Рефераты. Финансовая устойчивость страховой компании (на примере МСК "АсСтра")

p align="center">1.2 Методики анализа финансовых показателей страховых компаний

Основная цель финансового анализа - получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основными функциями финансового анализа являются:

· объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

· выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, среди них можно выделить следующие:

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· трендовый анализ;

· метод финансовых коэффициентов;

· сравнительный анализ;

· факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Ни один показатель сам по себе не дает достаточной информации, на основании которой мы в состоянии были бы судить о финансовом положении фирмы. Для целей проведения полного и качественного анализа финансовой отчетности предприятия необходимо в полной мере использовать все указанные выше методы.

В процессе финансового анализа может использоваться следующая информация:

· нормативная информация;

· плановая информация;

· хозяйственный учет;

· статистическая отчетность;

· бухгалтерская отчетность.

Для проведения финансового анализа необходима исходная информация. Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность.

Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Финансовая деятельность страховой компании оценивается на основе анализа ее финансовых результатов. Финансовый результат от деятельности страховой компании складывается из трех элементов: финансовый результат от проведения страховых операций, финансовый результат от проведения инвестиционной деятельности и финансовый результат от прочей деятельности.

В результате анализа данных финансовой отчетности страховщика можно оценить:

текущее финансовое состояние компании;

перспективы и темпы ее развития;

финансовое обеспечение;

наличие финансовых средств и эффективность их использования.

Цель финансового анализа определяется в зависимости от срока, на который заключается договор страхования. Если договор является краткосрочным, то страхователя интересует текущее финансовое положение страховой компании, ликвидность текущих активов, их оборачиваемость. При долгосрочных договорах требуется более детальный анализ с прогнозированием деятельности компании на длительный период, ее способности покрывать постоянные издержки и выполнять принятые на себя обязательства при различных экономических условиях.

Сами по себе данные финансовой отчетности не дают четкого представления о финансовом состоянии страховой компании. Многие данные о деятельности страховщика недоступны для рядового страхователя. Однако оценить в целом финансовую ситуацию и заблаговременно выявить некоторые неблагоприятные симптомы представляется вполне реальным.

В состав активов включаются имущество страховой компании, в том числе основные средства, материальные ценности, денежные средства и затраты, отражаемые во втором разделе актива баланса, а также финансовые вложения.

Анализ структуры активов позволяет выявить динамику развития страховой организации в целом. Прирост активов может свидетельствовать о росте деловой активности компании, однако только этого недостаточно, необходим более углубленный анализ с учетом структуры активов. Следует обратить внимание на величину дебиторской задолженности компании. Если анализ деятельности страховщика за несколько периодов (например, кварталов) показал, что дебиторская задолженность имеет тенденцию к росту, то это может свидетельствовать как о неудовлетворительном состоянии внутреннего контроля за расчетами (со страхователями и прочими дебиторами), так и об увеличении сбора премий. Если прирост активов обеспечивается именно за счет собранной премии, то можно сделать вывод, что деятельность компании эффективна.

В активе баланса показываются и финансовые вложения страховщика, как краткосрочные, так и долгосрочные. При прочих положительных показателях его деятельности рост доли вложений можно рассматривать как фактор, обеспечивающий регулярный доход страховой компании (естественно, при условии эффективной инвестиционной политики).

Оценивая структуру актива баланса страховщика, нельзя забывать о том, что помимо имущества и денежных средств в активе находятся и убытки. Следует также обратить внимание и на состав активов страховщика. В нестабильной экономической ситуации их стоимость может резко понизиться, поэтому при покупке полиса долгосрочного страхования страхователь заинтересован не только в надежности страховщика на настоящий момент, но и в прогнозах на будущее.

Пассив баланса состоит из собственного и заемного капитала. Заемный капитал представляет собой обязательства страховой компании. В их состав включаются страховые резервы, кредиты банков, заемные средства, привлеченные средства, арендные обязательства, резервы предстоящих платежей и расходов, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и прочая кредиторская задолженность.

Страховая деятельность обусловливает наличие значительной доли заемных средств в структуре пассивов. Чем больше величина заемных средств, тем шире возможности для получения прибыли, но и тем выше степень риска от невыполнения обязательств перед кредиторами, к группе которых и относятся страхователи. Для оценки платежеспособности страховой компании величина собственного капитала должна превышать объем ее обязательств, т.е. собственный капитала должен быть больше заемного.

Структуру собственного капитала можно представить следующим образом:

оплаченный уставный капитал;

добавочный капитал;

резервный капитал;

фонды потребления;

фонды накопления;

нераспределенная прибыль.

Собственный капитал - это часть чистых активов страховой компании, которая является ее собственностью. При анализе платежеспособности в страховой практике используется понятие свободных активов - имущество страховой компании (основные средства, материальные ценности, денежные средства, финансовые вложения), свободное от любых обязательств (за исключением прав требований учредителей). Величина свободных активов - показатель, позволяющий оценить, сколько обязательств может принять на себя страховая компания без какого-либо ущерба для своей финансовой устойчивости. Следовательно, чем больше свободных активов, тем организация более устойчива к изменениям финансовых обстоятельств и платежеспособна.

В целом финансовые показатели по балансу и отчету о прибылях и убытках страховых компаний могут анализироваться по следующей методике.

Коэффициенты ликвидности:

1. Коэффициент комплексной ликвидности (Кал)

Показывает, в какой степени все текущие финансовые обязательства предприятия обеспечены имеющимися у него денежными средствами.

Кал = ИА + КДЗ + ДС / СР + КЗ,

где ИА - инвестиционные активы (кроме вложений в уставной фонд других предприятий),

КДЗ - краткосрочная дебиторская задолженность,

ДС - денежные средства предприятия,

СР - страховые резервы,

КЗ - кредиторская задолженность и займы.

2. Коэффициент срочной ликвидности (Ксл)

Показывает, в какой степени все краткосрочные финансовые обязательства могут быть удовлетворены за счет его высоколиквидных активов.

Ксл = ДС + КЦБ / РНП + РУ,

где ДС - денежные средства предприятия,

КЦБ - краткосрочные ценные бумаги,

РНП - резерв незаработанной премии,

РУ - резервы убытков.

3. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

Показывает, в какой степени вся задолженность по краткосрочным финансовым обязательствам может быть удовлетворена за счет его текущих (оборотных) активов, т.е. сколько рублей текущих активов приходится на рубль текущих обязательств.

Ктл = ИА/СО,

где ИА - инвестиционные активы,

СО - страховые обязательства.

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру использованного капитала с позиции платежеспособности и финансовой стабильности предприятия. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, т.к. отражают способность организации погасить долгосрочные обязательства:

1. Коэффициент автономии (Ка)

Характеризует в какой степени использованные в организации активы сформированы за счет собственного капитала

,

где СК- собственный капитал,

А - активы предприятия.

2. Коэффициент заемного капитала (Кзк)

Отражает долю заемных средств в источниках финансирования.

,

где - сумма привлеченного заемного капитала,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.