Рефераты. Гарантии для вкладчиков: международный опыт

p align="left">Получение денег после полной ликвидации банка

Декрет № 4 устанавливает, что средства в иностранной валюте, размещенные на счетах и во вкладах (депозитах) в других банках Республики Беларусь, возмещаются в установленном Национальным банком размере за счет средств гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц.

Пунктом 3 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 75 "Об утверждении Правил гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц" установлен предельный размер средств физического лица, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в одном банке, независимо от количества и видов счетов и вкладов (депозитов) данного лица, подлежащих возврату за счет средств гарантийного фонда в случае банкротства банка, в сумме, эквивалентной 1 000 USD.

Средства гарантийного фонда используются для возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицами при банкротстве.

Правилами установлен определенный порядок получения средств из гарантийного фонда. Так, их предоставление производится только в том случае, если банком приняты все меры, предусмотренные законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения им своих обязательств перед физическими лицами.

Не подлежат возврату за счет средств гарантийного фонда:

- средства физических лиц, привлеченные банками по договорам, признанным недействительными в порядке, установленном законодательством;

- средства, привлеченные банком на основании договоров, заключенных в период отсутствия (приостановления, отзыва) лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц;

- вклады (депозиты) инсайдеров и работников банка в случае начисления повышенных процентов по сравнению с условиями приема денежных средств иных вкладчиков банка.

Средства из гарантийного фонда предоставляются на безвозвратной основе. Предоставление Национальным банком средств из гарантийного фонда производится на основании ходатайства управляющего при банкротстве банка с приложением информации о принятых мерах, предусмотренных законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения обязательств перед физическими лицами и списка физических лиц, составленного на основании договоров на привлечение средств во вклады (депозиты) с указанием их количества и общей суммы средств по ним.

Решение о предоставлении средств принимается постановлением Правления Национального банка по представлению специально созданной распоряжением Национального банка комиссии по выделению средств банкам из гарантийного фонда, формируемой из представителей Национального банка и банков.

Таким образом, для всех остальных банков (за исключением 6 вышеупомянутых) источником возмещения являются собственные средства их вкладчиков, которые отчисляются банком в гарантийный фонд ежемесячно в определенных размерах. При этом выплаты производятся на основании ходатайства не самого вкладчика, а третьего лица - управляющего в производстве о банкротстве банка, который определяет размер требований и формирует список претендующих на возмещение. Кроме того, выплаты производятся не сразу после открытия конкурсного производства в отношении банка и установления моратория на удовлетворение требований кредиторов, а только после полной ликвидации банка, которая с учетом большого количества его активов, а также возможного рассмотрения исков о субсидиарной ответственности виновных в банкротстве руководителей, может затянуться более чем на 2-3 года.

Существующая на данный момент в Республике Беларусь модель не вполне соответствует целям создания гарантийной системы. Как уже отмечалось, наличие такой системы должно гарантировать вкладчику - частному лицу возможность получения в случае банкротства банка размещенного в нем вклада полностью или частично (в зависимости от размера такого вклада) в достаточно короткий срок. Страхование депозитов направлено в первую очередь на защиту вкладчиков - физических лиц (так называемых мелких вкладчиков) с целью предотвращения последствий, которые может иметь для них недостаток банковской информации. Ведь в отличие от институциональных инвесторов рядовые вкладчики банков чаще всего не могут осуществлять постоянный мониторинг и сопоставительный анализ отдельных конкурирующих банков, чтобы определить степень их надежности и выгодности предоставляемых услуг, поскольку такая деятельность требует специальных знаний и времени. В таком случае задача государства должна заключаться в создании эффективной системы гарантирования вкладов, призванной защитить физических лиц - непрофессиональных участников хозяйственного оборота.

Система страхования вместо государственных гарантий

Следует отметить, что Российская Федерация более года назад отказалась от государственных гарантий возмещения вкладов, предоставляемых избранным банкам, а начала строить принципиально новую систему страхования рисков вкладчиков. Ознакомление с принципами ее построения и выявленными практикой применения проблемами позволит избежать ошибок при реформировании белорусского законодательства, а также поможет выбрать наиболее приемлемую для отечественной банковской системы гарантийную модель.

