Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в банковском праве.
Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
Существует также и другая классификация функций банковского права.
Схема 4
Классификация 2
17
Наука банковского права, также как и наука финансового права в целом, выполняет следующие функции:
* общетеоретическую;
* аналитическую;
* конструктивную;
* критическую;
* воспитательную.
1. Общетеоретическая функция состоит в том, что нормы законодательства, на которых базируется банковское право, являются основой для функционирования всей банковской системы.
2. Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную и понятную систему.
Аналитическая функция заключается в исследовании действующего банковского законодательства, в его систематическом изложении и истолковании. Функция эта состоит прежде всего в выяснении смысла закона, тщательном изучении его содержания. Но это не все. Дело в том, что намерения законодателя, те цели, которые он преследовал при принятии закона, и реальные последствия применения этого закона на практике очень часто не совпадают. И задача правоведения, в том числе теории банковского права, состоит в том, чтобы изучить практику применения закона, эффективность его влияния на кредитные отношения, иными словами, выявить, реализована цель законодателя или нет. Достигается это главным образом с помощью различных исследований, выявляющих фактическое положение дел, реальную значимость закона. Осуществление аналитической функции приводит к выяснению как достоинств, так и недостатков законодательства. Именно в этой функции сочетаются позитивные и критические начала.
Аналитическая функция состоит в выявлении содержания действующего банковского законодательства. Вследствие этого издание нового или изменение действующего закона соответственно активизирует аналитическую функцию науки банковское право, так как любое законодательное новшество требует аналитической оценки, определения места, которое извлеченные таким путем выводы должны занять в уже сложившейся системе освещения конкретно-нормативного материала и согласования с ними ранее сформулированных теоретических положений.
По самой своей сущности аналитическая функция не может играть в отношении закона никакой другой, кроме чисто познавательной роли. Но этим как раз и определяется ее значение. Как ни относится к тому или иному действующему закону, какие бы недостатки в нем ни обнаруживались и какие бы способы их устранения ни предлагались, пока закон не изменен, нужно знать его действительное содержание и практически применять в том именно виде, в каком его смысл определен законодателем. Ввиду невыполнимости этого требования без изучения самого закона аналитическая функция важна как одна из существенных предпосылок последовательного проведения в жизнь начал социалистической законности. Она составляет также необходимое условие юридического образования в самом широком его понимании - начиная от обучения студентов, повышения квалификации практических работников и кончая пропагандой правовых знаний среди населения.
3. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов. Конструктивная функция служит продолжением аналитической. На основании результатов анализа правоведение, в том числе и теория банковского права, обосновывает предложения по развитию и совершенствованию законодательства. Появляются новые правовые идеи, которые могут и должны быть учтены законодательством. Именно могут и должны быть учтены. Но, к сожалению, далеко не всегда учитываются. Это зависит от многих обстоятельств: насколько веско обоснованы предложения науки, встречают ли они серьезные возражения, готов ли законодатель к их восприятию. Наконец, это зависит от уровня правовой культуры законодателя и общества в целом.
Таким образом, осуществление теорией банковского права аналитической и конструктивной функций затрагивает все три элемента права: и идеи, и нормы, и регулируемые нормами отношения.
4. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем банковском законодательстве, фиксации несоответствия правовой нормы требованиям жизни.
Критическая функция направлена на установление недостатков в действующем законодательстве, выражаются ли они в пробелах закона, неправильных или устаревших решениях, погрешностях логического, системного или даже языкового порядка. При этом различаются первоначальные недостатки, вызванные несоответствием закона требованиям жизни уже на момент его издания, и последующие недостатки, обусловленные старением закона.
Первоначальные недостатки не всегда получают одинаковую теоретическую оценку. Например, принцип субъективного отсчета начального момента течения исковой давности, принятый в действующем законодательстве, оценивается положительно одними и отрицательно другими учеными. В таких и других подобных случаях, когда дискуссия ведется по поводу выбора одной из двух или нескольких абстрактно мыслимых юридических конструкций, критическое исследование может завершиться выводом в пользу не изменения закона, а наоборот, оставления его в неприкосновенном виде. Но когда первоначальные недостатки вызываются иными причинами (недосмотром, недостаточной изученностью вопроса и др.) или когда образуются последующие недостатки, критика закона рано или поздно должна повлечь за собой соответствующую реакцию со стороны законодательных органов.
Тем самым критическая функция, осуществляемая, лишь поскольку она опирается на функцию аналитическую, сама выступает в качестве предпосылки для созидательной функции, выполняемой советской гражданско-правовой наукой.
5. Воспитательная функция. Эта функция -- не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает общесоциальную, так называемую идеологическую часть воздействия банковского права на поведение людей. Воспитательная функция банковского права охватывает своим содержанием остальную, выходящую за пределы правового регулирования часть воздействия права, осуществляемого не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстроечным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т. д.). Вместе с тем воспитательная функция -- одна из общих функций права, относящаяся к банковскому праву как надстроечному явлению в целом, постоянно соприкасающаяся и взаимодействующая с разными направлениями и сторонами его действия.
Обращает на себя внимание, что конкретное содержание рассматри-ваемой функции составляет именно правовое воспитание, которое склады-вается под непосредственным влиянием специфики банковского права, в органической связи с содержанием его основных регулятивных функций. Соответственно, воспитательная функция права обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к праву, закону, нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям. Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка, формированию правового государства. Поэтому хотя воспи-тательная функция не является основной функцией банковского права, ей принадлежит существенная, важная роль в системе функций банковского права, в общем механизме правового воздействия.
В отношении понятия функции банковского права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции банковского права. Иногда "вспыхивают" дискуссии о соотношении функций банковского права с иными правовыми категориями, к примеру, задачами банковского права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения на функции банковского права - даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции. Собственно, функция банковского права - это реализация его социального назначения.
Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов:
а) роли (назначения) права в обществе;
б) основных направлений его воздействия на общественные отношения.
Ряд ученых под функциями права понимают прежде всего направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.
Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.
Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.
Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.
Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.
Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001. - 681 стр.. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.
Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:
- условий эффективности регулирования;
процесса правового регулирования;
социальных результатов регулирования.
Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.
Страницы: 1, 2