В связи с этим российские коммерческие банки вынуждены разрабатывать собственные методики оценки финансового состояния! партнеров, которые они, однако, не делают достоянием конкурентов.
В основу комплексной оценки положена методика оценки финансового состояния банка-контрагента и расчета уровня риска, определения размера лимита на межбанковские операции и экономического резерва для покрытия финансовых рисков банка на межбанковском финансовом рынке. Методика предусматривает проведение количественной и качественной оценок финансового риска банка, обусловленного совершением операций с банками-контрагентами.
Количественная оценка риска реализуется через расчет лимита принятия денежных обязательств банка-партнера. Качественная оценка предполагает определение группы риска по продуктам, предоставляемым контрагенту в рамках данного лимита. Цель методики сводится к определению и принятию финансового риска путем установления лимита по межбанковским операциям; осуществлению ежемесячного мониторинга контроля действующих лимитов, составлению рейтинга банков-контрагентов и выработке предложений для различных подразделений банка при проведении взаимных межбанковских операций.
Комплексная оценка банка и определение размера лимита по межбанковским операциям осуществляется поэтапно:
· формирование укрупненного баланса банка, позволяющего на основе группировки балансовых счетов в разделы оценить качество активов, общие направления активно-пассивных операций, выявить их динамику;
· определение чистой структуры активов и пассивов, в результате чего выявляются банки нетто-кредиторы и нетто-заемщики, рассчитывается величина собственного оборотного капитала, которая определяет размер лимита принятия межбанковских обязательств;
· расчет величины чистого капитала банка для оценки рыночной стоимости активов, используемой для корректировки размера лимита;
· при оценке рискованности активов банка применяются методы экономико-статистического моделирования, экстраполяции и экспертной опенки; используются данные статистических и аналитических исследований по ценам на недвижимость (при опенке основных средств), состоянию показателей фондового рынка (при определении степени риска ПО ценным бумагам); учитывается положительная кредит идя история банков-партнеров и субъективное мнение экспертов-аналитиков;
· количественная оценка размера лимита или риска принятия денежных обязательств банка-контрагента.
Расчетный лимит на банк-партнер определяется как часть (от 10 до 30%) средней за период (год, 6 месяцев и 3 месяца) величины собственного оборотного капитала. Установление лимита в максимальном объеме возможно только для банков первой группы риска из пяти возможных. Для банков, чьи денежные обязательства попадают в другую группу, фактический размер лимита может достигать 50--70% от расчетного, а при наличии отрицательной величины чистого капитала, превышающей собственный оборотный капитал банка, вводится стоп-показатель, запрещающий установление лимита риска.
Для идентификации уровня кредитного риска межбанковское обязательство оценивается по таким группам факторов, как финансовое положение банка-контрагента, наличие обеспечения, дополнительные объективные и субъективные факторы, оценка аналитического подразделения. Группы факторов имеют свой собственный вес, определяющий значимость данной группы в интегральной оценке. Общее количество баллов получается как сумма произведений баллов, набранных банком-контрагентом по каждой группе факторов.
Поскольку наибольший вес в итоговом показателе имеет оценка финансового положения банка-контрагента, то применяется коэффициентный анализ показателей деятельности коммерческого банка. Каждая из шести групп коэффициентов имеет балльную оценку и служит индикатором финансового положения банка.
Коэффициенты зависимости от межбанковского рынка оценивают обеспеченность банка заемными межбанковскими источниками ресурсов, структуру банковских обязательств, отношение межбанковских требований к межбанковским обязательствам.
Коэффициенты ссудной задолженности характеризуют качество, структуру кредитного портфеля, а также его сбалансированность и доходность.
Коэффициенты независимости показывают степень покрытия рисковых активов банка собственным капиталом, уровень капитализации, выявляют степень иммобилизации капитала.
Коэффициенты ликвидности означают возможность банка своевременно и быстро выполнить свои обязательства, раскрывают структуру активов с точки зрения их ликвидности.
Вопросы управления рисками в «БТА Банк» занимается прежде всего Управление методологии (оно разрабатывает принципы управления рисками, их идентификации). В течение 2008 г. в банке были разработаны и утверждены Правлением принципы идентификации и оценки риска при кредитовании корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса, потребительских кредитов. С 2005 г. действуют Принципы оценки и минимизации рисков при проведении валютных операций.
Во всех этих документах подчеркивается, что основными методами управления рисками в банке являются:
- идентификация, анализ и оценка риска - применяются аналитические процедуры, позволяющие провести измерение риска, смоделировать и предсказать его
- регламентирование операций - установка лимитов на операции
- диверсификация операций - распределение активов по различным компонентам
- формирование достаточного уровня резервов на покрытие возможных потерь
- поддержание достаточности капитала - на приемлемом уровне.
