Возможностью использования в качестве основного источника долгосрочных кредитных ресурсов средств клиентов, находящихся на банковских депозитах, на современном этапе в наибольшей мере располагает Сбербанк РФ. В дальнейшем, по мере установления доверия населения к банковским вкладам, такие возможности могут появиться у значительного числа банков.
К отдельному виду программ одноуровневого ипотечного кредитования следует отнести развивающийся в Москве механизм финансирования ряда кредитных организаций крупными геополитическими инвесторами, которые могут преследовать не только цели получения прибыли. Положительной стороной работы подобных инвестиционных фондов является унификация систем выдачи ипотечных кредитов, что влечет за собой создание цивилизованного рынка ипотечного кредитования.
В условиях сокращения бюджетного финансирования жилищного строительства, удорожания строительных кредитов и снижения платежеспособного спроса населения на жилье крупные инвестиционно-строительные и строительные компании начали разрабатывать и внедрять различные схемы, позволяющие им привлекать денежные средства населения еще на этапе строительства в форме договоров долевого участия в строительстве или инвестирования.
Стремясь увеличить приток финансовых ресурсов от населения, некоторые строительные компании создают сберегательно-строительные общества или потребительские союзы, которые привлекают сбережения граждан на накопительные счета в форме паевых взносов, направляют их на строительство конкретных объектов, а затем предоставляют этим гражданам рассрочку оплаты (коммерческий кредит) на оговоренный срок под залог приобретенного жилья. В сложившейся социально-экономической обстановке такие схемы пользуются серьезной поддержкой населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и будут поддерживаться городом.
В то же время подобные схемы вынуждают покупателя жилья фактически авансировать застройщика, принимая на себя всю совокупность строительных и финансовых рисков. При отсутствии достаточно жесткого надзора и контроля со стороны города и государства при широком распространении подобных схем могут появиться недобросовестные застройщики, которые по злому умыслу либо в силу нерадивого управления своей деятельностью могут не достичь декларируемых целей строительной программы.
Для исключения возможностей недобросовестного использования вкладов населения в Самаре предполагается создать систему контроля и надзора за деятельностью такого рода программ ипотечного кредитования. В этих целях совершенствуется нормативная и правовая база и отлаживается система мониторинга рынка ипотечного жилищного кредитования.
Отличительной особенностью программ долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, реализуемых ссудосберегательными учреждениями, является использование для финансирования заемщиков денежных средств, которые целенаправленно накапливаются будущими заемщиками кредитов на счетах целевых жилищных сбережений в кредитных организациях.
Будущие заемщики проходят, как правило, два основных этапа участия в ссудосберегательной схеме: накопление сбережений и собственно кредитование. При этом у заемщиков, находящихся на этапе накопления сбережений, право получения кредита возникнет только после прохождения ими установленного учреждением порогового значения суммы накоплений, равной, как правило, половине суммы требуемого кредита.
Процентные ставки кредита и банковский процент по накопительным вкладам могут устанавливаться самим ссудосберегательным учреждением автономно, причем по ставкам, которые могут быть независимыми от колебаний кредитно-финансового рынка.
Для обеспечения функционирования рассматриваемой схемы требуется сильная и комплексная государственная поддержка, включая правовое, лицензионное и финансовое регулирование деятельности ссудосберегательных учреждений, предоставление государственных гарантий и налоговых льгот.
До настоящего времени эта модель ипотеки не получала требуемой государственной поддержки и в этой связи система ссудосбережений в классической форме не была реализована.
Между тем, система жилищных сбережений в наибольшей мере соответствует сложившимся в стране политическим и макроэкономическим условиям, а также традициям, интересам и возможностям широких слоев населения и должна рассматриваться как одно из перспективных направлений развития городской системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования. Развитию системы жилищных ссудосбережений следует оказывать всемерную поддержку. При этом данная система может быть совмещена с большинством из рассмотренных ранее моделей ипотечного жилищного кредитования.
Все изложенные выше подходы к решению проблемы привлечения средств населения в жилищную сферу носят переходный характер и соответствуют современному этапу развития российской экономики. Они активизируют рынок жилья и являются необходимым этапом на пути становления полномасштабной системы ипотечного жилищного кредитования, основанной исключительно на рыночных механизмах.
Для кардинального прорыва в вопросе привлечения средств населения на жилищный рынок необходим системный подход к развитию ипотечного жилищного кредитования населения на государственном уровне. При отсутствии такого подхода отдельные разрозненные попытки решения проблемы потерпят поражение при столкновении с реальной экономической действительностью и недостаточным нормативным обеспечением данной сферы.
Ключевыми условиями для привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования являются создание в стране благоприятной экономико-политической обстановки, разработка необходимой законодательно-нормативной базы и повышение уровня благосостояния населения.
Один из центральных вопросов -- стандартизация процедур выдачи и обслуживания ипотечных кредитов, правил оценки платежеспособности заемщиков, а также финансовых инструментов для привлечения средств.
