в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных инструментов.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.[13.]
В целях воздействия на ликвидность банковской систе6мы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:
минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов;
минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков;
максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства);
ограничение размеров валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные - операции по созданию ресурсов банка и активные - операции по их размещению.
Государственной денежной единицей является рубль, состоящий из ста копеек.
ЦБ РФ принадлежит также функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Это монопольное право ЦБ. Коммерческие банки не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Поэтому их кредитные и кассовые операции производятся в пределах денежной массы, выпущенной в обращение Центральным банком.
Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.[9;с.68-69].
Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального банка.
Еще одна важнейшая функция ЦБ - кредитование коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов.
Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный банк как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования состоит в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства.[11.]
Реализуя функцию организации безналичных расчетов в народном хозяйстве, ЦБ устанавливает принципы такой организации, способы совершения платежей, бланки денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.
ЦБ создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.
ЦБ РФ осуществляет функцию государственной регистрации кредитных учреждений путем рассмотрения пакета документов для открытия нового кредитного учреждения и принятия решения о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций.
ЦБ также производит постоянный государственный контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Центральный банк является уполномоченным органом Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов.
В функции ЦБ входит и составление платежного баланса страны.
Для реализации возложенных функций Центральный Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
На основании вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 1995 года главными целями деятельности Банка России являются следующие:
- участие в разработке денежно-кредитной политики правительства;
- поддержание стабильности денежного обращения;
- обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
- создание государственного фонда золото-валютных резервов. Текущий курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам определяется по результатам торгов на межбанковской валютной бирже в Москве.
- использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.
3. Проблемы системы регулирования
банковской деятельности
Усиление концентрации и централизации капитала банка укрепило его позиции.
Законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, но характеризуется большим удельным весом ведомственного нормотворчества, что затрудняет процесс эффективного развития банковской системы страны в целом.
В российском банковском законодательстве довольно значительная доля актов, которые практически не имеют прямого действия и во многих случаях не обеспечивают однозначного толкования правовых норм, зачастую ограничиваются их декларированием, не предусматривая четкого механизма их реализации.
На практике много неопределенности, недоразумений, непоследовательностей и отступлений от заложенных в законах принципов порождают дополнительно выпускаемые Минфином и Центробанком всевозможные дополнения, инструкции, разъяснения, часто искажающие существо первоначальных нормативных актов, поэтому оздоровление рынка капитала нуждается в комплексном подходе к совершенствованию финансово-экономической деятельности Центрального Банка Российской Федерации.
Нормы специального банковского законодательства не всегда в полной мере согласуются с нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, финансового и налогового законодательства.
В действующем законодательстве отсутствует институт гаранта - организации или группы организаций, берущих на себя неограниченные суммами и временем обязательства покрыть все долги кредитного учреждения в случае его неплатежеспособности, банкротства.
До сих пор банковская система России, по сути, переживает процесс становления. Необходимо рассмотреть ряд вопросов о дальнейшей корректировке законодательства о Банке России. В частности, следует более четко определить его полномочия и ответственность в обеспечении стабильности финансово-кредитной системы . Банк России должен быть больше ориентирован на предотвращение кризисных ситуаций.[10.]
В ХХ1 веке по мере наверное необходимо принять закон о регулировании электронного обмена расчетными данными, который позволит расширить сферу бездокументных денежных расчетов между клиентами и банками и между банками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Центральный Банк России как финансово-экономический центр государства призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, а с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.
Основными задачами ЦБ России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
В современных условиях центральный банк выступает как:
Эмиссионный центр страны;
Валютный центр;
Банк банков и расчетный центр;
Банк правительства;
Центр денежно-кредитного регулирования экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».-М, 1999.
2.Андрюшин С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия.// Деньги и Кредит, 1997, №4.
3.Банки и банковские операции : Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков; Л. М. Максимова, О. М. Маркова и др.; под ред. проф. Е. Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
4.Банковское дело. Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М., Финансы и статистика, 1997.
5.Блиндер А. Теория и практика функционирования центральных банков // Банковское дело. 2000. №12.
6. Евстигнеев В. Денежная эмиссия и переходная экономика. // Вопросы экономики, 1997, №10.
7.Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник.-М.: Юрист,2000.
8.Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
9.Поляков В.П., Московкина Л.А. «Основы денежного обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996.
10.Тосунян Г.А. К вопросу о статусе Банка России. // Деньги и Кредит, 1998, №10.
11.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.-М.: Проспект, 2000.
12.Челноков В.А. Банки и банковские операции.-М.: Высшая школа, 1998.
13.Шепаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: Изд-во АО «Консалтингбанкир», 1994.
Страницы: 1, 2