2.2 Использование «электронных кассиров»
Автоматизация операций, связанных с обработкой наличных, может обеспечить сокращение уровня запаса наличных в отделениях, повышение надежности защиты от поддельных и фальшивых банкнот, устранение ошибок, связанных с человеческим фактором, и повышение скорости и эффективности обслуживания клиентов.
Электронный кассир (Teller Cash Dispencer) TCD устанавливается на рабочем месте операциониста-кассира и представляет собой устройство для хранения и выдачи наличных денег, размещенное в специальном сейфе, обеспечивающем надежную защиту денежных средств. Внедрение TCD приводит к изменению технологии работ в банке: должности операциониста и кассира сливаются (или, другими словами, исчезает место кассира), клиент обслуживается одним сотрудником от начала и до конца. Электронные кассиры» выдают вклады по принципу «одного окна»: оформление документов и получение денежных средств происходит в одном и том же месте, что позволяет сократить время обслуживания клиентов.
ТСD управляется с персонального компьютера и для работы с ним каждый операционист - кассир имеет индивидуальный код доступа. Осуществление каждой выдачи денежных средств автоматически документируется. Способность TCD обслуживать одновременно двух операционистов кассиров дает возможность в подавляющем большинстве филиалов автоматизировать процесс выдачи денег, используя один, максимум два TCD. TCD может устанавливаться:
1) в составе автономного рабочего места операциониста-кассира;
2) в составе интегрированной автоматизированной банковской системы (центрального отделения или филиала).
В первом случае информацию о сумме выданных денежных средств, а также по остатку средств в TCD (с точностью до содержимого кассеты для отбракованных банкнот - reject кассеты) получает кассир.
Во втором случае (интеграция TCD в состав автоматизированной банковской системы) информацию по количеству наличных денег во всех TCD можно получить по запросу в любой момент времени с рабочего места управляющего филиалом или центральным отделением (в зависимости от того, как построена банковская система автоматизации).
Осуществление стыка программного обеспечения устройства с автоматизированной банковской программой («Операционный день банка») позволяет автоматически в реальном масштабе времени отражать в ней все операции по выдаче и получению денежных средств.
Наибольшая функциональность электронного кассира проявляется при интегрировании его в АБС банка. В данном случае учет всех операций и передача данных в АБС банка идет автоматически. TCD работает с банкнотами всех стран мира, включая российские рубли, независимо от их качества. Это обеспечивается благодаря системе самонастройки рабочих узлов.
Устройства делятся на аппараты с замкнутым оборотом наличности и аппараты с отдельными кассетами.
Преимущество аппаратов с замкнутым типом оборота наличности заключается в том, что они используют депонированные купюры для последующей выдачи клиентам. Эта технология позволяет сократить издержки на инкассацию в несколько раз. Кроме того, автомат, в отличие от человека, не устает и его внимание не отвлекается и не рассеивается, что позволяет избежать ошибок при пересчете и детекции.
Банкам и кассовым центрам угрожают два вида опасностей - подделки и ограбление. За распознавание подделок отвечает система детекции. Распознав подозрительную банкноту, аппарат возвращает ее кассиру либо помещает в специальное отделение для подозрительных банкнот.
Для защиты от грабителей предусмотрена временная задержка открытия встроенного сейфа, благодаря которой оператор не сможет отдать грабителям деньги сразу же по требованию. Кроме того, «электронные кассиры» могут быть интегрированы в общую систему сигнализации банка.
Преимущества использования электронного кассира:
- повышение уровня обслуживания - позволяя выдавать и принимать банкноты, ATS освобождает кассиров от пересчета для выполнения роли продавца других банковских услуг;
- универсальность - создает возможность организации универсальных рабочих мест, где документарно - денежные операции делаются от начала до конца;
- повышение безопасности - вся приходно-расходная наличность находится в стальном корпусе и защищена от несанкционированного изъятия;
- увеличение емкости - общая емкость кассет / барабанных модулей обеспечивает оптимальную емкость устройства;
- эффективность - позволяет работать одновременно с российскими и зарубежными купюрами;
- улучшение информативности - предоставляет информацию в реальном времени о балансе;
- оптимизация процессов - устраняет необходимость в ручном пересчете и проверке купюр на подлинность на месте операциониста.
Сокращение необходимой площади помещений и расходов на их укрепление. Клиент (кроме случаев расчетов с весьма значительным объемом наличности) все расчетные операции производит на месте.
Соответственно, нет необходимости строить несколько кассовых кабин. Электронные кассиры не занимают дополнительного рабочего пространства, а размещаются под столом операциониста.
Использование TCD дает банку и существенное имиджевое преимущество - сокращаются очереди, поскольку клиент не общается к оператору через бронированное стекло укрепленной кабины, строительство которой, кстати, тоже недешево само по себе.
Вопросы:
1. Вопрос безопасности кассиров. К сожалению никто не спрашивает каково работается кассиру с миллионом денег и минимальной защитой жизни и здоровья.
2. Не у всех устройств отработан механизм работы двух кассиров с одним ЭК (TCD), а тут возникает проблема учета авансов и составления отчетных справок.
3. Могут возникнуть проблемы с инкассацией в течение рабочего дня при большом потоке клиентов (решается использованием большего количества кассет).
