Рефераты. Факторинг в России

p align="left">О другом преимуществе развития факторинга в банке рассказал В.А. Носов: "Мы не зациклены на том, где искать деньги, а факторинговые компании часто ограничены в средствах. Ресурсная база банка и относительно более дешевые, чем у факторинговой компании, ресурсы позволяют банку устанавливать большие лимиты на клиентов. Факторинговые компании сталкиваются с необходимостью заимствований под более высокие проценты и зачастую вынуждены устанавливать лимиты на клиентов в меньших объемах. Более высокая стоимость ресурсов не может не отражаться и на стоимости факторинговых услуг. По этой причине факторинговая компания не может конкурировать с банками по уровню стоимости услуг".

Разным компаниям требуются разные "факторинги"

По мнению М.И. Трейвиша, есть разные "факторинги" - в зависимости от их ориентации на малый, средний или крупный бизнес. Малый бизнес заинтересован только в финансировании, поскольку его источники ограничены. В силу этого ему нужен усеченный (финансовый) факторинг, представляющий собой финансирование (кредитование) под залог дебиторской задолженности. При этом операторами услуг выступают кредитные организации (банки), а контрагентом для переговоров - финансовый директор.

Почему почти любой финансовый директор средней компании всегда будет против факторинга? В ответ на этот вопрос М.И. Трейвиш сказал следующее.

1. У подчиненных финансовому директору подразделений (бухгалтерии, отдела учета, отдела финансово-экономического анализа и т.д.) резко возрастает объем работы.

2. Финансовый директор привык рассматривать факторинг как финансовую услугу, а для этого она слишком дорогая.

3. Финансовый директор отвечает за удлинение пассивов, а факторинг, если его рассматривать как источник пассивов, дает очень "короткие" деньги.

4. В профессиональной факторинговой компании работают в основном люди с коммерческим, а не с финансовым опытом и менталитетом. Финансовому директору в отличие от коммерческого сложно найти с ними общий язык.

5. Финансовому директору неприятно, что коммерческий директор "заходит" на его территорию.

Средний бизнес заинтересован в инструменте увеличения объема продаж. Поэтому ему нужен полный (коммерческий) факторинг. При этом операторами услуг выступают специализированные факторинговые компании, контрагентом для переговоров - коммерческий директор.

Коммерческий факторинг (полный факторинг) - отрасль экономики, связанная с предоставлением клиентам набора разноплановых (преимущественно нефинансовых) услуг, направленных на увеличение роста продаж их товаров (услуг, работ).

Целевой клиентский сегмент - успешные средние компании, руководимые нестандартно мыслящими менеджерами.

Предпосылки коммерческого факторинга таковы:

- компания хочет продавать больше;

- она должна предложить своим покупателям конкурентные условия закупок, включая отсрочку платежа;

- ей нужен набор услуг, обеспечивающий предоставление конкурентных условий приобретения товаров на регулярной основе.

Крупный бизнес заинтересован в снижении издержек. Ему нужны индивидуальные факторинговые решения, направленные на улучшение структуры баланса и аутсорсинг работы внутренних подразделений (финансовая служба, служба экономической безопасности, служба риск-менеджмента). При этом операторами услуг выступают элитные факторинговые компании, а контрагентами для переговоров - генеральные директора или собственники.

Причинами создания НФК как отдельного факторингового бизнеса, по мнению М.И. Трейвиша, стали следующие:

- общепринятая международная практика;

- переход от усеченного (финансового) факторинга к полному (коммерческому);

- высокая скорость принятия решений о начале работы с новыми клиентами и их дебиторами;

- постоянное обновление продуктового ряда в соответствии с потребностями рынка;

- профессиональное руководство бизнесом: команда НФК - профессионалы в факторинге, а не банкиры;

- повышение надежности для клиентов: НФК гарантирует постоянное обслуживание, ведь факторинг - ее единственный бизнес;

- возможность совместной работы с универсальными коммерческими банками в области финансового факторинга.

Кстати, к выгодам от такого сотрудничества для банков М.И. Трейвиш относит следующее:

- дополнительный источник дохода в виде агентского вознаграждения;

- значительное увеличение оборота по счетам клиентов;

- возможность рефинансирования факторинговой компании - дополнительный и регулярный процентный доход;

- улучшение финансового состояния и кредитоспособности собственных клиентов;

- расширение возможностей для кредитования;

- расширение продуктовой линейки при отсутствии расходов и рисков по самостоятельному созданию непрофильного для коммерческих банков бизнеса.

