Рефераты. Фондовые биржи

p align="left">Следующая операция клиринга - это оформление расчётных документов. Они направляются на исполнение в денежную расчётную систему, и систему, обеспечивающую поставку ценных бумаг.

3. Организация денежных расчётов

Любая национальная система денежных расчётов обслуживает весь платёжный оборот той или иной страны. Денежные расчёты по операциям с цененными бумагами - только часть выполненных его функций. Ценные денежные бумаги - это коммерческие и финансовые векселя:

банковые акцепты;

краткосрочные коммерческие бумаги, эмитируемые предприятиями и корпорациями;

краткосрочные сберегательные и депозитные сертификаты, эмитируемые банками разных типов;

казначейские векселя.

Все сделки, производимые с ценными денежными бумагами, осуществляются в пределах кредитно-банковской системы.

К инвестиционным ценным бумагам относятся акции, краткосрочные и долгосрочные облигации правительства, местных органов власти, банков и промышленных корпораций, кооперативов, инвестиционные сертификаты.

Нормальные системы денежных расчётов устроены таким образом, чтобы им было безразлично, какие платёжные отношения им приходится обслуживать. Одним из надёжных вариантов является тот, при котором участники рынка создают систему, работающую как бы параллельно с общей системой расчётов. Одним из примеров новейшей российской практики является расчётная система Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), используемая с мая 1993 года для расчётов со сделками с Государственными краткосрочными бескупонными облигациями. Дилеры- участники расчётной системы ММВБ производят взаимные платежи за облигации по своим корреспондентским счетам в этой системе. Преимуществом такой модели является относительно высокая скорость расчётов: расчётная организация может в короткие сроки, а при использовании электронной техники - день в день - осуществляют перевод со счёта плательщика на счёт получателя платежа. Она дает возможность проконтролировать способность покупателей оплатить приобретаемые ими ценные бумаги. Недостаток модели заключается в том, что участники системы часто не могут свободно использовать остатки на своих счетах в обособленных депозитарно-клиринговых центрах для своих прочих операций.

3.1. Функции Центробанка на рынке государственных ценных бумаг

Центробанк РФ осуществляет размещение и обслуживание рынка ГКО, гарантирует своевременное погашение выпущенных ГКО. Для осуществления этой деятельности он выступает в качестве агента Минфина по обслуживанию выпуска ГКО, дилера, контролирующего органа, организатора денежных расчетов на рынке ГКО.

В функции агента Центробанк осуществляет следующую деятельность:

За 10 дней до даты проведения аукциона Минфин РФ передает в Центробанк России глобальный сертификат выпуска ГКО. За 7 дней до начала размещения ГКО Центробанк объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях.

Устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКО: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, головному депозитарию и субдепозитариям дилеров.

Устанавливает требования к дилерам. На рынке ГКО дилером могут быть инвестиционные институты, банки и другие, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и заключившие с Центробанком договор на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКО. Число дилеров не превышает 230.

Дилер имеет право совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, но за счет и по поручению Инвестора. Более того, дилер сам должен быть инвестором в ГКО к моменту подачи заявления на выполнение функций дилера не менее 6 месяцев.

У дилеров - небанковских организаций размер собственного капитала не должен быть менее 250 тыс. руб., а у дилеров - коммерческих банков - не менее 1 млн. экю. При этом к коммерческим банкам предъявляются дополнительные требования:

отсутствие дебетового сальдо по корреспондентскому счету в Банке России за последние 6 месяцев от даты подачи заявки;

отсутствие просроченной задолженности по кредитам, предоставленным Центробанком;

выполнение обязательных экономических нормативов за последние 3 месяца до даты подачи заявки;

наличие просроченной задолженности по предоставленным клиентам кредитам не более 20% от общей суммы выданных кредитов;

выполнение требований по формированию фонда обязательных резервов в Банке России и создание резервов на возможные потери по ссудам и по операциям с ценными бумагами;

наличие резервного фонда в размере не менее 10% от фактически оплаченного уставного капитала;

другие.

1. Устанавливает правила торговли и проводит аукционы по первичной продаже ГКО. Общая схема организации торговли на первичном рынке ГКО может быть представлена в виде следующих этапов:

Дилер подает заявку на приобретение ГКО в размере не менее 0,25% от объявленного объема эмиссии по номиналу. При подаче заявки дилер должен учитывать, что он не может иметь более 20% от размещенного объема ГКО, находящихся в обращении, сроком погашения в течение 14 дней. На аукционы принимаются заявки двух типов: конкурентные заявки, в которых указывается цена покупки и процент участия в аукционе (объем) покупки, и неконкурентные заявки, где отражается сумма денежных средств на покупку по средневзвешенной цене аукциона. Соотношение конкурентных и неконкурентных заявок составляет 70/30.

