Рефераты. Информационные технологии в банке

торым чрезвычайно важным для клиента следствием использования системы "банк-клиент" оказывается появление у него строгой и надежной системы реа-лизации и учета его внешнего доку-ментооборота. Качественная система "банк-клиент" позволяет авто-матизировать практически весь документооборот между банком и его клиентами. Зачастую эта си-стема для предприятия является первым современным инструментом, а для некоторых, и пер-вым средством внутренней автоматизации.

Оказывается, что почти весь спектр банковских услуг может быть автоматизирован и реализован в виде электронного документооборота банка со свои-ми клиентами. Ограничения обусловлены лишь готов-ностью банка доверить выполнение финансовых операций автоматизированной системе.

1.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"

Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных для использования в системе "банк-кли-ент". Для взаимодействия в режиме on-line могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем эле-ктронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и ограничения, за-трудняющие их использование.

Вопрос выбора режима работы системы также далеко не прост. Системы, работающие в режиме on-line, очень удобны при организации распре-деленного доступа к информации. Однако, при отсутствии на-дежных и устойчивых каналов связи (что, к сожалению, характерно для нашей страны) накладные рас-ходы на поддержание работоспособности распреде-ленной системы возрастают настолько, что их использование становится нецелесообразным. Кроме того, немаловажно, что для экс-плуатации on-line системы требуется в 5-10 раз больше физических или виртуальных каналов, чем в off-line системах. При этом необходимо, чтобы их пропускная способность была выше, чем в случае использования off-line систем.

Сейчас можно встретить примеры использования практически любого ви-да связи. Среди основных технологических решений следует отметить: коммутируемые телефонные линии связи (в том числе систему "Искра-2" и сотовые телефоны), сети Х.25 ("Спринт", "Инфотел" и т. д.), IP-сети (Relcom Internet), спутниковые линии связи (например, систе-му SkyLink фирмы Livewire Digital, работающую че-рез систему спутников Inmarsat).

Среди систем электронной почты следует отметить две, для которых существуют четкие международные стандарты: SMTP (почта сети Internet) и Х.400. Сеть Internet предназначена в первую очередь для передачи не-коммерческой информации, поэтому только Х.400 в полной мере отвечает требовани-ям систем распределенного документооборота. Однако, не следует забывать о существовании частных реализаций почтовых систем. Стандар-ты описывают виды сервиса, предоставляемого кли-ентам, и протоколы взаимодействия различных под-систем. А частная реализация может использовать лишь некоторые не-обходимые виды сервиса и при этом вполне удовлетворять потребности конкрет-ной прикладной системы.

Для достижения требуемой надежности доставки сообщений в группе стандартов Х.400 есть специальный документ, описыва-ющий правила обмена информацией между абонен-тами почтовой системы. Он называется "Электрон-ный обмен данными" (Electronic Data Interchange, EDI) и имеет обозначение Х.435. Его функция - обеспечение надежной транспор-тировки электронных документов от одной приклад-ной системы к другой, с соблюдением их целостнос-ти и конфиденциальности.

Нельзя не отметить такой важной возможности, как использование Internet в качестве среды передачи данных для систем "банк-клиент". Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже (пункт 5.3)

1.4. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ

2Заканчивая рассмотрение систем "банк-клиент", приведем конкретный пример такой системы, предлагаемой на российском рынке фирмой ИНИСТ.

Данная система предназначена для организации документооборота между банками и их клиентами и, вообще, между любыми физическими и юридическими лицами в режиме реального времени. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ имеет соответствующий сертификат соответствия "РОСКОМИНФОРМА". Общая схема функционирования данной системы приведена на рис. 1.Линн Хабер. Ставка на будущее. LAN MAGAZINE, октябрь 1996 г.

Рис. 1. Общая схема работы системы "банк-клиент" фирмы ИНИСТ

Система разработана для операционной системы Windows, однако она также успешно работает в Windows-сессии OS/2 и эмуляторе Windows под Unix.

Если документооборот через систему в клиентской части слишком велик для обработки одним человеком, возможна поставка специальной сетевой версии системы. В таком случае документы, проходящие через систему, обрабатываются одновременно многими операторами, при этом разные пользователи системы могут иметь разные полномочия при работе с ней. Система работает в сетях Novell NetWare и Microsoft NetWorks.

Клиенты банка имеют возможность быстро формировать необходимые документы, поскольку в программе реализована возможность импорта документов из популярных бухгалтерских и офисных программ. Кроме того, специалисты фирмы ИНИСТ готовы при необходимости помочь быстро настроить двустороннюю связь с любой используемой клиентом программой или БД. Кстати говоря, фирма ИНИСТ предоставляет широкий спектр услуг по сопровождению системы.

Особое внимание при разработке системы было уделено обеспечению безопасности передачи информации. Для этого в системе используются следующие средства:

Система паролей доступа к абонентскому месту.

Шифрование данных при передачи по открытым каналам связи с помощью алгоритма DES.

Применение цифровой подписи для обеспечения подлинности документов, передаваемых по открытым каналам связи.

Для формирования цифровой подписи используется комбинированная схема открытой и закрытой подписи RSA (стандарты ISO 8730, ISO 8731-1).

