Рефераты. Деятельность корпораций, связанная с выпуском, обращением и погашением собственных облигаций

p align="left">Отчет об итогах выпуска облигаций утверждается:

у акционерного общества - советом директоров (органом, осуществляющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров) этого акционерного общества;

у иных юридических лиц - органом этого юридического лица, имеющим соответствующие полномочия на основании законов и правовых актов Российской Федерации.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем эмитента, а также главным бухгалтером и скрепляется печатью эмитента; его страницы нумеруются.

Если облигации оплачивались неденежными средствами, то одновременно с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

протокол заседания совета директоров акционерного общества, отражающий принятие решения об определении рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, размещаемых путем подписки, кворум и результаты голосования с указанием имен членов данного органа эмитента, голосовавших за принятие решения;

заключение независимого оценщика (аудитора) о рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, если номинальная стоимость всех оплачиваемых неденежными средствами акций (в том числе акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении) или облигаций составляет более 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вместе с отчетом об итогах выпуска облигаций в регистрирующий орган должен представляться документ, подтверждающий разрешение уполномоченного органа исполнительной власти (в том числе разрешение государственного антимонопольного органа) на совершение сделок с облигациями этого выпуска.

Регистрирующий орган обязан в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска ценных бумаг и иных документов зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации.

В течение срока размещения ценных бумаг может быть размещено меньшее количество ценных бумаг, чем предусмотрено решением об их выпуске. В этом случае количество ценных бумаг этого выпуска уменьшается регистрирующим органом на число неразмещенных ценных бумаг на основании данных отчета об итогах их выпуска.

Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска облигаций. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент обязан опубликовать в периодическом печатном издании, в котором было опубликовано сообщение о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг, сообщение о регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг (в том числе указать, где и (или) как может быть получен отчет об итогах выпуска ценных бумаг).

Если государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию, содержащуюся в отчете об итогах выпуска ценных бумаг, в порядке, предусмотренном для раскрытия информации о выпуске ценных бумаг.

Отметим две основные особенности, присущие облигациям:

1. Облигации не столь подвержены колебаниям котировок, как, к примеру, акции. Это гораздо менее спекулятивный инструмент.

2. Среди держателей облигаций доминируют крупные институциональные инвесторы.

В результате функционирование рынка облигаций существенно отличается от функционирования рынка акций. Большая часть сделок с облигациями, как на первичном, так и на вторичном рынке, осуществляется вне биржи, причем обычно сделки проходят крупными лотами.

Процедура размещения облигаций в принципе не отличается от процедуры размещения акций. Существует несколько вариантов размещения ценных бумаг, основные способы представлены на схеме:

Прямое размещение. В этом случае размещение ценных бумаг осуществляется непосредственно эмитентом, без посредничества финансовых институтов (инвестиционных банков). При этом такое размещение обычно происходит среди достаточно небольшого числа владельцев -- институциональных инвесторов, хотя иногда крупные эмитенты прибегают и к размещению среди широкого круга инвесторов. Существует несколько вариантов прямого размещения:

Прямое частное размещение. В этом случае корпорация реализует весь выпуск ценных бумаг среди ограниченного числа крупных институциональных инвесторов. Компания напрямую предлагает инвесторам подписаться на новый выпуск ценных бумаг.

Размещение на аукционе. Таким образом обычно проводится размещение государственных облигаций. Корпорации также могут проводить размещение в форме аукциона, однако реально это могут позволить себе только крупнейшие корпорации, ценные бумаги которых обычно уже хорошо известны на рынке.

Прямое публичное размещение. Данный тип размещения достаточно редко применяется, поскольку в этом случае эмитент фактически самостоятельно проводит работу, которую традиционно осуществляют инвестиционные банки.

Прямое размещение сравнительно редко применяется при выпуске облигаций, хотя в некоторых случаях этот способ предпочтителен. Таким способом размещаются, в частности, коммерческие бумаги крупных компаний. В некоторых случаях крупные корпорации имеют в своей структуре специализированное финансовое подразделение, которое и осуществляет работу с ценными бумагами корпорации.

Размещение через посредничество инвестиционных банков. Большинство крупных выпусков ценных бумаг, в том числе облигаций, обычно осуществляется с помощью инвестиционных банков, о которых уже шла речь выше. При этом роль инвестиционных банков в процессе размещения может быть различной, существуют две «крайние» формы размещения ценных бумаг -- гарантированное размещение и размещение «на лучших условиях».

