Рефераты. Фонд социальной защиты населения

p align="left">Органом управления Фонда социальной защиты населения является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, а также представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, объединений нанимателей и профсоюзов. Количественный и персональный состав правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:

1. сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

3. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

4. осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;

5. проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;

6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда социальной защиты населения.

Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач:

1. осуществляет сбор, аккумулирование средств государственного социального страхования и управление ими;

2. осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат по государственному социальному страхованию;

3. обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения республики;

4. готовит предложения о тарифах страховых взносов и вносит их через Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления в Национальное собрание Республики Беларусь;

5. осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;

6. руководит работой городских, районных и районных в городах отделов и оказывает им необходимую методическую помощь;

7. осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

8. сотрудничает с международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования[7].

Таким образом, можно сделать вывод, что Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

3. Действующий механизм формирования и использования Фонда социальной защиты населения

Рассмотрев выше понятие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, его задачи и функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют выполнять фонду возложенные на него функции, исходя из целевой направленности.

Средства Фонда в соответствии с действующим законодательством образуются за счет:

1. обязательных страховых взносов (таблица 1);

2. ассигнований из республиканского бюджета;

3. добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;

4. доходов от капитализации средств Фонда;

5. средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";

6. поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;

7. средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;

8. других поступлений.

Таблица 1. Размеры обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Плательщики

Процент отчислений

Общественные объединения инвалидов и пенсионеров

4,7

Предприятия, объединения, учреждения, полностью принадлежащие таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников

4,7

Жилищные, жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества, не имеющие доходов от своей деятельности

5

Товарищества собственников, не имеющие доходов от своей деятельности

5

Молодёжные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, кооперативы по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей, не имеющих доходов от своей деятельности

5

Коллегии адвокатов

5

Предприятия с иностранными инвестициями (за иностранных граждан)

5

Наниматели, у которых работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной численности работников

20,4

Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты хозяйствования, занимающиеся преимущественно производством сельскохозяйственной продукции

30

Другие наниматели (в том числе с иностранными инвестициями - за граждан Республики Беларусь)

35

Индивидуальные предприниматели

15

Члены крестьянских (фермерских) хозяйств

15

Творческие работники

15

Работающие граждане

1

Средний тариф

35,4

Все годы существования Фонда его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами без дотационных вливаний со стороны государства. Вместе с тем, обеспечение поступления страховых взносов всегда было и остается серьезной проблемой. Имеет место постоянная просроченная задолженность страхователей перед Фондом, которая сегодня составляет 15% его месячной потребности Фонда. Возможность полного погашения этой задолженности в ближайшее время не просматривается. Более того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии уплаты текущих платежей.

Хранящиеся на счетах Фонда денежные средства в соответствии с Законодательством изъятию не подлежат, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не относящиеся к социальному страхованию.

На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий уровень собираемости страховых взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с высокой степенью ответственности.

Страховые взносы в меньшей степени подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в условиях, когда работники Фонда ведут необходимую разъяснительную работу со страхователями о целевой направленности этих взносов.

Действующим законодательством в республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.

Все это позволяет обеспечивать собираемость страховых взносов на уровне 97-99 процентов и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в сравнительно устойчивом состоянии.

Весьма ценным с точки зрения обеспечения стабильности финансирования является право Фонда капитализировать временно свободные остатки средств. Это дает возможность даже при наличии сравнительно небольших запасов финансовых ресурсов (как правило, ниже месячного) за счет такого рода деятельности увеличивать доходы Фонда.

Для учета средств Фонда в плане счетов бухгалтерского учета в банках открыт отдельный балансовый счет "Средства Фонда социальной защиты", по которому производятся все виды платежей в Фонд. Банки за пользование денежными средствами Фонда начисляют установленную плату. Поступающие в виде этой платы средства являются целевыми и перечисляются всеми предприятиями и организациями, задействованными в схеме финансирования выплат пенсий и пособий, в доход бюджета Фонда. Такой порядок был введен в 1998 году, что повысило доходность Фонда[21].

Структура доходов Фонда в 2000 году показана на рисунке 3. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

Для удовлетворения общественных потребностей в области социального страхования средства Фонда необходимо не только накапливать, но и использовать по конкретным направлениям. В соответствии с действующим законодательством средства Фонда направляются на:

1. выплату пенсий:

- пенсионерам по возрасту;

- по инвалидности;

- в связи с потерей кормильца;

- социальных;

- за особые заслуги;

- за выслугу лет;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.