2. Использование банками сети Internet в коммерческих целях

2.1. Роль Internet в банковской деятельности

Сеть Internet развивается экспоненциально. Пожалуй, самый мощный толчок к развитию Сеть получила с появлением и рас-пространением Всемирной Паутины (World Wide Web, WWW), которая превратила Internet в единое киберпространство. Сеть стала превращаться в общедоступную систему массового инфор-мационного обслуживания.

Интерактивный характер общения с Сетью, особенно в WWW, под-талкивал к тому, чтобы расширить круг источников дохода за пределы традиционных поступлений от размещения рекламы. На Западе поя-вились дистанционные торговые службы, где можно ознакомиться с предложением товаров, посмотреть их фотографии на экране компью-тера - и тут же заказать товар, заполнив соответствующую экранную форму. Прошло не так уж много времени, и подобные службы были дополнены средствами дистанционной оплаты товара - по той же Се-ти, с использованием вначале обычных пластиковых карточек, а затем и специально разработанных для Internet механизмов расчета.

Вот тут в дело вступили банки. В разработку безопасных средств электронных расчетов для Сети полились деньги, что сра-зу же привлекло к ним внимание, ведущих компьютерных фирм. Некоторые западные банки начали создавать службы расчетов, це-ликом ориентированные на Internet. Появилось даже несколько "виртуальных банков", обслуживание в которых в основном через Internet и происходит.

Ситуация в России несколько хуже. По состоянию на конец июля, в российской части Internet было представлено всего около десятка бан-ков. Никаких си-стем электронных расчетов через Internet не имеется. Интерак-тивные службы, в основном, ограничены некоторыми операциями на рынке ценных бумаг. Наши банки в основном используют WWW для размещения информации о себе.

Тем не менее начало положено, наши банки в WWW присутствуют (и даже занесены в мировые каталоги). Что касается электронных расчетов, в этой области прогресс сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы.

2.2. Способы использования Internet финансовыми организациями

Остановимся на основных возможностях, которые дает банку применение Internet. Здесь следует отметить, что сеть Internet в принципе применима для самых разных областей работы банка - от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками.

Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организации обычно становится использование World Wide Web для опубликования рекламной и прочей информации. Се-годня примерно 300 финансовых органи-заций применяют WWW как средство рекламы.

Второй этап - предоставление клиентам базового доступа в банк. Клиенты получают возможность про-смотреть относящуюся к ним финан-совую информацию, при этом они ни-чего не могут с ней сделать.

Интерактив-ное взаимодействие с клиентом - третий этап. Благодаря такому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой инфор-мации, но и сможет внести корректи-вы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet могут прийти на смену специализированным системам "банк-клиент" или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. На Западе уже есть примеры так называемых "виртуальных" банков, которые вообще не имеют обычных филиалов, и ведут все дела с клиентами через Internet.

Еще одно направление работы - создание межбанковских информационных систем. На стадии разработки находится серьезный проект Ассоциации россий-ских банков по разработке информационной системы для обмена банковской информацией. Разработка этого проекта поручена коллективу банка "Российский Кредит". Система будет предназначена для использования сотрудни-ками различных банков, которые являются членами Ассоциации россий-ских банков. Это будет мощный Web-сервер на платформе UltraSparc под управлением Oracle Web Server 2.0 и СУБД Oracle 7.3.

И, наконец, важной для банка является возможность получения разнообразной финансовой информации. Сюда входит самая различная информация: реклама, новости, информационные архивы.

2.3. Взаимодействие с клиентами банка через Internet. Безопасность расчетов.

Использование глобальных комму-никаций и в частности Internet в качестве канала распрост-ранения финансовой информации - рискованная задача. При разработке таких проектов встает целый ряд новых про-блем, например, как обеспечить до-ступ к унаследованным системам и как решить вопросы безопасности. Куда бы ни обратился клиент, ему необходимо обеспечить возможность доступа к одним и тем же базам данных.

Среди основных возможностей, предоставляемых WWW-сервером банка клиенту, следует упомянуть возможность получения ин-формации о текущем счете, взаимодействие с депозитари-ем и другими службами. Что же касается выполнения денежных переводов, то в нашей стране для ре-ализации этой задачи потребу-ется время. Вопрос безопасности при реализации таких задач далеко не прост, хотя подходы зарубежных банков представляют значительный интерес.

В современном мире банковские услу-ги на дому через Internet опираются на так называемые виртуальные частные сети (ВЧС). При помощи ВЧС организации ис-пользуют Internet в качестве сети и программу просмотра в качестве ин-терфейса. Сегодня ВЧС обладают вы-сокой степенью защищенности, но, поскольку они базируются на закры-тых решениях, в рамках сети ограничены возможности их взаимодействия. Технология Web изначально не очень хорошо приспособлена для целей защиты информации. В то же время переход к защищен-ной среде еще более усложняет про-блему.

Необходимым условием развития второго способа оплаты услуг является обеспечение безопасности эле-ктронных транзакций в открытых сетях, а также защи-ты серверов от несанкционированного доступа. Не-давно разработанные стандарты, такие, как SKIP (Simple Key management for Internet Protocol) компа-нии Sun Microsystems для защиты корпоративной се-ти, а также SET (Secure Electronic Transactions) ком-паний Visa и MasterCard для шифрования платежных операций в Internet подготавливают техническую базу для надежного и безопасного осуществления плате-жей через Internet.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.