В "Правила игры" вносятся серьезные коррективы

В Государственной Думе идет работа над правительственным проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса РФ и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй ГК РФ", которым предлагается исключить факторинг из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Что побудило российских чиновников создать такой документ? Обстоятельный ответ на этот вопрос дал на пленарном заседании Госдумы официальный представитель Правительства РФ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ А.В. Шаронов. По его словам, правительственным законопроектом предлагается устранить правовую коллизию, которая возникла после принятия нового Закона о лицензировании между ним и ст. 825 Гражданского кодекса. Согласно ей договоры финансирования под уступку денежного требования (то есть договоры факторинга) могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности. Закон же о лицензировании, принятый в прошлом году, исключил этот вид деятельности из числа лицензируемых. Правительство предложило устранить это противоречие путем внесения изменения в ст. 825 ГК РФ, которое предусматривает исключение факторинга (то есть финансирования под уступку денежного требования) из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Мотивы, которыми руководствовалось Правительство, не вызывают сомнений. Во-первых, существующая правовая коллизия тормозит развитие факторинга в России. Факторинг же, как показывает мировой опыт, - очень перспективный, динамично развивающийся вид бизнеса. По оценкам аналитиков Министерства экономического развития и торговли РФ, по своим объемам рынок факторинга сопоставим с рынком лизинга и с рынком первичного размещения корпоративных облигаций. Иными словами, факторинг - серьезный источник денежных средств, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во-вторых, считает А.В. Шаронов, если предложенный законопроект будет принят, то факторинговой деятельностью смогут заниматься не только банки, но и другие специализированные организации. Все они смогут предлагать не только денежные средства, но и иные услуги - управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета и т.д.

В-третьих, принятие законопроекта позволит решить проблемы, возникающие у судов. В настоящее время, к сожалению, арбитражные суды выносят противоположные решения. Это связано с тем, что одни требуют наличие банковской лицензии, другие - нет.

Стремясь убедить депутатов в целесообразности изменения ст. 825 ГК РФ, А.В. Шаронов привел следующий пример. В странах, где либерализована деятельность по факторингу, его доля в ВВП весьма высока. Например, в Великобритании и в Португалии по 10% от ВВП составляют именно средства, предоставляемые компаниям в рамках режима факторинга, в Эстонии - 20%. А в России эта доля составляет всего полпроцента. В Правительстве надеются, что после принятия законопроекта она быстро достигнет хотя бы 3%.

Факторинговому сообществу нужна своя ассоциация

В дополнение к тому, о чем говорил А.В. Шаронов депутатам Госдумы, имеет смысл обратить внимание и на некоторые другие аспекты ситуации на рынке факторинга, обусловленные особенностями действующего законодательства. Как отмечают в одном из своих недавних исследований аналитики рейтингового агентства "Эксперт РА", в наших законах пока нет термина "факторинг". Для его обозначения в гл. 43 ГК РФ используется следующее определение - "финансирование под уступку денежного требования". Финансовый характер этой услуги, связанный с высокой степенью риска, обусловил на определенном этапе развития факторинга вливание банковского капитала. Банки обладают достаточной степенью капитализации и налаженной системой контроля за движением капитала. На начальном этапе развития финансовых отношений в нашей стране (и факторинга - в частности) этого было достаточно, чтобы заниматься данной деятельностью. Но по мере совершенствования финансовых инструментов стало очевидно, что факторинг отличается от традиционных банковских услуг. Тем не менее из-за существующих в законодательстве противоречий некоторые компании, специализирующиеся на факторинге, предпочитали получать банковскую лицензию. Но пока в соответствии со ст. 825 гл. 43 ГК РФ деятельность по финансированию под уступку денежного требования подлежит лицензированию.

Против отмены лицензирования факторинга выступает банковское сообщество, которое, по сути, лишается монополии. Глава Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян даже направил в Правительство письмо, в котором протестует против вывода факторинга из режима лицензирования. АРБ опасается, что в результате вывода факторинга из-под надзора ЦБ возрастет число недружественных поглощений путем скупки долгов. Возникновение таких ситуаций, полагают аналитики "Эксперт РА", можно предотвратить внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс, а именно - установлением запрета на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности.

