2) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая);
3) операционная функция;
4) информационно-аналитическая функция;
5) надзорная и контрольная функции.
3.1 Денежно-кредитное регулирование
В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
§ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
§ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
§ выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.
Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.
3.2 Функция нормативного регулирования
Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:
§ разработку правил ведения банковских операций;
§ определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
§ определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
§ разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.
3.3 Операционная функция
Операционная функция позволяет Банку России:
§ осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
§ управлять своими золотовалютными резервами;
§ обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.
3.4 Информационно-аналитическая функция
В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:
§ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
§ участвует в разработке прогноза платежного Баланса страны, организует его составление;
§ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.
Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.
3.5 Надзорная и контрольная функции
Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:
§ надзор за деятельностью банков и банковских групп;
§ государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
§ регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;
§ валютное регулирование и валютный контроль.
Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.
4. Критерии классификации функций Банка России
В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов).
По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительны.
К основным относят те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи.
Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики деятельности центрального банка; подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам
5. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями
Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте.
6. Денежно-кредитная политика Банка России
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ является составной частью государственного регулирования экономики.
Основные цели ее проведения:
- достижение финансовой стабилизации;
- снижение темпов инфляции;
- укрепление курса национальной валюты;
- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
- создание условий для стимулирования экономического роста.
Денежно-кредитные методы регулирования применяются в России с 1991 года, после принятия Закона «О Центральном Банке».
Ежегодно, не позднее 1 декабря, ЦБ РФ представляет в Государственную Думу «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год», проект которых предварительно рассматривался в Государственной Думе и представлялся Президенту и Правительству.
Согласно «Закона о Центральном Банке РФ» (редакция: июль 2002 г.) данный документ должен содержать:
- краткую характеристику состояния экономики России;
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленные банком на текущий год;
- сценарий (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусмотренные каждым вариантом;
- прогноз основных показателей платежного баланса;
- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год; инструменты для достижения этих целей;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год.
После рассмотрения проекта основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год он принимает силу закона.
В практике Банка России и Центральных банков других стран применяется два типа денежно-кредитной политики:
Страницы: 1, 2, 3