В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.
Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства Центрального Банка, границы участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.
Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.
Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.
Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.
В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования.
Следует отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия фискальной политики. Во-первых, потому, что фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что денежно-кредитная политика формируется Центральными Банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального Банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.
3. Кредит как особая форма движения денег и ссудного капитала
В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение.
Временно свободные денежные средства должны не лежать без движения, а аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики.
Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок денежно-кредитных ресурсов.
Кредит (лат. creditum -- ссуда, долг) -- сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда.
Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссуды и называется нормой процента.
Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотного капитала, фонда развития производства предприятий.
Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала (перераспределения денежных ресурсов) между отдельными предприятиями, отраслями и территориями. В этом качестве кредит выполняет перераспределительную функцию.
Эта функция активно используется государством в регулировании производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществления инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит позволяет ввести в обращение кредитные деньги (банкноты) и осуществлять кредитные операции (безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и сократить издержки обращения.
В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.
По способу кредитования различают натуральный и денежный кредиты.
Объектами натурального кредита могут быть сырье, ресурсы, инвестиционные, потребительские товары.
Объектами денежного кредита являются денежный капитал, денежные платежные средства, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства.
По сроку кредитования различают следующие виды кредита:
краткосрочный, при котором ссуда выдается на срок до 1 года;
среднесрочный со сроком от 2 до 5 лет;
долгосрочный -- от 6 до 10 лет;
долгосрочный специальный -- от 20 до 40 лет.
По характеру предоставления кредит может быть межгосударственный, государственный, банковский, коммерческий, потребительский, ипотечный.
Межгосударственный (международный) кредит -- это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он имеет либо товарную, либо денежную (валютную) форму. Кредиторами и заемщиками могут быть международные организации (Всемирный банк, МВФ), правительства, банки, корпорации.
Государственный кредит предполагает предоставление государством населению и предпринимателям денежных ссуд. Источником средств государственного кредита являются облигации государственных займов.
Банковский кредит -- это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями различного типа хозяйствующим субъектам (фирмам, частным предпринимателям, населению) в виде денежных ссуд. Объектом банковского кредитования является денежный капитал. Это наиболее развитая и универсальная форма кредита.
Коммерческий кредит -- это кредит, предоставляемый одними хозяйствующими субъектами другим в форме продажи товаров с отсрочкой платежа. Объектом коммерческого кредитования является товарный капитал.
Потребительский кредит -- это кредит, предоставляемый частным лицам для различных целей на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный процент. Потребительский кредит может выступать в форме или продажи товаров с отсрочкой платежа через розничную торговлю, или предоставления банковской ссуды.
Ипотечный кредит -- это кредит, предоставляемый в форме ипотеки, т.е. денежной ссуды, выдаваемой специальными банками и учреждениями частным лицам под залог недвижимости (земли, жилых зданий, строений). Источником этого кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые ипотечными банками.
В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг, фарфейтинг, траст.
Лизинг -- это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Его применение основано на разделении функций собственности и пользования, когда право собственности на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им определенное время до полной оплаты стоимости этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10 лет. Обычно компании сдают технику в аренду не самостоятельно, а через лизинговые фирмы. В качестве лизинговых компаний выступают различные организации: банки или их филиалы, подразделения промышленных корпораций.
Факторинг -- это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.
Фарфейтинг -- это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1--5 лет.
Траст -- это операции по управлению капиталом клиентов.
Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые компании, население, различные общественные организации.
Кредитная система -- это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности.
Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупности так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.
Заключение
Выводы по лекции:
Подобно фискальной политике, кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Тремя основными инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.
Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи.
Взаимовлияние кредитно-денежной и внешнеэкономической политики основано на установлении фиксированного или свободного валютного курса Центральным Банком.
Задание на самостоятельную подготовку:
Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.
Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.
Следующее занятие -
По рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего практического занятия.
Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:
Конспекты лекций.
Словари основных терминов и понятий по теме №24.
«Лектор-2008».
Ответы на вопросы студентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5