Запрещается предварительный сговор дилеров по ценовым условиям аукционов. Договора с инвесторами дилер заключает в форме договоров комиссии.

Дилеры в расчетном центре открывают торговые счета для расчетов по ГКО.

До начала аукциона дилеры переводят на свои торговые счета денежные средства т.е. открывают свои денежные позиции. На период аукциона торговые счета блокируются до завершения расчетов.

Конкурентные заявки удовлетворяются полностью по указанным в заявках ценам, но не ниже минимальной цены продажи или так называемой цены отсечения. Цену отсечения определяет Минфин РФ на основе анализа всех поступивших заявок на аукцион. Она устанавливается на уровне, обеспечивающем максимальный объем размещения ГКО.

2. Осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;

3. Организует операции по погашению ГКО.

В качестве дилера Центробанк РФ осуществляет деятельность по купле - продаже ГКО на вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. В случае необходимости он делегирует свои дилерские полномочия территориальным управлениям Центробанка.

При этом функции дилера Центробанк осуществляет в следующих случаях:

при предоставлении Минфину РФ краткосрочного кредита на покрытие дефицита государственного бюджета;

при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения ГКО.

В обоих случаях ГКО Центробанк РФ приобретает по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита кредитования федерального правительства.

Следует иметь в виду, что выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее 20% от общего объема облигаций, предлагавшихся на аукционе.

Центробанк РФ как контролирующий орган на рынке ГКО осуществляет деятельность:

по сбору информации о ходе торговли, об остатках средств на торговых счетах дилеров, об остатках ценных бумаг на счетах “депо” дилеров в депозитарии и т.п.;

приостанавливает операции любого дилера на срок до одного месяца, если тот нарушил законодательство и инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако, тогда Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора;

соблюдает конфиденциальность собранной информации т.е. не может ее передавать третьим лицам.

3.2.Торговля новыми финансовыми инструментами

Для российских эмитентов и инвесторов выход на международный рынок ценных бумаг имеет важные цели:

для инвесторов

-стремление сберечь свои накопления от инфляции и обеспечить их конвертирование в устойчивую валюту.

для эмитентов

- привлечение иностранного капитала.

Среди наиболее популярных инструментов международного рынка ценных бумаг, на которые ориентированны российские эмитенты, можно отметить:

АДР - американские депозитарные расписки, выпуск которых возник еще в конце 20-х годов. АДР представляют производную ценную бумагу, подтверждающую право ее владельца на определенное количество ценных бумаг некоторого эмитента, депонированных в американском банке-депозитарии. Посредством АДР осуществляется размещение акций российских эмитентов на американском фондовом рынке.

Схема обращения и торговли АДР может быть предоставлена в виде следующих последовательных этапов:

Разработка программы выпуска АДР. При этом выпуск может осуществляться по программе неспонсируемых АДР, либо по программе спонсируемых АДР.

Программа выпуска неспонсируемых АДР предусматривает, что соглашение между эмитентом и депозитарием не обязательно, а требования к раскрытию информации минимальны, т.е. достаточно только подтверждения соответствия деятельности эмитента законодательству его страны. Формально выпуск АДР может быть осуществлен американским депозитарием без активного участия и даже без согласия российского эмитента. В этой связи неспонсируемые АДР, как правило, не обращаются на организованном биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг.

Они могут обращаться только на неорганизованном внебиржевом рынке, например, в фондовых магазинах.

Выпуск спонсируемых АДР инициируется эмитентом, который заключает соглашение с депозитарием и несет затраты по хранению и обращению АДР. Кроме того, эмитент берет на себя обязательство раскрывать информацию, глубина которой зависит от уровня АДР. Так, АДР первого уровня обращаются на внебиржевом неорганизованном рынке, и раскрывают информацию, соответствующую этому рынку. АДР второго уровня могут обращаться в системе NASDAQ и на тех фондовых биржах, где котировались ценные бумаги данного эмитента до выпуска АДР. АДР третьего уровня размещаются публично на фондовой бирже и/или среди ограниченного круга частных квалифицированных инвесторов. При этом для публичного обращения АДР на фондовых биржах необходимо раскрытие информации по стандартам GAAP, а для размещения среди ограниченного круга частных инвесторов (дилеров) раскрывается только самая общая информация, подтверждающая законность деятельности эмитента.

Регистрация выпуска АДР в Комиссии по ценным бумагам США.

В программе выпуска АДР эмитент представляет на утверждение Комиссии список депозитариев, причем по спонсируемым АДР может быть только один депозитарий, а также список финансовых и юридических консультантов, андерратеров, аудиторскую компанию, номинальных держателей (кастодианов) с американской и российской стороны.

Нередко изначально эмитент прибегает к выпуску АДР для размещения за пределами США, в оффшорных зонах, без намерения продажи в США. В этом случае программа выпуска АДР не подлежит регистрации в Комиссии по ценным бумагам США.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.