В числе многочисленных полномочий Народного банка Китая особого внимания заслуживает так называемое принятие управления коммерческими банками. Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, то Банк Китая может принять на себя управление данным банком.
В пределах территории Китая коммерческим банкам запрещается: заниматься поручительскими инвестициями и операциями с акциями; осуществлять инвестиции и в недвижимость, не предназначенную для собственных нужд; вкладывать средства в небанковские кредитно-денежные организации и предприятия.
Последняя мера призвана способствовать сосредоточению усилия коммерческого банка на улучшение качества традиционных для них операций.
В банковскую систему Китая также входят кредитные кооперативы и городские кооперативные банки.
Кредитные кооперативы - это финансовые организации, главными задачами которых являются прием депозитов и предоставление кредитов находящимся в городах и сельской местности мелким компаниям, ведение расчетов между ними, а также прием вкладов населения [10, с.32].
В зависимости от местонахождения кредитные кооперативы подразделяются на городские и сельские. Городские кооперативные банки учреждаются на долевой основе. Держателями их капитала является население, предприятия с капиталом менее 1 млн. юаней, а также государство в лице местных органов власти.
После образования Китайской народной республики первыми шагами новой власти стали национализация крупнейших банков и создание на их основе государственных банков. Банковская система строилась, исходя из задачи организации во главе пирамиды различных банков единого централизованного государственного банка с разветвленной сетью отделений, способного сосредоточить не только эмиссию денег, но и основную часть всех кредитных и расчетных операций в стране.
С трансформацией Народного банка Китая в центральный банк Китая функции кредитования народного хозяйства были переданы специализированным государственным банкам: Сельскохозяйственному банку, Народному строительному банку, Банку Китая и Торгово-промышленному банку.
В 1994 г. были созданы три специализированных государственных банка - Государственный банк развития, Банк развития деревни и Экспортно-импортный кредитный банк, основной задачей которых стало предоставление политических, льготных кредитов. Эти банки не конкурируют с коммерческими банками, поскольку их кредитные ресурсы формируются не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов Народного банка Китая и эмиссии собственных облигаций.
Банковская система Китая - один из самых динамичных элементов экономики этого государства. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, ее характерной особенностью является неизменно жесткий контроль над деятельностью коммерческих банков. Среди последних изменений в банковской системе Китая следует назвать превращение с целью активизации конкуренции государственных банков в банки коммерческие, а также увеличение количества городских кооперативных банков.
На территории Китая ведут активную деятельность и иностранные банки, а также их отделения. Традиционно они играют заметную роль в банковской системе Китая.
С 1979 г. иностранным банкам были разрешено создавать представительства в специальных экономических зонах: в Пекине и ряде других городов. Однако банковские представительства могли заниматься только рыночным исследованиями, консалтингом, экономически анализом, содействием в установлении контактов с китайскими властями, производителями и потребителями, но никак не банковской деятельностью.
Наибольшее количество иностранных банков учреждается в районах концентрации предприятий с иностранными инвестициями. В Китае лидируют японские банки.
2. Российская банковская система в условиях глобального кризиса
2.1 Причины и тенденции глобального финансово-экономического кризиса
Глубинной причиной кризиса стали дисбалансы в мировой экономике, связанные с избыточным потреблением в Соединенных Штатах. В последние годы население этой страны жило не по средствам, практически ничего не сберегая, а лишь потребляя заработанные средства (прил.Г). Значительная часть населения жила в кредит, причем заемщики просто не могли обслуживать объемы взятых кредитов, столь огромными они были. В первую очередь это касалось нижней части среднего класса - людей с доходами между 20 и 35-40%, получивших доступ к новым высокорискованным кредитным инструментам, такими, как «второсортная» ипотека, но не умевших ими пользоваться.
В Соединенных Штатах наблюдалось постоянное увеличение торгового дефицита, который покрывался ростом внешних заимствований. Безусловно, этот процесс не мог продолжаться бесконечно.
В середине 2007 г. на рынке ипотечного кредитоввания в Соединенных Штатах начался кризис, который вызвал волну недоверия к финансовой системе, прежде всего к производным финансовым инструментам. В результате возник жесточайший кризис доверия: даже крупнейшие финансовые институты резко снизили или закрыли лимиты друг на друга. Сложилась ситуация ступора, приведшая к коллапсу фондовых рынков.
Подобный процесс наблюдался и в России, когда резкое падение фондовых индексом сопровождалось уходом крупнейших банков, обслуживавших рынок акций. В стране три дня продолжалось обвальное падение рынка акций, что привело к дестабилизации всей экономики и вызвало сильный психологический шок, от которого все экономические агенты приходили в себя в течение нескольких месяцев.
Однако рынок облигаций, обслуживаемый Сбербанком РФ, продолжал функционировать, но и с этого рынка ушли три крупнейших банка: они закрыли лимиты на рынок облигаций из-за высоких рисков.