По мнению большинства участников рынка, для развития факторинговой индустрии сейчас более важно общее усовершенствование законодательства страны. А оно пока никак не стимулирует развитие факторинга и зачастую делает его гораздо более рискованным, чем это могло бы быть. Позитивное влияние на развитие отрасли могли бы оказать и те изменения в законодательстве, которые не имеют прямого отношения к договорам уступки прав денежного требования, и те, что непосредственно регулируют налогообложение участников, валютное поведение и т.д. Нерешенными остаются вопросы налогообложения факторинговой комиссии факторов в части уплаты НДС, налогообложения резидентов в части зачета НДС при проведении международного факторинга, а также проблемы валютного регулирования международного факторинга. Отмена лицензирования сейчас не относится к числу факторов, стимулирующих развитие отрасли. По мнению М.И. Трейвиша, оно могло бы повлиять на рынок, если бы было принято лет пять назад.

В будущем для специализированных компаний может быть создан регулирующий орган, занимающийся, в частности, выдачей лицензий, как это сделано в Украине. Однако в мировой практике есть примеры развитых факторинговых индустрии и без какого бы то ни было законодательства по факторингу. Роль регулирующего органа берет на себя некая общественная организация. В Великобритании, например, это общественная организация Factors Discounting Association (FDA), которая выработала определенный кодекс поведения участников факторинговой индустрии. Ее роль настолько высока, что порицание ею действий того или иного фактора существенно влияет на его поведение. "Некоторые отечественные факторинговые компании понимают, что для нормального развития отрасли нужен "кодекс чести", которому бы все следовали, - утверждает М.И. Трейвиш. - К примеру, есть риск неоднократной переуступки одного и того же денежного требования. В западной практике абсолютно нормально информировать об этом друг друга, если это становится известно одному из факторов. Нечто подобное может быть создано и у нас".

А.В. Бородулин считает, что факторинговому сообществу необходима некая организация факторинговых компаний по типу Ассоциации российских банков, которая будет отстаивать общие интересы в законодательных, исполнительных, налоговых и других государственных органах власти. Кроме того, она могла бы заняться выработкой общего механизма оказания факторинговых услуг и обучением специалистов, ведь их пока крайне мало на рынке.

В рейтинговом агентстве "Эксперт РА" отмечают, что альтернативой создания саморегулирующейся организации может стать принятие закона "О факторинге", где были бы четко определены все основные понятия и правила, касающиеся использования этого финансового инструмента. Многие страны мира при разработке внутренних норм и правил регулирования факторинговой деятельности опирались на Конвенцию о международном факторинге, разработанную Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), и принятую в 1988 г. на международной конференции в Оттаве. Принятие этой Конвенции на основе опыта правового регулирования отдельных государств было направлено на выработку ряда унифицированных правовых норм, касающихся отношений сторон в рамках факторинга. А также на включение в нее отдельных положений, не разработанных национальными правовыми системами. В частности, применительно к уступке требования в рамках факторинга были решены вопросы о действительности уступки всех текущих и будущих требований, о действии договорных условий о недопустимости уступки и пр. Конвенцию ратифицировали более 50 стран, включая и Украину. России среди них пока нет.

Факторинг - услуга постиндустриального общества

Говоря о предпосылках возникновения товарного кредита, руководитель "Центральной" дирекции Национальной факторинговой компании "Уралсиб-НИКойл" А.М. Аршакуни отметил, что нынешняя ситуация в продажах характеризуется постоянным ростом требований, предъявляемых к поставщику: требований широкой известности торговой марки, стабильности ассортимента, своевременности доставки, уникальности продукта.

Все это требует от поставщика грамотного предварительного позиционирования продукта, тщательно выстроенной системы логистики, эффективного финансового планирования, обеспечивающего своевременность производства. Крайне важны здесь и стабильность расчетов с грузоперевозчиками, а также прогнозирование спроса и наличия свободного оборотного капитала.

Продукт должен быть нужен покупателю. Этот интерес подразумевает предоставление отсрочки платежей на достаточный срок, а нередко - и выплаты за выход в сеть, предоставление ритейлору скидок и бонусов (если дело касается сетевой торговли).

Выполняя все требования, компания-поставщик оказывается в затруднительном положении в связи с резким увеличением дебиторской задолженности, возникновением кассовых разрывов и рисков - инфляционных, валютных, процентных. Вместе с тем работа на конкурентном рынке без предоставления товарного кредита сегодня просто невозможна. Как раз в этих условиях и повышается роль факторинга, - считает А.М. Аршакуни.

Простейшее финансирование при классическом факторинге предусматривает следующее:

- поставку товара на условиях отсрочки платежа;

- уступку права требования долга по поставке банку (или фактору);

- финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки;

- оплату за поставленный товар;

- выплату остатка средств по поставке за минусом комиссии фактора.

