.

Что же показала практика кредитно-денежной политики в последние три десятилетия ХХ века в экономически развитых странах?

В конце 1970-х гг. многие экономически развитые страны применяли политику таргетирования денежной массы. Так, в США в течение весьма короткого периода времени (1979-1982 гг.) деятельность ФРС была основана на монетаристской концепции фиксации неизменных темпов роста денежной массы. Бывший в то время главой ФРС Пол Волкер 6 октября 1979 г. объявил, что его ведомство сконцентрирует свою монетарную политику исключительно на контроле денежного предложения, позволяя процентной ставке свободно колебаться. Главной целью денежных властей в те годы было снижение темпов инфляции, которая составляла 14% в год. Можно констатировать, что в конце 1970-х - начале 1980-х гг. жесткая кредитно-денежная политика, направленная на поддержание денежного предложения на заранее определенной траектории роста, оказалась успешной. Но уже в середине 1980-х гг., после снижения темпов инфляции, ФРС отказалась от жесткого контроля денежного агрегата М1. Так, в 1987 г. П. Волкер, выступая перед Конгрессом, заявил, что ФРС больше не будет таргетировать денежный агрегат М1, но вместо этого будет следить за более широкими денежными агрегатами (М2 и М3) и процентными ставками. Именно по этому поводу П. Самуэльсон остроумно прокомментировал новый подход ФРС: «Бог дал нам два глаза, так, чтобы одним мы следили за денежным предложением, а другим - за процентными ставками» (см. эпиграф к лекции).

Справедливости ради следует отметить, что на практике ФРС придерживалась не столь жесткого монетарного правила, которое предлагал М. Фридмен (3-5%), позволяя денежному предложению колебаться не в очень узком «коридоре» (от 3 до 8% в 1986 г.) и, следовательно, тем самым ограничивая резкие колебания процентной ставки. Тем не менее ставки по различным видам кредита возросли, сделав его более дорогим, и это сыграло положительную роль в борьбе с инфляцией. Но за подобный успех пришлось «заплатить» ростом безработицы. В 1980-е гг. некоторые страны - Великобритания, Канада, США - отказались от политики таргетирования денежной массы.

Самое примечательное, что именно в начале 1980-х гг. скорость обращение денег в США стала демонстрировать крайнюю нестабильность. Так, высокие процентные ставки стимулировали нововведения в финансовой сфере: распространение чековых депозитов нового типа, приносящих процентный доход. Новые альтернативы держанию денег в виде ликвидности сделали спрос на деньги нестабильным. А раз так, то исчезла и стабильность скорости обращения денег. В этих условиях жесткий контроль за денежным предложением становится неэффективным, поскольку влияние роста денежной массы на уровень цен оказывается в значительной степени непредсказуемым. ФРС вновь вернулась к контролю за процентной ставкой, установив весьма широкий предел, в котором позволено колебаться денежному агрегату М2 (3-7%).

В 1990-е гг. кредитно-денежная политика ФРС, олицетворением которой стал ее глава Алан Гринспен, была направлена на стимулирование экономического роста, и учетная ставка последовательно снижалась вплоть до 1%, как нам уже известно, из предыдущего анализа инструментов монетарной политики. Лишь после рецессии 2001 г. в связи с началом экономического роста и опасностью инфляционного повышения цен учетная ставка была поднята в 2004 г. до уровня 2,25%.

В заключение данной лекции еще раз отметим, что по проблемам кредитно-денежной политики во взглядах экономистов разных направлений нет единства. Конкурирующие школы - монетаристы и кейнсианцы - по-разному трактуют возможности цБ достичь поставленных целевых ориентиров. Глубинная причина их расхождений лежит в оценке самой сути рыночной системы. Кейнсианцы считают, что она в принципе нестабильна и недостаточно конкурентна, следовательно, государству отводится важнейшая роль в стабилизации экономики путем гибкой кредитно-денежной политики. Монетаристы, напротив, полагают, что современная рыночная экономика достаточно конкурентна и способна «самонастраиваться» без особенного государственного вмешательства, которое, по их мнению, и приводит своими действиями в кредитно-денежной сфере к дестабилизации экономики. Отсюда и их вывод о предпочтении «политики по правилам» в сфере кредитно-денежного регулирования.

В реальности эффективная кредитно-денежная политика не может быть таковой на все 100%. Есть масса обстоятельств экономического, политического и психологического плана, которые могут видоизменить запланированные ЦБ результаты. На практике монетарная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой отличается эклектизмом, точнее, прагматизмом, и содержит элементы регулирования, основанные на теориях как кейнсианцев, так и монетаристов.

Заключение

Денежно-кредитная политика - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежно - кредитной системы. Выделяют конечные и промежуточные цели денежно - кредитной политики. К конечным целям относят быстрый рост реального валового внутреннего продукта, низкую безработицу, стабильные цены и устойчивый платежный баланс. В промежуточные цели включают денежную массу, ставку процента и обменный курс валюты. Инструменты денежно - кредитной политики подразделяются на прямые (лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки) и косвенные (операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)).

Библиографический список

1. Федеральный Закон от 10.07.2002 г. №86 ФЗ (ред. От 12.06.2006) «О Центральном Банке Российской Федерации (банке России)»

2. Совин Г.А. Политика Центробанка // Эксперт, №4, 2008 г. С. 19-25.

3. Баликоев В.З. краткий курс экономической теории: Учебник. - М.: Менеджер, 2003. - 328 с.

4. Долан. Э.Дж. Деньги, банки, Денежно Кредитная Политика. - СПб.: Санкт-Петербург - оркестр, 2006. с. 409.

5. Жуков Е.Ф. Общая тория денег и кредита. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 250.

6. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2006. с. 376.

7. Финансы и кредит субъектов РФ. Учебник / Под ред. Л.И. Сергеева. - Калининград: Оникс, 2006 г. С. 360.

8. Хогарт Т. Введение в Денежно Кредитную Политику. - Справочник о деятельности ЦБ. - №1, Спб. Издательство С.-Петербургского университета, 2008. С. 209.

9. Е.А. Киселева Макроэкономика: Курс лекций. - М.: Эксмо 2005. - 352 с. - (Высшее экономическое образование).

10. Луссе А.В. Макроэкономика: краткий курс/ Учебное пособие. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 240 с. - (серия «Краткий курс»).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.