В 2009 г. риски в мировом финансовом секторе снизились, но сегодня они перешли в реальный сектор. Кредитное сжатие в Соединенных Штатах, прекращение экспортного кредитования, а также стремление к снижению долговой нагрузки финансовых институтов и домохозяйств вызвали резкое падение спроса во многих странах. В результате кризис, начавшийся как финансовый, перешел в глобальный экономический кризис.
От ипотечного кризиса страны, мало работающие с производными финансовыми инструментами, включая Россию, пострадали меньше, но делевереджинг - сокращение кредитного плеча, а также резкое падение спроса ударили по всем странам мира. В мировой экономике ничего подобного до сих пор не происходило. Ситуация меняется настолько быстро, что даже самые пессимистичные прогнозы сегодня оказываются оптимистичными. В таких странах, как Япония и Швеция, падение промышленного производства в декабре 2008 - январе 2009 г. составило в годовом исчислении около 20%.
Важнейшим каналом распространения кризиса стало падение мировой торговли (прил.Д). В некоторых странах объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился наполовину. Больше всего от кризиса из-за спада в торговле пострадали страны, экспортирующие товары длительного пользования и инвестиционные товары, а также страны, в экспорте которых преобладают сырьевые товары.
В Китае темпы экономического роста также существенно замедлились, хотя до недавнего времени его позиции считались незыблемыми. В феврале нынешнего года в результате сокращения экспорта рост китайского промышленного производства составил всего 3,8% по отношению к февралю 2008 г. Затем ситуация улучшилась: темпы роста промышленного производства в марте-апреле превышали 7%. Но положение остается неустойчивыми. Во многом именно от развития Китая будут зависеть глубина мирового экономического кризиса и темпы восстановления глобальной экономики.
Один из наиболее обсуждаемых вопросов касается продолжительности кризиса, быстрый экономический рост в последние десять лет расслабил и бизнес-сообщество, и чиновников России. Но специалистам уже сегодня ясно, что нынешний кризис - это L-кризис, и восстановление будет длительным и трудным.
Самый лучший способ определить продолжительность кризиса - изучить динамку прошлых кризисов. Анализ некоторых кризисов показал, что период восстановления экономики обычно приблизительно в два раза длиннее периода падения, рецессии. Например, в период Великой депрессии падение длилось 4 года, а восстановление - 8 лет. Трудно прогнозировать окончание рецессии, но важно понимать, что восстановление валового внутреннего продукта до докризисного уровня займет примерно в два раза больше времени, чем длилось падение.
2.2 Проблемы российского банковского сектора в условиях кризиса
Центр исследований Сбербанка изучил 11 банковских кризисов, происходивших в последние 30 лет в разных странах, и меры государственной политики по улучшению ситуации в банковском секторе. Анализ показал, что большинство кризисов имеют одинаковую природу и развиваются по похожим сценариям: многие кризисы происходили через несколько лет после финансовой либерализации или, как нынешний кризис, - после периода массовых инноваций в банковском секторе; кредитный бум, следовавший за финансовой либерализацией, сопровождался появлением финансовых пузырей и пузырей на рынке жилья; в большинстве стран до начала кризиса действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют; на фоне фиксированных курсов и в связи с финансовой либерализацией происходил приток капитала, который в значительной мере финансировал кредитную экспансию и ценовые пузыри [5, с.8].
В ходе кризиса снижались объемы кредитования, происходили сдувание пузырей, резкая девальвация национальной валюты и падение реального валового внутреннего продукта. Причина снижения - проблемы ликвидности и роста объема «плохих» долгов на балансах банков.
Опыт борьбы с кризисами показывает, что не всегда активные действия правительств приводят к позитивным результатам, вследствие чего страны оказываются в длительной рецессии. Поэтому с кризисом не обязательно бороться активно, важнее - правильно. Иногда на начальном этапе эффективно сделать паузу, выбрать соответствующие инструменты борьбы, адекватно распределить имеющиеся ресурсы, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность в период пика экономического кризиса.
Главный вопрос всех кризисов - насколько быстро и эффективно регуляторы могут предотвращать наращивание «плохих» долгов банковского сектора и принять меры к тому, чтобы банки очистили свои балансы. Для всех кризисов очевидно одно важное обстоятельство: до тех пор, пока власти не решали проблему банковского сектора, восстановление не начиналось. Исключение составили также развивающиеся страны с незначительным банковским сектором, в которых экономический рост может возобновиться без расчистки балансов банковского сектора именно в силу его малой значимости.
Банковский сектор выполняет две ключевые функции: платежно-расчетную, без которой не может существовать экономика в целом, и коммерческую, кредитную. В международной практике банки, не выполняющие свою кредитную функцию, получили название «зомби». Они продолжают поддерживать объем расчетных операций и не разоряются только потому, что у них есть ликвидность, предоставляемая центральным банком. Если в таком состоянии пребывает большая часть банковского сектора, значит, экономика будет испытывать и депрессию, и рецессию. Следовательно, без решения этой проблемы выход из кризиса невозможен.
Страницы: 1, 2, 3, 4