Кроме того, не менее важным является создание благоприятных условий для банков, стимулирование их деятельности по кредитованию жилищной сферы. Основными условиями создания благоприятного климата для банков является снижение банковских рисков кредитования и банковских ставок.
Становлению системы жилищного ипотечного кредитования могут способствовать действия Правительства Российской Федерации по созданию вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов, выданных частными кредитными организациями, обеспечив, таким образом, рефинансирование их кредитной деятельности, а также доступность и эффективное распределение инвестиционных ресурсов в жилищной сфере.
Роль Правительства РФ и субъектов РФ в жилищном финансировании должна заключаться в четком разграничении мероприятий по снижению рисков кредиторов и мероприятий, расширяющих возможности населения по приобретению жилья. Естественно, что эти два вида мероприятий связаны между собой, поскольку эффективное распределение риска снизит цену (процентную ставку), которую кредитор должен взимать с заемщика. Основными принципами должны оставаться:
максимизация размеров кредита, который может получить заемщик, за счет выбора подходящего инструмента ипотечного кредитования, например, использования инструмента с регулируемой отсрочкой платежа (ИРОП), процентная ставка по которому может быть снижена до 10-20%;
максимизация размера первоначального взноса заемщика из его собственных средств, который может включать стоимость принадлежащего ему приватизированного жилья и накоплений, сделанных по схеме жилищных сертификатов.
1. Ивасенко А.Г. Ипотечное кредитование: Сущность, проблемы и перспективы развития. - Новосибирск: НГАЭИУ, 1996. - 79 с.
2. Ипотечное кредитование жилья. / Ред. сост. Скукин Е.Б. - М.: Рос. газета, 2000. -160 с.
3. Правовые проблемы организации рынка ипотечного кредитования в России. / Под ред. Ема В.С. - М.: Статут, 1999. - 251 с.
4. Черных Е.В. История и перспективы развития ипотечного кредитования в России. - М.: ЦЭМИ, 1998. - 60 с.
5. Вагапова Д.З. Областная ипотечная программа: [О развитии системы долгосроч., ипотеч., жил. кредитования в Смар. обл.] // Пром. и гражд. Стр-во. - 2001. - № 8. - С. 21-22.
6. Кесельман Г.М. Ипотечное жилищное кредитование: состояние и перспективы // Деньги и кредит. -2000. -№9. -С. 27-29.
7. Козлова Е.Б. Привлечение финансовых средств физических лиц в жилищное строительство // Юридический мир. -1999. №1/2. -С. 53-61.
8. Лященко В. Государственная регистрация ипотеки: особенности правового регулирования // Хозяйство и право. -2000. -№8. -С. 67-70.
9. Печатникова С.М. Модели организации системы ипотечно-жилищного кредитования // Экономика строительства. -2001. -№1. -С. 21-30.
10. Печатникова С.М. Особенности жилищного ипотечного кредитования в России // Экономика строительства. -2001. №6. -С. 20-32.
11. Савукина Э. «Я бы хотела одним глазом посмотреть на адмирала Нельсона»: [Руководитель Самар. обл. Фонда жилья и ипотеки Д. Вагапова в рубрике "Человек Дела"] // Дело. - 2001. - № 44 (Дек.). - С. 62-64.
12. Сапожников Н.П. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России // Деньги и кредит. -2001. -№1. -С. 44-46.
13. Селюков В.К., Гончаров С.Г. Управление финансовыми рисками на рынке жилищного ипотечного кредитования // Менеджмент в России и за рубежом. -1999. -№4. -С. 99-111.
14. Соколов В.Н. и др. Проблемы и перспективы развития ипотечного бизнеса в России // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. -2001. -№1. -С. 110-113.
15. Торгашева Ю. В Самаре будет ипотечный банк: [О Финансировании ипотеч., займов и стр-ва жилья в Самар., обл.] // Дело. - 2001. - № 27 (Июль). - С. 13.
16. Харитонова Н. Ипотека: кредитуем себя сами: Самар. обл. фонд жилья и ипотеки приступил к внедрению прогр. возрождения жилищ. кооперации с новыми функциями сберегат. кассы // Волж. коммуна. - 2001. - 18 июля.
17. Хегина М. Бесплатно? Нет, по ипотеке: [О прог. ипотеч. кредитования администрации Самарской области] // Дело. - 2001. - 9 авг. - С. 2.
18. Хорь А. Губернатор ждет от ипотеки самоокупаемости: [Губернатор Самар., обл. К. Титов не одобрил предлож. департаментом экон. развития и инвестиций прогр. ипотеч. кредитования] // Коммерсанть. -001. - 9 авг, - С. 12.
19. Хрулева З. Особенности ипотеки жилых домов и квартир // Хозяйство и право. -2001. -№8. -С. 108-113.
20. Цилина Г.А. Жилищное финансирование и ипотечное кредитование / Г.А. Цилина // Жилищное строительство. -2000. -№1. -С. 7-9.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5