Гарантированное размещение. В этом случае инвестиционные банки гарантируют размещение ценных бумаг по оговоренной цене. При этом инвестиционные банки могут либо полностью выкупить выпуск «на себя» и в дальнейшем проводить его продажу от своего имени, либо принять обязательство выкупить часть выпуска, которая не была размещена среди конечных инвесторов к заданному сроку. Обычно применяется именно первый вариант, т. е. выкуп ценных бумаг инвестиционными банками. Достоинство такой схемы для эмитента состоит в том, что он сразу же получает деньги и его уже не волнует то, что инвестиционные банки не смогут распродать выпуск.

Размещение «на лучших условиях». В данном случае инвестиционные банки осуществляют содействие эмитенту в продвижении его ценных бумаг, но не гарантируют размещения выпуска. При этом инвестиционный банк действует фактически в качестве брокера. Размещение «на лучших условиях» применяется в мировой практике гораздо реже, чем гарантированное размещение, и обычно применяется при размещении ценных бумаг молодых компаний, мало известных на рынке.

Предприятие обычно взаимодействует с одним инвестиционным банком, который является генеральным менеджером эмиссии. Именно в процессе переговоров эмитента с генеральным менеджером обычно определяются параметры предстоящих эмиссий ценных бумаг - срок обращения, процентная ставка и т. д. Однако одному инвестиционному банку обычно не под силу или очень сложно самому разместить весь объем эмиссии. Поэтому генеральный менеджер создает эмиссионный синдикат, консорциум. При этом число членов консорциума может достигать нескольких сотен участников. Размещение облигаций с участием инвестиционных банков сопряжено с уплатой комиссионного вознаграждения.

Предприятия тщательно выбирают инвестиционный банк, который будет выполнять функции ведущего менеджера. При этом существуют два основных метода выбора инвестиционного банка:

- проведение формального тендера, в ходе которого инвестиционные банки конкурируют между собой, предлагая наиболее выгодные условия размещения облигаций;

- переговоры с несколькими инвестиционными банками без формального объявления тендера.

Обычно предприятия используют именно второй вариант, т. е. проведение формального тендера среди возможных андеррайтеров практикуется довольно редко.

Облигации являются активным инструментом оборота на вторичном рынке.

Как уже указывалось, рынок ценных бумаг, в том числе облигаций, может быть биржевым и внебиржевым. В разных странах рынок облигаций имеет различный характер, хотя в большинстве развитие получили именно внебиржевые рынки.

В определенных случаях эмитент может быть заинтересован досрочно погасить выпущенные им облигации или заменить один выпуск облигаций другим.

Обычно такая ситуация складывается при изменениях процентных ставок или изменении кредитного рейтинга предприятия. Для осуществления этой операции, у эмитента может существовать две возможности:

1. Если при выпуске облигаций эмитент предусмотрел право досрочного погашения (то есть облигации являются отзывными), он может реализовать это право. Достаточно очевидно, в каких случаях эмитенту будет выгодно этим правом воспользоваться, - когда процентные ставки на рынке облигаций падают ниже, чем купонная ставка по данному выпуску облигаций.

2. Эмитент может выкупить облигации на вторичном рынке. При этом применяется два основных метода выкупа -- выкуп на открытом рынке и тендерное предложение. В первом случае эмитент просто выходит на биржу или внебиржевой рынок и начинает проводить операции по покупке облигаций. Во втором случае (тендерное предложение) размещается публичное объявление (в деловой прессе) о том, что производится покупка облигаций по определенной цене, при этом данная цена обычно назначается несколько выше цены вторичного рынка, чтобы повысить интерес держателей облигации к данному предложению.

В отличие от операций по отзыву облигаций операции по выкупу облигаций по рыночным ценам проводятся в случае роста процентных ставок и соответственно падения цен на облигации.

При совершении операций купли-продажи процентных облигаций покупатель уплачивает продавцу не только основную сумму сделки (цена в процентах*номинал*количество облигаций), но и сумму накопленного купонного дохода (НКД) по текущему купону. Для сделок с отсроченной поставкой НКД обычно рассчитывается на дату предполагаемой поставки.

Для каждого из купонов эмитент указывает купонный срок (дата окончания купонного срока = дата погашения) и сумму купона. Исходя из указанных данных можно рассчитать НКД на любую дату в пределах купонного периода.

При заключении сделок с облигациями цена сделки всегда указывается в процентах от номинала облигации. В котировках, приходящих с биржи, рыночная цена также указывается в процентах от номинала.

Цена дисконтной облигации обычно меньше номинала.

Цена процентной облигации может быть как ниже, так и выше номинала.

Если цена выше номинала, то говорят, что облигация продаётся с премией (с ажио). Если ниже -- то с дисконтом (с дизажио).

Датой погашения облигации считается день, когда эмитент возвращает владельцу облигации сумму, равную ее номиналу, выплатив предусмотренные проценты по ней. Погашение облигации происходит либо единовременно, либо в определенные сроки по сериям.

