-- для кредитных организаций создается система рефинансирования со стороны Центрального банка РФ, которую он выполняет в соответствии с возложенной на него Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» функции кредитора в последней инстанции;
-- в целях гарантии возврата привлеченных средств и компенсации потерь вкладчиков происходит обязательное страхование вкладов. Для этого создается Агентство по страхованию вкладов, которое является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральными законами «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г № 177-ФЗ и «О некоммерческих организациях»;
-- кредитным организациям для обеспечения финансовой надежности предоставлено право создавать обязательные резервы (фонды) за счет отчислений из прибыли до налогообложения, при этом размеры этих отчислений устанавливаются федеральными законами о налогах;
-- кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами без получения специальной лицензии. К такой деятельности относятся выпуск, покупка, продажа, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, а также осуществление доверительного управления с указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами (ст. 6 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»).
Важно отметить, что правовой статус кредитных организаций имеет два взаимосвязанных элемента статус частного юридического лица, осуществляющего гражданско-правовые сделки, и публичный статус субъекта финансового права, участвующего в денежно-кредитном обороте государственных финансовых средств. Анализ действующего законодательства позволяет раскрыть следующие признаки коммерческих банков:
а) банк является юридическим лицом -- предпринимателем, т.е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;
б) банк создается в форме хозяйственного общества, те акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, зависимого и дочернего общества, иные организационно-правовые формы для банка запрещены;
в) банк является кредитной организацией, т.е. организацией, созданной для осуществления банковских операций;
г) банк действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России;
д) банк обладает специальной компетенцией, т.е. он извлекает прибыль только путем совершения определенных операций;
е) банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.
Следовательно, правовой статус кредитной организации, как самостоятельного юридического лица, обеспечивает ей автономность и независимость в ее оперативной финансово-хозяйственной деятельности от вышестоящих государственных и местных органов власти.
Важно помнить, что необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБ РФ, что обусловливает необходимость получения лицензии на совершение банковских операций и прохождения регистрации в Центральном банке. В противном случае банковские операции являются незаконными.
Следовательно, признаки, характеризующие правовое положение кредитной организации, есть факторы, обусловливающие необходимость осуществления надзора за ее деятельностью. Такими факторами являются и ряд положений, закрепленных в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность кредитных организаций, которые направлены на установление для них правил поведения на рынке банковских услуг, обеспечивающих надежность деятельности, Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловливающие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций. Актуальные проблемы финансового права. Сборник научных статей. Саратов, 2003. С. 117. как каждой конкретной организации, так и всей банковской системы.
Напомним, что основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещением денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и др.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций.
Таким образом, современный монополистический банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований. Универсальный тип банка, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-эмиссионные, расчетно-платежные, информационно-консультативные и многочисленные околобанковские операции, наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала, соответствует диверсифицированной деятельности многоотраслевых концернов. Указанное обусловливает публичноправовую обязанность банка проявлять разумную заботливость и добросовестность по отношению к интересам своих клиентов. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999. С. 43.
В то же время банк обладает и публичными правами, существование которых вызвано необходимостью обеспечить единство и сопоставимость банковской системы, ликвидность данного банка как ее элемента, интересы государства.
Следует отметить, что банки занимают важное место в бюджетной и налоговой системе. Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.
Кроме того, как уже отмечалось, банки проводят платежи, исполняют поручения налоговых органов о списании недоимок и пени. Необходимо также отметить роль банков как организаций, контролирующих постановку на учет в налоговых органах юридических и физических лиц. Наконец, банки представляют соответствующим налоговым органам сведения об открытии счетов, о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов, исполняют поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, исполняют распоряжения налоговых органов о бесспорном списании соответствующих сумм, а также о приостановлении операций по счетам.
Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а также выполнять указанные выше функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Таким образом, банки являются основными звеньями бюджетного и налогового механизма.
С участием банков в бюджетно-налоговой сфере складываются следующие правоотношения:
1) «банк -- государство» - публичные отношения (налоговые, бюджетные);
2) «налогоплательщик - государство» - налоговые правоотношения;
3) «налогоплательщик (клиент) - банк» - отношения гражданско-правового характера.
Статус банков по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Особенности содержания налоговой правосубъектности банков проявляются в специфике налогообложения многих банковских операций, в дополнительных обязанностях банков по предоставлению в налоговые органы определенной информации о клиентах-налогоплательщиках и т.д. Однако банки в рамках налоговых отношений обладают и правами, такими, как право защиты своих интересов, право возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов, и др.
Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве на-логоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов)6.
Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ (ст. 46, 60, 76, 86 и др.).
Так, например, ст. 60 НК РФ устанавливает следующие обязанности банков:
1) банк при исполнении поручения на перечисление налога (сбора) или инкассового поручения налого-вого органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации обязан соблюдать очередность, установленную гражданским законодательством для списания денежных средств с банковского счета;
2) банк обязан исполнить поручение на перечисление налога (сбора) в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;
3) банк обязан исполнить инкассовое поручение налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;
4) банк обязан не взимать плату за обслуживание по операциям, связанным с исполнением поручения на перечисление налога (сбора) и инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации.
Следовательно, основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплатель-щика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
Кредитные организации - уполномоченные банки являются субъектами валютного права. В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 29 июня 2004 г.) уполномоченные банки -- кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9