Основой создания российской банков-ской системы страхования явилось принятие 23.12.2003 г. Федерального закона № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Данный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

Основными принципами российской системы страхования вкладов являются:

- обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

- сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

- прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет в этой системе. Банки, отказавшиеся от участия в ней, не имеют права привлекать во вклады денежные средства физических лиц, а также зачислять дополнительные денежные средства на счета по вкладам физических лиц, с которыми был заключен договор банковского вклада или договор банковского счета. Информация об этом должна быть размещена в доступных для клиентов помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, в день направления ходатайства о прекращении права на работу с вкладами в Банк России.

Деньги можно получить в течение трех дней

Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая. При этом страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

- отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

- введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Вкладчик либо его представитель вправе обратиться в Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство) с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория.

При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик представляет заявление по установленной форме и документы, удостоверяющие его личность.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство вышеупомянутых документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 RUB.

Кроме того, Агентство в течение 7 дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками должно направить в этот банк, а также для опубликования в "Вестник Банка России" и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение непосредственно вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.

К Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай. В ходе конкурсного производства в этом банке требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, удовлетворяются в первой очереди кредиторов.

Как видно, российская система возмещения основана на том принципе, что все бремя отношений с "проблемным" банком берет на себя специализированная организация, а вкладчик, в свою очередь, может получить возмещение внесенных денег практически сразу после наступления указанных выше обстоятельств.

К чему готовиться банкам и их клиентам?

18 января 2005 г. на совместном заседании членов постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по денежно-кредитной политике и банковской деятельности и представителей крупнейших белорусских банков был рассмотрен проект закона "О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц", внесенный в парламент Советом Министров 1 августа 2004 г. Данный проект предусматривает создание государственной резервной корпорации, которая должна выступить в качестве гаранта возврата денежных средств вкладчикам в случаях невозможности исполнения банками своих обязательств. При этом законопроект предусматривает обязательное участие в гарантийной системе всех банков, привлекающих средства физических лиц.

Рассмотрим возможные последствия принятия данного закона. Обязательные взносы в гарантийную систему являются дополнительными расходами для банков, которые оплачивает клиент. Поэтому, если при решении вопроса об их величине не будет найден баланс между увеличением надежности вкладов и уменьшением их доходности, следует ожидать уменьшения процентных ставок по депозитам.

Ликвидация системы государственных гарантий приведет к снижению количества вариантов предложений на рынке депозитов. Если раньше клиент мог выбрать из разных финансовых инструментов то, что ему ближе (низкодоходные, но надежные вклады, например, в "Беларусбанке" и "Белагропромбанке" либо полная противоположность в каком-нибудь из новых коммерческих банков), то после реформирования законодательства все банки окажутся примерно в одной категории.

Введение новой гарантийной системы повлечет "выравнивание" рынка и отток вкладчиков из крупных банков, предлагающих низкий процент по вкладам, в небольшие банки с более выгодными предложениями. Возможным последствием создания равных условий также будет повышение уровня обслуживания крупными государственными банками физических лиц, поскольку данные учреждения, лишившись основного конкурентного преимущества на рынке депозитов - государственных гарантий, будут вынуждены искать новые способы привлечения клиентов.

Тем не менее создание единого гарантийного фонда вкладов является одним из важнейших элементов реформирования банковской системы. Создание одинаковых условий приведет к разделению банков на эффективные и неэффективные, более и менее надежные в зависимости от финансовых результатов их деятельности, а не наличия и полноты государственных гарантий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. Минск «Беларусь» 1997.

Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, № 106, рег. № 2/219 от 31.10.2000).

О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь». Закон Республики Беларусь 15 июля 1998 г. N 192-З Принят Палатой представителей 25 июня 1998 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1998 года (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., N 34, ст. 476)

Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.

Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.