Рефераты. Государственные ценные бумаги: сущность и значение

p align="left">В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным механизмом перераспределения денежных накоплений. Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

- субъекты рынка;

- собственно рынок;

- органы государственного регулирования и надзора;

- саморегулирующиеся организации;

- инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная, в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть, г) регистрационная сеть.

Правовое регулирование финансового рынка РК представлено широким спектром законодательных и других нормативно правовых актов, главным из которых является гражданский кодекс. В гражданском кодексе даются основные понятия ценным бумагам, сделкам, посредникам. Кроме того, принят ряд законов «О рынке ценных бумаг», «О лицензировании», «Об инвестиционных фондах», «О фондовой бирже» /5-8/. Большую роль в правовом регулировании деятельности на финансовом рынке играет также налоговый кодекс Республики Казахстан.

По мере развития рынка ценных бумаг, появления новых финансовых институтов и инструментов и развития новых технологий проявляется необходимость постоянного совершенствования системы и методов защиты прав и интересов инвесторов.

Уровень защиты прав и интересов акционеров в Республике Казахстан уже в 2000 году заслужил оценки Европейского банка реконструкции и развития - «достаточно всеобъемлющая защита». На данный момент с целью защиты прав и интересов инвесторов АФН осуществляется пруденциальное регулирование только компаний по управлению пенсионными активами, банков-кастодиантов и управляющих портфелем ценных бумаг. Прочие профессиональные участники являются объектами обязательных для выполнения критериев финансовой устойчивости.

В целях реализации данного направления требуется поэтапное внедрение комплекса мероприятий:

1) Переход к международным стандартам раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Переход к международным стандартам раскрытия информации будет осуществляться на базе адаптации норм директив Европейского союза по раскрытию информации, в частности, при прохождении листинга на организованном рынке, в проспекте эмиссии, регулярной отчетности листинговых компаний, информации о крупных держателях. Одновременно будет решаться вопрос стандартов допуска иностранных ценных бумаг к торговле на казахстанском рынке. Основной мерой, направленной на повышение степени информационной прозрачности казахстанского фондового рынка, станет создание централизованных систем раскрытия информации о деятельности акционерных обществ. Другим важным шагом в данном направлении, безусловно, станет переход к международным стандартам финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, который обеспечит полноту, понятность и достоверность раскрываемой информации для инвесторов;

2) Совершенствование регулирования лицензируемых субъектов рынка ценных бумаг. Данная мера предполагает введение пруденциального регулирования по отношению к лицензируемым субъектам рынка ценных бумаг, являющимся основными посредниками инвестиционного процесса, параллельно будет происходить постепенная адаптация некоторых норм финансовой устойчивости, профессиональной этики и процедур взаимодействия с клиентами в соответствии с требованиями директив Европейского союза. Указанные мероприятия, помимо увеличения степени защиты инвесторов, будут способствовать понятности национального рынка, что является одним из условий повышения уровня развития фондового рынка;

3) Стимулирование добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг. В рамках данного вопроса будут применяться меры по адаптации норм директив Европейского союза по вопросам инсайдерской торговли и злоупотреблений на рынке ценных бумаг. Кроме того, будут стимулироваться такие превентивные меры, как повышение уровня прозрачности биржевых торгов, раскрытие информации о конфликтах интересов и активизации деятельности маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг;

4) Меры по обеспечению сохранности активов институциональных инвесторов, помимо комплекса вышеизложенных мер, будут включать постоянное совершенствование листинговых требований, в том числе по дифференциации эмитентов по секторам экономики, увеличение степени диверсификации их инвестиционных портфелей и становление страхования рисков на рынке ценных бумаг.

Согласно закона РК от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» в инфраструктуру финансового рынка входят следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию уполномоченным органом:

Брокерско-дилерская;

Ведение системы реестров держателей ценных бумаг;

Управление инвестиционным портфелем;

Инвестиционное управление пенсионными активами;

Кастодиальная;

Трансфер - агентская;

Депозитарная;

Организация торговли с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами.

Брокеры - посредники, действующие на фондовой бирже от своего имени и заключающие сделки по продаже и покупке ценных бумаг по поручению своих клиентов и за их счет.

Дилеры - члены фондовой биржи и банки, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов. Действуют от своего имени и за собственный счет и могут заключать сделки между собой, с брокерами, а также непосредственно с клиентами.

Еще одним элементом инфраструктуры финансового рынка является фондовая биржа.

Фондовая биржа - организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг.

Центральный депозитарий является некоммерческой организацией. Акции центрального депозитария размещаются среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торгов и международных финансовых организаций. Центральный депозитарий - это единственная организация на территории Республики Казахстан, осуществляющая депозитарную деятельность.

Таким образом, субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг.

Институциональная инфраструктура рынка ценных бумаг

на 01.07.07

на 01.10.07

Брокеры-дилеры

92

99

Регистраторы

16

17

Кастодианы

10

10

Инвестиционные управляющие пенсионными активами НПФ

11

11

Управляющие инвестиционным портфелем

49

55

СРО

2

2

Трансфер-агенты

2

2

Организатор торгов с ценными бумагами

1

1

В третьем квартале 2007 года на осуществление брокерской и дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя получено 4 лицензии /9/. Кроме того, за период июль - сентябрь выдано 4 лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, организациям, зарегистрированным уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алма-Аты.

В 2007 году Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка приостановлено действие лицензии на осуществление брокерско-дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя АО «СЕНИМ-БАНК» и возобновлено действие лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя АО «Алматы Инвестмент Менеджмент».

По состоянию на 1 октября 2007 года количество организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра держателей ценных бумаг, составило 17. Общее количество банков, обладающих лицензией уполномоченного органа на осуществление кастодиальной деятельности, составило 10. По состоянию на 1 октября 2007 года 11 организаций осуществляли инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, из них 6 накопительных пенсионных фондов, имеющих лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами, АО «Дочерняя организация АО «Банк ТуранАлем» НПФ «БТА Казахстан», АО «НПФ «Капитал», АО «НПФ «Казахмыс» и АО «НПФ «Отан»).

В третьем квартале 2007 года выдано 6 лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем. По состоянию на 1 октября 2007 года общее количество управляющих инвестиционным портфелем составило 55 организаций. Лицензией на осуществление трансфер - агентской деятельности обладали 2 организации: АО «Казпочта» и АО «C-n-D Express».

В цепочке сделок по купле-продаже ценной бумаги одна всегда является первой, обеспечивающей поступление фондовой ценности на рынок.

Все остальные носят вторичный характер, ибо они связаны с перепродажей уже поступившего на рынок инструмента другим субъектам. Учитывая существенные различия в способах первоначального размещения ценных бумаг и их последующего обращения, выделяют первичный и вторичный рынки ценных бумаг.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Само понятие эмиссии может относиться, по-видимому, только к таким видам ценных бумаг, которые могут выпускаться в массовых количествах как однородный, например, долговой, инструмент, когда за один выпуск эмитируется большое число бумаг с одинаковыми условиями выпуска, номинальной стоимостью и иными сходными моментами. К таким бумагам, являющимся предметом массовых эмиссий, относятся акции, облигации, казначейские обязательства государства, предусмотренные законодательством республики. Векселя, чеки и товарные бумаги, наоборот, появляясь на основе реальных сделок, могут выдаваться в единственном экземпляре на произвольную сумму, на конкретный товар, то есть со своими отличными от других бумаг условиями и не являются ценными бумагами как таковыми. Республиканским законодательством регулируется вопрос об эмиссии именно акций, облигаций и казначейских обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.