2.6 Управление затратами
Существуют традиционный и нетрадиционный подходы к определению затрат как объектов управления. Согласно традиционному, законодательно обусловленному подходу к затратам, выделяются операционные и неоперационные, процентные и непроцентные затраты банка. Данный подход необходим для анализа общего экономического состояния банка и характеризует общий уровень управления банком, т.е. качество его финансового менеджмента.
Нетрадиционный подход, в свою очередь, предполагает два аспекта в выделении затрат объекта управления: 1) продукто-ориентированный, в соответствии с которым затраты выделяются исходя из развития тех или иных банковских продуктов или услуг. Так, в банке могут быть выделены затраты на организацию расчетного обслуживания, кредитование, депозитные и другие операции;
2) клиенто - ориентированный, в соответствии с которым из общих затрат выделяются затраты, связанные с обслуживанием юридических или физических лиц, затраты на проведение межбанковских операций.
Оба подхода, по сути, характеризуют затраты как объекты управленческого учета и позволяют создать систему сбора, обработки и представления информации о текущих и будущих затратах банка в соответствии с конкретными целями и задачами управления.
Сложность организации управления затратами состоит в том, что на практике сложно дифференцировать все производимые банком затраты по их экономическому содержанию, поскольку многие из затрат являются, по сути, трансфертными.
Традиционно процесс управления затратами рассматривается как внутренняя деятельность банка. Необходимость в осуществлении такого управления вытекает из интересов менеджеров и собственников банка в качественном увеличении той части капитала банка, которая будет направлена на инвестиции, связанные с расширением сферы деятельности банка на рынках и открытием дополнительных офисов, филиалов, а в конечном итоге на увеличение прибыли.
Исходя из этого затраты банка, равно как и его прибыль, доходность, качество активов и пассивов, должны быть объектом регулирования центрального банка. Это обусловлено необходимостью ограничения нефункциональных затрат и введением жесткого контроля за сохранением ресурсов вкладчиков и собственников банков. В последнее время отмечается определенный интерес Центрального банка РФ к процессу формирования банками затрат, который выразился, в частности, в ужесточении требований к оценке рискованности активов и формированию резервов.
Дескриптивная модель управления затратами.
Решение другой проблемы связано с раскрытием содержания дескриптивной модели управления затратами, которая, в отличие от общепринятого подхода, основанного на принципах бухгалтерского учета, базируется на принципах управленческого учета и предполагает:
· калькуляцию затрат банка по каждой банковской услуге или продукту;
· адекватность целям и задачам банковского менеджмента;
· целесообразность и эффективность затрат;
· безотносительность к нормам и юридическим требованиям вышестоящих организаций.
Дескриптивная модель управления затратами банка рассматривается как процесс формирования оптимальной структуры затрат, в которой оптимум достигается в результате согласования интересов банка по наращиванию получаемой им прибыли за счет наиболее экономичной и рациональной структуры затрат.
Общая цель управления затратами банка, как известно, состоит в достижении намеченных результатом его деятельности наиболее
экономичными способами. Ее реализация конкретизируется в зависимости от фактора времени (сегодня затраты банка оцениваются и формируются иначе, нежели такие же по размеру затраты, отложенные на завтра, или, наоборот, произведенные вчера) и решения высшего менеджмента банка относительно критерия оптимизации затрат. При этом критериями оптимизации затрат могут являться:
Получение небольших доходов при запланированных затратах;
получение запланированных доходов при наименьших затратах;
получение наибольших доходов при наименьших затратах.
И соответствии с этими критериями группировка банковских операций по доходности и рентабельности и последующее распределение затрат по операциям может происходить либо на основе их оптимизации, либо на основе реструктуризации активов и пассивов банка.
В модели управления затратами банка на основе принципов управленческого учета реализуется стратегия формирования затрат байка и определения их оптимальной структуры исходя из целей и задач функционировании банка, а также осуществляется контроль реализации данной стратегии, формирование организационной структуры управления затратами и разработка принципов формирования затрат банка.
Процесс управления затратами банка целесообразно рассматривать через элементы управленческого цикла: учет и анализ, прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование оптимизации затрат.
При этом задачи управления конкретизируются в зависимости от сроков и объемов производимых или предполагаемых затрат. Так, задачей долгосрочного планирования затрат является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков, видов услуг и продуктов банка. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования или капитальные вложения. Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей банка. Точность долгосрочного планирования затрат невысока и подвержена влиянию инфляционного процесса, повеления конкурентов, политики государства в области финансового управления, международным влияниям, а иногда и воздействию форс-мажорных обстоятельств. Краткосрочное планирование затрат, отражающие нужды ближайшего будущего, напротив, более точно, поскольку обосновывается готовыми и квартальными расчетами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14