Рефераты. Государственное регулирование страхового дела

Государственное регулирование страхового дела

25

19

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский Государственный Технический Университет»

Кафедра социальных наук, педагогики и права

Контрольная работа

по дисциплине Финансовое право

на тему:

Государственное регулирование страхового дела

Калининград 2010

1. Законодательные основы страхования в Российской Федерации

1.1 Понятие и виды страхования

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества и представляет собой самостоятельное звено финансовой системы РФ.

Различают две формы страхования: социальное страхование и собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

В современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, собственно страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй -- поощряется.

В экономическом аспекте страхование -- это система экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его граждан.

Как самостоятельное звено финансовой системы РФ, страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых организаций в России является Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»'. В нем впервые закреплено правовое понятие страхования. В соответствии со ст. 2 под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

1.2 Характерные черты страхования

Характерными чертами страхования являются:

Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени;

Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер вы плат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д.;

Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений, которые заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования -- юридические и физические лица -- аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денеж ные фонды, за счет которых и осуществляется защита имуществен ных и личных интересов этих лиц. При этом риски несут все страхователи, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.

Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее число страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов возникает лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом -- одно из преимуществ государственного обязательного страхования;

4) Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия договора страхования регулируются нормами гражданского права.

Учитывая, что при страховании часть временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан изымается из наличного денежного обращения, страхование имеет определенное значение и для регулирования денежного оборота и укрепления валюты РФ.

1.3 Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется органами страхового надзора в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения его нарушений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор базируется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять страховой надзор, является Министерство финансов РФ, точнее, его подразделение -- Федеральная служба страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор -- федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 по ноябрь 1996 г., а позже -- на Департамент страхового надзора, просуществовавший до мая 2004 г.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в данной области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом.

Гражданское право регулирует договорные отношения в этой сфере (гл. 48 ГК РФ), финансовое право -- отношения, основанные на государственно-властных велениях.

Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирования страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Страховой надзор включает:

1. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2. Контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3. Выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Для осуществления страхового надзора Федеральная служба страхового надзора наделена соответствующими полномочиями.

В частности, она:

1. Осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

2. Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела;

3. Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;

4. Осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

5. Устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

6. Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;

7. Обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

8. Представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства РФ в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

9. Выполняет другие возложенные на нее функции.

Федеральная служба страхового надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу страхового надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель Федеральной службы страхового надзора несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

2. Страховые правоотношения в Российской Федерации

2.1 Формы и виды страхования

Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта страхования подразделяется на два вида: имущественное и личное.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с:

1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Страхование гражданской ответственности, в частности, регулируется также нормами ГК РФ (ст. 929, 931, 932).

Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с:

Дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.