Кроме этого, факторинг обеспечивает защиту поставщика от риска несвоевременной оплаты (ликвидные риски), риска наступления неплатежеспособности покупателя (кредитный риск), инфляционных рисков и т.д.

Эффект от использования факторинга для клиента весьма ощутим. Ведь отличие факторинга от других форм финансирования состоит в том, что он не требует залогового обеспечения и оформления большого количества документов. Факторинговое обслуживание продолжается бессрочно, размер выплат не ограничен, а само финансирование погашается из платежей дебиторов.

Отличием факторинга от страхования является отсутствие периода ожидания, предоплаты страховой премии, а также наличие возможности выбора клиентом форм страхования по каждому дебитору.

Для поставщиков факторинг является необходимым инструментом, способствующим увеличению продаж, устранению кассовых разрывов и улучшению общего финансового положения компании.

Касаясь мирового опыта, А.М. Аршакуни отметил, что факторинговые услуги уже успели занять свою нишу на рынках большинства развитых стран. Бурный рост этого вида бизнеса на западе пришелся на минувшее десятилетие: если в конце 80-х годовой оборот мирового факторингового рынка не превышал 100 млрд долл. США, то в настоящее время он составляет более 800 млрд долл. США. Иными словами, факторинг - услуга не раннеиндустриального, а постиндустриального общества.

Отмена лицензирования, по сути, предрешена

Идея законопроекта не вызвала у депутатов каких-либо серьезных возражений. Выступивший от имени Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству депутат Д.В. Еремин полностью поддержал А.В. Шаронова. По его словам, этот закон позволит увеличить производство товаров и услуг, будет способствовать экономическому развитию.

Депутат Н.И. Сапожников обратился с вопросом к А.В. Шаронову. Его интересовали факторы, стимулирующие рост факторинга за рубежом и увеличение его доли в ВВП. А.В. Шаронов отметил следующую закономерность: чем либеральнее режим осуществления факторинга, тем больше доля средств, предоставляемых компаниям через механизм факторинга, в валовом внутреннем продукте. До сих пор осталась только одна страна из стран ОЭСР, которая сохранила лицензирование факторинговой деятельности, - это Австрия. Там доля средств, предоставляемых по факторингу, составляет в ВВП порядка 1,5%. Остальные страны, либерализовавшие факторинговый режим (где разрешено не только банкам, но и любым компаниям заниматься этой услугой), существенно увеличили долю факторинга в ВВП. Больше свободы - больше и желающих заниматься данной деятельностью.

По мнению аналитиков Минэкономразвития, отмена лицензирования факторинговой деятельности не грозит интересам ни государства, ни компаний.

В ходе голосования концепцию проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй ГК РФ и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй ГК РФ" поддержали 358 депутатов, против были только 10.

Разумеется, в процессе дальнейшей работы над законопроектом в его текст могут быть внесены те или иные поправки, не противоречащие уже одобренной концепции. Но, судя по всему, каких-то серьезных осложнений не возникнет, и вскоре он будет принят окончательно.

Кроме того, в будущем ожидается разработка и принятие федерального закона "О факторинге", в котором будут прописаны четкие и прозрачные правила проведения факторинговых сделок. Назрела необходимость внесения изменений в Гражданский кодекс, налоговое и валютное законодательство. Усовершенствование правовой базы, видимо, не приведет к значительному росту числа игроков, зато позволит уже имеющимся развивать свой бизнес за счет новых возможностей.

Литература

1. Учет лизинговых операций в соответствии с МСФО
"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 5

2. Долги и кредиты: учет и налоги
"Московский бухгалтер", 2006, N 16

3. Проблемы применения Инструкции о текущих счетах правоохранительных органов
"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4

4. Доступность жилья как основной фактор спроса на банковские ипотечные кредиты Окончание
"Банковское кредитование", 2006, N 4

5. Три составные части и три источника информационной безопасности в кредитных организациях. Часть 3
"Управление в кредитной организации", 2006, N 4

6. Об учете и налогообложении инвестиционного налогового кредита
"Налоговый вестник", 2006, N 8

7. Способы снижения процентной ставки по кредиту
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 7

8. Изменения в МСФО
"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации", 2006, N 4

9. Три составные части и три источника информационной безопасности в кредитных организациях. Часть 2 Продолжение
"Управление в кредитной организации", 2006, N 3

10. Кредитный консалтинг
"Финансовая газета", 2006, N 20

11. Проектное финансирование в российских банках
"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 2

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.