Рефераты. Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов

p align="left">Центральный банк России обеспечивает "организационную" сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно на нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБ РФ.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса [12, с.216].

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Например, в 2007 году для рефинансирования банки могли использовать как внутридневные кредиты, кредиты "овернайт", ломбардные кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, так и кредиты под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций. Наиболее востребованными были внутридневные кредиты, объем которых составил 13 500 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом почти на 20%. Объем предоставленных Банком России кредитов "овернайт" увеличился по сравнению с 2006 годом в 2,8 раза и составил 133,3 млрд. рублей. Кредиты "овернайт" предоставлялись по процентной ставке, равной ставке рефинансирования. Объем предоставленных ломбардных кредитов в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом почти в 4 раза и составил 24,2 млрд. рублей [24]. В 2007 году началось заключение сделок ломбардного кредитования (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) с использованием Системы электронных торгов ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа". Этот механизм позволяет кредитным организациям с одного рабочего места осуществлять весь спектр операций, проводимых Банком России в рамках реализации денежно-кредитной политики (кредиты, депозиты).

С 28.11.2007 г. Банк России ввел новый инструмент рефинансирования кредитных организаций -- ломбардный кредит Банка России по фиксированной процентной ставке на срок 1 календарный день (процентная ставка была установлена на уровне 8,0% годовых). Совет директоров Банка России также принял решение о снижении с 11.10.2007 фиксированной процентной ставки, которая устанавливается по ломбардным кредитам на срок 7 дней (в случае, если два ломбардных аукциона были признаны несостоявшимися). Средневзвешенная процентная ставка по ломбардным кредитам в 2007 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 0,18 процентного пункта и составила 7,0% годовых [24].

В условиях усиления инфляционного давления на экономику Банк России во II квартале 2008 г. дважды повышал ставку рефинансирования и ставки по своим операциям (всего на 0,5 процентного пункта). Ставка по кредиту "овернайт" , определяющая верхнюю границу коридора процентных ставок по операциям Банка России, была повышена с 29.04.08 до 10,5% годовых, а с 10.06.08 - до 10,75% годовых. Ставка по депозитным операциям на стандартных условиях " том-некст ", определяющая нижнюю границу коридора, была увеличена с 29.04.08 до 3,25% годовых, а с 10.06.08 - до 3,5% годовых. В I квартале 2008 г. ставки, определяющие границы коридора процентных ставок по операциям Банка России, были повышены на 0,25 процентного пункта.

В сентябре 2008 г. Банк России предоставил ломбардные кредиты в сумме 28,8 млрд. руб., кредиты овернайт -- в объеме 23,7 млрд. руб. (в августе -- 4,1 и 15,6 млрд. руб. соответственно). В целях бесперебойного осуществления платежей на протяжении всего месяца Банк России предоставлял также внутридневные кредиты, общий объем которых составил 1447,5 млрд. руб. (в августе -- 1351,6 млрд. рублей). В сентябре в структуре ценных бумаг, переданных кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России, преобладали государственные облигации [24].

Банк России в сентябре предоставил кредиты под залог нерыночных активов или поручительства кредитных организаций в объеме 14,5 млрд. руб. (в августе -- 7,7 млрд. руб.). Задолженность кредитных организаций по указанным кредитам возросла с 47,4 млрд. руб. на 1.09.2008 до 61,7 млрд. руб. на 1.10.2008.

В течение рассматриваемого месяца аукционы по размещению временно свободных средств федерального бюджета Российской Федерации играли важную роль в обеспечении банков рублевой ликвидностью. Схема проведения аукционов в сентябре изменилась: вместо аукционов на срок 4 недели стали проводиться аукционы на срок 5 недель, а также на срок 1 неделя. Объем размещенных средств на срок 5 недель за месяц составил 321,8 млрд. руб. при средневзвешенных ставках от 8,04 до 8,43% годовых, на срок 1 неделя -- 154,6 млрд. руб. при средневзвешенных ставках 7,84--7,85% годовых. С 15.09.2008 лимиты размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты были увеличены с 625 до 1232 млрд. рублей. А 22.09.2008 был проведен аукцион по размещению средств на срок 3 месяца, по результатам которого 22 банкам было предоставлено 330,3 млрд. рублей. Вместе с тем в сентябре кредитные организации возвратили в федеральный бюджет ранее размещенные депозиты в сумме 338,3 млрд. рублей. В результате задолженность кредитных организаций по депозитам федерального бюджета возросла со 166,3 млрд. руб. на 1.09.2008 до 634,6 млрд. руб. на 1.10.2008 [24].