4. Не все TCD поддерживают функцию возврата именно тех купюр, которые были получены именно от этого клиента. Данная функция позволяет обезопасить кредитную организацию от мошенников, совершающих таким образом «обмен» фальшивых купюр на подлинные.
Полная версия документа с обзором устройств и примером организации автоматизированного модульного дополнительного офиса банка доступна по требованию http:// www.klerk.ru.
При проведении операций снятия наличных денег со счета можно повысить производительность кассиров, сократив время проведения каждой такой операции на 30 секунд. Операции внесения наличных в среднем можно ускорить на 2 минуты. В масштабах года сэкономленное время каждого кассира исчисляется десятками и сотнями часов, что позволит персоналу отделения сконцентрироваться на более важных операциях, таких как открытие новых счетов, перекрестные продажи и продажа новых услуг, а также сократить время, проводимое клиентами в очереди, что означает очевидное улучшение в их обслуживании Рейс П. Электронные кассиры с функцией cash-ресайклинга в отделениях банка: двигатель перемен / П. Рейс // Журнал ПЛАС. - 2009. - № 1. - С. 32..
Но хотелось бы отметить следующее. Применяемый в Положении № 199-П термин «электронный кассир» уходит в прошлое как имеющий некоторый налет жаргонизма. Вместо него вводится термин «кассовый терминал», по сути обозначающий то же самое (на Западе используют термин Teller Cash Dispenser (TCD)). Насколько новое название отражает действительную сущность аппарата, интегрируемого в банковское программное обеспечение и по команде кассового работника выдающего определенную сумму наличности, судить сложно, все-таки в данном случае кредитные организации больше интересует содержание, а не форма.
3 Эффективность использования банкоматов для кассовых операций
Банкомат - многофункциональное устройство самообслуживания, предназначенное для обслуживания клиентов в отсутствие банковского персонала, главной функцией которого остается снятие наличных денег с карточного счета. В этой операции содержится некое внутреннее противоречие: ведь достоинство банковских карточек заключается в возможности не иметь дела с наличными.
Хороший современный банкомат может производить практически все операции, которые выполняет обычно кассир банка: сообщить остаток средств на счете держателя карточки; выдать наличные деньги; принять наличные деньги; перевести указанную держателем карточки безналичную сумму на другой счет; давать отчет о движении средств на счете за определенный период времени; выполнять периодические платежи; представлять информационно справочные услуги. Кроме того, банкомат печатает квитанцию, подтверждающую проведение транзакции. Некоторые модели обеспечивают печать не только квитанции, но и выписки по счету, и записей в сберегательной книжке клиента. Печать производится по запросу клиента, который должен выбрать соответствующий пункт из меню и нажать на соответствующую клавишу. Последнее поколение банкоматов, выпущенных в США, может выполнять 125 различных функций.
Банкоматы делят на универсальные (полнофункциональные) и специализированные. Последние предназначены только для работы с наличными деньгами, но с высокой скоростью. Банкоматы, предназначенные только для предоставления информационно-справочных услуг, получили название «информационных киосков».
Основное преимущество банкомата перед обычным кассиром - возможность круглосуточной работы. Поэтому банкоматы должны быть установлены в наиболее посещаемых местах, куда клиент платежной системы может попасть в любое время дня или ночи. У нас банкоматы устанавливаются в основном в помещениях самих банков, в метро, в отелях международного класса или в очень крупных магазинах - словом, там, где есть охрана. Хотя банкоматы имеют довольно надежную защиту от взлома и вандализма, банки пока опасаются размещать дорогостоящее оборудование в тех местах, где за ним нет присмотра, поэтому клиенты лишены возможности получать наличные в любое время и в любом месте. Очевидно, что это препятствует превращению банковских карточек в универсальное средство оплаты и снижает их привлекательность для потенциальных клиентов. Банк тоже недополучает свое, когда банкомат работает пять-шесть часов в день вместо двадцати четырех.
В России, где инфраструктура безналичных расчетов еще далеко не всеохватна, возможность легко и в любое время получить наличные деньги со своего счета становится необходимым условием существования любой платежной системы.
При выполнении перечисленных выше операций происходит обмен информацией между клиентом и платежной системой при посредстве банкомата. Этот обмен может осуществляться в одном из трех режимов:
- On-line (режим реального времени) - банкомат постоянно подключен к процессинговому центру, обмен информацией происходит непрерывно. В этом случае все необходимые данные о клиенте, движении средств и остатках на его счете могут находиться в процессинговом центре, все транзакции по карточному счету выполняются в реальном масштабе времени процессинговым центром;
- Off-line (автономный режим) - банкомат не имеет связи с процессинговым центром, и обмен информацией осуществляется с продолжительными интервалами, путем переноса информации на магнитных носителях. В этом случае возникает необходимость хранить данные о клиенте, движении средств и остатках на его карточном счете в самом банкомате. Транзакции по карточному счету также регистрируются и накапливаются в банкомате, и лишь после переноса информации в процессинговый центр, производится пакетная обработка этих транзакций и корректируется состояние карточного счета клиента. В режиме оff-line проверки производятся с использованием автономной базы данных банкомата. В этом случае обычно устанавливается суточный лимит снятия наличной суммы, которая может быть меньше величины обязательного неснижаемого остатка по карточному счету клиента;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7