Рефераты. Ипотечные банки и их роль в кредитовании предпринимательской деятельности

p align="left">Ипотечные облигации благодаря жестко установленным законодательством требованиям к банкам-эмитентам, качеству ипотечного покрытия являются одним из самых надежных финансовых инструментов. Надежность достигается за счет нескольких составляющих, в числе которых:

- специализированный надзор;

- надзор от лица инвесторов, который осуществляет доверитель;

- гарантированность ипотечного покрытия за счет дополнительного покрытия в виде государственных обязательств;

- ограничение объемов эмиссии 60-кратным объемом капитала банка и т. д.

Хотя условия выпуска и обращения облигаций, обеспеченных ипотекой, и различаются в зависимости от законодательства конкретной страны, однако существует одна общая черта - это ценные бумаги, эмитируемые кредиторами и обеспеченные ипотечными активами, находящимися на их балансе. Функциональная специализация банков принципиальным образом влияет на характер их деятельности, который определяется особенностями формирования активов и пассивов, построения баланса банка, спецификой работы с клиентурой и т. д. Проводить такие операции могут только крупные специализированные кредитные организации с устоявшейся структурой и обладающие соответствующим опытом. Это связано с тем, что выпуск ипотечных облигаций и его обслуживание, необходимость согласовать потоки платежей по кредитам и облигациям на этапе первичной эмиссии, накладывает на эмитента дополнительные обязательства, связанные с необходимостью управления денежными потоками, поступающими от заемщиков, и трансформации их в денежные средства, которые направляются держателям ценных бумаг. Существенно усложняется контроль состояния обеспечения ипотечными активами и управление кредитным риском.

В качестве вспомогательных инструментов привлечения в систему долгосрочных финансовых ресурсов использование не эмиссионных ценных бумаг - ипотечных сертификатов участия и инвестиционных паев - возможно в России в среднесрочной перспективе по мере развития рынка земельно-ипотечного кредитования.

Таким образом, основой нормального функционирования ипотечного банка является наличие достаточного объема долгосрочных ресурсов, что определяет необходимость создания устойчивого и эффективного механизма, позволяющего привлечь ресурсы на рынке долгосрочных заимствований, трансформировать их в инвестиционные ресурсы и направить в реальный сектор экономики. До момента достижения устойчивого земельно-ипотечного кредитного процесса необходимо государственное регулирование залоговых операций.

2.3 Оценка потребности сельского хозяйства в кредитных ресурсах и ипотечные банки как источники их привлечения в систему земельно-ипотечного кредитования

Проблема расширенного воспроизводства основных отраслей сельского хозяйства имеет особое значение для формирования и развития российского рынка сельскохозяйственной продукции. Однако отставание в модернизации и техническом обновлении большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им выйти на высокий уровень производства, использовать экономические стимулы, предоставляемые государством.

В сложившихся условиях общей предпосылкой восстановления производственного потенциала агропромышленного комплекса страны, преодоления его экономического и технологического отставания является привлечение в аграрный сектор экономики долгосрочных инвестиций. Основным фактором притока инвестиций в сельское хозяйство становится банковский капитал. Но воспользоваться им могут не многие, поскольку существуют проблемы доступа к долгосрочным ресурсам, связанные с отсутствием у сельскохозяйственных товаропроизводителей залогового имущества, достаточного для обеспечения возврата кредита, и отсутствием программ долгосрочного кредитования.

Вопрос о рыночном обороте земель в настоящее время представляет особую актуальность и народно-хозяйственную значимость, если учитывать тот факт, что как в количественном, так и в качественном отношении имеет место ухудшение состояния земли как воспроизводственного ресурса и объекта залога в сельском хозяйстве.

В последние годы в аграрном секторе экономики можно выделить положительные тенденции: опережающий рост инвестиций в сельское хозяйство по отношению к их динамике в целом по экономике страны; соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; рост среднемесячной начисленной заработной платы; улучшение финансовых результатов сельскохозяйственных организаций; прирост валовой продукции сельского хозяйства [47, с. 19 - 20]. Происходит постепенный поворот в сторону признания за агропромышленным комплексом приоритетного развития.

Значительную роль в изменении ситуации сыграл национальный проект «Развитие АПК». Этот проект, на наш взгляд, определил место агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике страны, создал хорошую стартовую площадку для создания условий его ускоренного экономического развития.

Благодаря проекту «Развитие АПК», начиная с 2006 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей стали доступны инвестиционные кредиты на льготных условиях сроком до 5 - 8 лет.

В ходе реализации национального проекта особое внимание Минсельхоз России уделял стимулированию малых форм хозяйствования на селе. На сегодняшний день они производят 60 % объема всей сельскохозяйственной продукции и играют ключевую роль в обеспечении социальной стабильности на селе.