Сложная ситуация в мировой финансовой системе, постепенно распространившаяся и на российский рынок, требует нестандартных подходов, которые при этом должны сопровождаться взвешенными решениями. Разработка механизмов стимулирования внутренних сбережений населения и создание условий для развития малого и среднего бизнеса, средства, которых станут противовесом внешним заимствованиям кредитных организаций, будут способствовать стабильности российской банковской системы в долгосрочной перспективе. Формирование гибкой эффективной системы рефинансирования призвано компенсировать короткие "провалы" ликвидности, и Банк России со своей стороны активно на постоянной основе совершенствует механизм рефинансирования исходя из требований времени. Только совместные усилия Банка России и банковского сообщества по преодолению кризисных явлений и выработке стратегии длительного и устойчивого роста будут иметь успех.

Для Банка России события последних недель обозначили кардинальный разворот в проведении денежно-кредитной политики. Если раньше основной задачей было ограничение избыточной ликвидности, вызванной высокими экспортными ценами и притоком капитала, то теперь - необходимость предоставления ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников. Кроме того, паника на мировых фондовых рынках обострила вопросы доверия к финансовой системе в целом и сделала актуальными задачи предоставления дополнительных гарантий.

В этой ситуации Правительство Российской Федерации и Банк России предприняли комплексные усилия, направленные на минимизацию негативных последствий глобального кризиса. Принятые меры условно можно разделить на две основные категории - меры по предоставлению ликвидности и меры по предоставлению гарантий.

Меры по предоставлению ликвидности:

* принято решение увеличить лимит размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках с 668 млрд. руб. до 1,514 трлн. руб.;

* расширен до 28 список банков, для которых доступны временно свободные бюджетные средства;

* принят закон о рассрочке уплаты НДС, согласно которому суммы НДС будут уплачиваться в бюджет в течение трех месяцев после соответствующего налогового периода;

* принято решение о снижении с 15 октября 2008 г. Нормативов обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств до 0,5%;

* разрешено использовать часть средств Фонда национального благосостояния на поддержку отечественного банковского сектора в условиях мирового финансового кризиса. Средства будут размещены в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. Включительно на общую сумму 950 млрд. руб. с целью выдачи субординированных кредитов банковской системе;

* установлено право Центробанка РФ предоставлять российским кредитным организациям кредиты без обеспечения на срок до 6 месяцев;

* снижены минимальные рейтинги ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве залога при операциях с Центробанком РФ;

* Центробанк РФ выдает Сбербанку России субординированный кредит на сумму 500 млрд. руб.

По мнению специалистов, предпринятые меры позволят сохранить стабильность банковской системы. Это не означает, что каждому банку гарантировано безоблачное будущее - в условиях мирового финансового кризиса такое невозможно. Но система в целом должна пройти этот сложный этап с минимальными потерями [23, с. 7].

В 2009-2011 годах Банк России продолжит участвовать в деятельности, направленной на повышение эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка, по следующим направлениям:

* совершенствование нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке государственных ценных бумаг, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности;

* совершенствование законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов;

* внедрение механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе, способствующих повышению устойчивости рынков долговых инструментов и их ликвидности;

* внедрение сервиса управления обеспечением по операциям РЕПО, в том числе трехстороннего РЕПО, в целях оптимизации и расширения спектра операций, проводимых участниками;

* содействие развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском [24].

Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов. В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.