Сроки погашения облигаций обычно простираются в пределах от одного года до 30 лет. Диапазоны сроков погашения классифицируются следующим образом:

Краткосрочные: - до 5 лет;

Среднесрочные: - от 5 до 12 лет;

Долгосрочные: - от 12 лет и выше.

Некоторые облигации имеют оговорку о досрочном погашении, или “отзыве” (redemption provisions, call provisions), которая позволяет эмитенту (или обязывает его) выкупить их у инвесторов до срока погашения, по наступлении заранее определенной даты, выплатив при этом их номинальную стоимость. Эмитенты облигаций продают облигации с правом досрочного погашения, или отзыва (callables), чтобы обеспечить себе относительную свободу действий, сохранив право выкупать облигации до срока погашения после заранее установленной даты. Это право имеет существенное значение для эмитентов облигаций в условиях падения процентных ставок, поскольку позволяет им, изъяв из обращения существующие долговые обязательства, выпустить новые - на ту же сумму, но по более низкой процентной ставке.

В случае “отзыва” облигаций инвесторам возвращается номинальная сумма долга в наличных, после чего им предоставляется гораздо менее привлекательная возможность реинвестирования в более дорогостоящие инструменты с более низкой доходностью. Подобный риск называется риском реинвестирования. Инвесторы, желающие избежать данного риска, могут приобретать безотзывные облигации (bullets) с фиксированной датой погашения, производимого единовременно, по которым не предусмотрена возможность досрочного изъятия из обращения. Доходность этого вида бумаг, как правило, бывает ниже, чем у облигаций с правом отзыва, зато эмитент не может вынудить держателей облигаций погасить их до установленного срока, независимо от изменений в уровнях процентных ставок.

Существуют так называемые облигации с опционом “пут” (put bond), которые, напротив, дают инвестору право потребовать от эмитента, чтобы тот выкупил свои бумаги по наступлении определенной даты до срока погашения. Инвесторы обычно используют это право, когда нуждаются в наличных деньгах или когда процентные ставки значительно поднимаются в сравнении с уровнем, на котором они были в момент выпуска облигаций. В этом случае держатели облигаций могут вновь инвестировать полученные деньги в бумаги с более высокой процентной ставкой.

Прежде чем покупать облигации, инвестор должен выяснить, включают ли условия продажи оговорку о досрочном погашении, и, если таковая имеется, убедиться в том, что он будет получать доход, рассчитанный на первую возможную дату досрочного погашения, а не только доход на дату погашения. Облигации, продаваемые с оговоркой о досрочном выкупе, обычно приносят более высокий годовой доход, чтобы компенсировать риск, связанный с возможностью преждевременного изъятия из обращения.

Заключение

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, и не затрагивает отношения собственности.

Что касается преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более дешевой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита - покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков предоставляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов. Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2);

2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998г. - №7. - Ст. 785.

3. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. №03-30/пс «О Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. - 2003г. - №9.

4. Положение ЦБР от 25 марта 2003 г. №219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2003г. - №7

5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №799 «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12 января 2004 г. - №2. - Ст. 126.

6. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 марта 1999 г. - №10. - Ст.1163.

7. Операции с ценными бумагами: российская практика. М: учеб. пособие под ред. Семенковой Е.В. 2001г., 328с.;

8. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 384 с.

9. Инвестиции: курс лекций/ Е.Р. Орлова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 207 с.

10. Обзорная информация по экономике -http://www.ereport.ru/articles/finance/bonds.htm

Практические задания

1. Акционерное общество зарегистрировало III выпуск акций объемом 5 млн руб. При этом акции на 1,5 млн руб. были проданы физическим лицам, на 3,5 млн руб. - юридическим лицам (по номинальной стоимости). Номинальная стоимость одной акции 1 000 руб., цена реализации 1 500 руб.

а) указать порядок регистрации выпуска акций;

б) составить распоряжения на увеличение уставного капитала общества и бухгалтерские проводки.

2. Акционерное общество произвело выпуск собственных векселей. АО «Дельфин» приобрел 10 сентября 2006 г. пять векселей (номиналом 100 000 руб. по цене 80 000 руб.). Срок погашения - 10 марта 2007 г.

Раскрыть порядок приобретения векселей и составить распоряжения по приобретению и погашению собственных векселей, рассчитать доход полученный АО «Дельфин» при погашении векселей.

3. Инвестор А купил акции по цене 20 250 руб. Через 3 дня инвестор А перепродал эти акции инвестору С по цене 59 900 руб. По какой цене Инвестор В купил акции у инвестора А, если известно, что они обеспечили себе одинаковую доходность от проведенных сделок?

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.