Однако, несмотря на то, что в последние годы в аграрном секторе удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить рост производства продукции, не преодолены еще опасные тенденции:

1) низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен. С начала 2008 года цены на удобрение выросли на 63,3 %, дизельное топливо - на 28 %, электроэнергию - 34 %. При сохранении таких тенденций вся дополнительная прибыль, полученная в сельском хозяйстве, будет «съедена» инфляцией;

2) резкое снижение финансовых ресурсов для использования достижений научно-технического прогресса, освоения новейших технологий. Несмотря на то, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал на развитие АПК увеличились в 1,7 раза, их доля в общем объеме осталась практически неизменной, а удельный вес собственных средств предприятий и организаций уменьшился. Многие годы удельный вес сельского хозяйства в расходной части государственного бюджета не превышает 1 %.;

3) низкая оплата труда, слабая социальная инфраструктура села и неравные с городскими условия жизни граждан. Оплата труда в отрасли почти вдвое ниже, чем в целом по экономике. За чертой бедности находится около 44 % сельского населения, уровень сельской безработицы достиг 11 % [22, с. 33 - 34];

4) снижение производственного потенциала, особенно машинно-тракторного парка. Обеспеченность различными видами сельскохозяйственной техники в 2007 году по сравнению с 1990 годом снизилась в среднем в 3,5 раза. При этом предприятия сельскохозяйственного машиностроения сократили выпуск техники в среднем в 26,5 раза. Вследствие этого в разы возросла нагрузка на одну сельскохозяйственную машину;

5) низкая конкурентоспособность продукции.

Из-за низких доходов почти три четверти сельскохозяйственных организаций не могут воспользоваться действующими экономическими механизмами, связанными с льготным кредитованием, предоставлением государством субсидий на приобретение семян, племенного скота, новой техники и др. Много нерешенных вопросов накопилось в регулировании земельных отношений. Также остро стоят проблемы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, функционирования агрохолдингов, экологизации агропромышленного производства [22, с. 33 - 34].

Банки сегодня не торопятся выдавать ипотечные кредиты на землю, ссылаясь на законодательные несовершенства. Сложности на пути аграрного сектора - это по сути своей проявления следующих рисков, которые условно можно разделить на две группы.

1) Социально-политические и структурно-экономические:

- неполнота правовой базы, осторожная антиинфляционная аграрная политика, сравнительно малые объемы госинвестиций в сферу АПК;

- несовершенство механизма госрегулирования отрасли;

- низкая платежная дисциплина в отношениях между субъектами хозяйствования;

- недокапитализация банковской системы и недостаточный уровень защиты прав кредиторов, например в части «размытости» в законодательстве сроков обращения взыскания на имущество должника.

2) Риски отраслевого характера:

- слабая проработка и низкая бюджетная и народно-хозяйственная эффективность подавляющей части инвестиционных проектов в сфере АПК;

- дефицит энергосырьевых ресурсов и квалифицированной рабочей силы;

- высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей;

- значительная (более 60 % степень зависимости аграрного сектора от возможностей и ресурсов личных подсобных хозяйств).

Из ведущих банков страны только Россельхозбанк и Сбербанк России проявляют заинтересованность в наращивании и структурировании своих кредитных портфелей за счет агрокредитования. Но их участие в поддержке АПК - отчасти государственная необходимость, продиктованная решениями Правительства России.

Учитывая положительный опыт реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», для решения проблем в отрасли в 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В соответствии с указанным законом Министерство сельского хозяйства РФ совместно с рядом научно-исследовательских организаций разработали Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008 - 2012 годы).

Программой предусмотрено достижение среднего уровня рентабельности по отрасли на уровне 10 %, сокращение удельного веса убыточных хозяйств до 30 %, а также увеличение доли отечественных продуктов на рынке, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны.

Однако, выделенных государственных бюджетных ресурсов (из федерального бюджета - 551 млрд. руб., из бюджетов субъектов РФ - еще 544 млрд. руб.), не достаточно для коренного изменения ситуации. В то же время сельское хозяйство как низко рентабельная отрасль пока слабо интересует кредиторов, хотя в сложившихся условиях основным фактором притока инвестиций в сельское хозяйство становится банковский капитал, а основным инструментом - кредитование под залог земли.

Россельхозбанк, созданный в 2000 году, входит в первую десятку крупнейших банков страны. Одним из ключевых направлений в кредитной политике Банка является комплексное развитие сельских территорий. Банк активно занимается кредитованием крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. С момента своего создания Россельхозбанк целенаправленно выстраивает тесные взаимоотношения с малым агробизнесом и, в том числе, организациями фермерского самоуправления. К настоящему времени в систему земельно-ипотечного кредитования вовлечено почти 300 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

С 2006 по 2009 гг. в период реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства фермерские хозяйства получили в Россельхозбанке 26 тысяч кредитов на сумму 54 млрд. рублей, владельцы личных подсобных хозяйств - более 537 тысяч кредитов на сумму 83 млрд. рублей. Кредитами Банка сегодня пользуется каждое седьмое реально действующее крестьянское (фермерское) хозяйство. По заявлению Председателя Правления Россельхозбанка Ю. Трушина, сокращать масштабы кредитно-финансовой поддержки АПК страны Россельхозбанк не будет. Планируется, что до конца 2010 года будет выдано кредитов на 450 млрд. рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.