Рефераты. Кредит, его сущность, формы и функции

p align="left">В августе 2009 года сумма вкладов населения Беларуси в коммерческих банках страны возросла на 387,34 млрд. BYR, или на 2,4%. Рублевые вклады увеличились на 204,25 млрд. BYR (3%), вклады в иностранной валюте - на 52,2 млн. USD (1,6 процента).

Это выше результатов за июль 2009 года, когда прирост вкладов составил 355,5 млрд. BYR, а валютных - 50,2 млн. USD (рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Рост вкладов населения, млн.руб. (январь - август 2009 г.)

Таким образом, сумма валютных депозитов населения на 1 августа 2009 года превысила рублевые в 1,32 раза. На аналогичную дату прошлого года ситуация была противоположной: тогда рублевые депозиты превосходили валютные в 1,9 раза.

Что касается юридических лиц, то здесь ситуация обратная. По сравнению с началом года депозиты юридических лиц сократились почти на 400 млн. рублей -- с 12,939 млрд. рублей на 1 января до 12,557 млрд. рублей на 1 августа. Причем депозиты в национальной валюте сократились по сравнению с началом года более чем на 2 млрд. рублей -- с 8,26 млрд. рублей на 1 января до 6,11 млрд. рублей на 1 августа [16].

Серьезно подорвать стабильность банковской системы может вынужденная гонка предприятий за показателями при отсутствии для этого необходимых ресурсов. Однако в период кризиса они столкнулись с недостатком оборотных средств. Одним из способов их пополнения являются кредитные ресурсы. В январе-июне экономике было выдано 8,6 трлн. рублей долгосрочных кредитов. По сравнению с январем-июнем 2008 года их прирост составил 28,7% (в сопоставимых ценах -- 12,3%).

Но с ростом кредитования выросла и кредиторская задолженность. По данным Минстата РБ, кредиторская задолженность предприятий на 1 июля 2009 года составила 15,1 трлн. рублей и по сравнению с 1 июля 2008 года увеличилась на 13,8%. По сравнению с началом года она увеличилась на 16,5%, в том числе за июнь -- на 5,9%.

В сложившихся экономических условиях кредитование в Беларуси сопряжено со значительными рисками. В частности, из-за отраслевой концентрации кредитных вложений и использованием директивного подхода к участию банков в целевых программах поддержки отдельных отраслей. В ряде случаев это является государственным дотированием убыточных предприятий. В случае приостановки действия отдельных программ качество кредитных портфелей банков-участников может значительно ухудшиться.

Крупной проблемой для кредитного сегмента страны и экономики в целом будет рефинансирование уже выданных кредитов с целью недопущения массовых банкротств, а также снижения реальной платежеспособности компаний-заемщиков.

Следует отметить, что относительная стабильность денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и соблюдение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 г. в значительной степени происходило за счет золотовалютных резервов.

С 10 июля по 1 августа 2009 года золотовалютные резервы Беларуси в определении МВФ сократились на 277 млн. долларов - с 3,442 до 3,165 млрд. долларов. В национальном определении (с учетом резервов в ОКВ, драгметаллах, отличных от монетарного золота, и драгоценных камнях) ЗВР страны снизились на 253 млн. долларов - с 3,877 до 3,624 млрд. долларов. Таким образом, белорусских резервов не достаточно для финансирования полугодового дефицита внешней торговли. По данным за первое полугодие, отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси составило минус 3,95 млрд. долларов.

Как утверждают в Нацбанке, «текущий размер золотовалютных резервов РБ позволяет Национальному банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год». Представители банка также указывают, что по объему чистых международных резервов страна полностью укладывается в показатели, согласованные с МВФ в рамках программы stand-by. Но достаточно высокий уровень ЗВР обеспечивается внешними заимствованиями и поступлениями от приватизации госсобственности. В январе 2009 года Беларусь получила первый транш кредита МВФ в размере 788 млн. долларов. В июле МВФ выделил второй транш в размере 679,2 млн. долларов. Кроме того, в марте ЗВР пополнились очередным траншем российского кредита на сумму 500 млн. долларов, а в феврале стране поступили 625 млн. долларов от продажи 12,5% акций ОАО «Белтрансгаз» и 250 млн. долларов произведенной «Газпромом» предоплаты за транзит российского газа по территории Беларуси в течение года. Если учесть, что на начало года - до этих вливаний - ЗВР Беларуси в определении МВФ составляли 3,061 млрд. долларов, то получается, что все кредитные ресурсы и иные внешние поступления, за счет которых пополняются резервы, за исключением 100 млн. долларов Беларусь за 7 месяцев потратила на финансирование дефицита внешней торговли и поддержание курса национальной валюты. Эксперты МВФ признают, что соотношение внешнего долга и ВВП у Беларуси достаточно низкое и резерв для дальнейших заимствований есть. 29 июня Совет директоров фонда одобрил увеличение объема кредитной программы stand-by для Беларуси на 1 млрд. долларов до 3,52 млрд. До конца года Беларусь ожидает поступление от МВФ еще 1,35 млрд. долларов двумя траншами. Тем не менее, соотношение ЗВР и краткосрочного внешнего долга у Беларуси остается очень высоким - по этому тревожному показателю мы проигрываем всем развивающимся странам Европы и Центральной Азии. Фактически наша страна входит в список государств региона, спасающихся от дефолта лишь с помощью активных внешних заимствований.

Эксперты Международного валютного фонда считают необходимым еще более ужесточить кредитную политику в Беларуси. Учитывая, что уровень процентных ставок уже высок, следует ввести строгие ограничения на кредитование в рамках госпрограмм. МВФ считает, что это не только приведет к снижению спроса на импорт, но также будет способствовать более эффективному управлению рисками в банках. Ослабление этой политики должно происходить при условии продолжения снижения инфляции и восстановления уровня резервов. Эксперты МВФ также подчеркивают необходимость усиления операционной независимости Нацбанка путем изменения законодательства, что будет способствовать реализации жесткой денежно-кредитной политики и проведению эффективного банковского надзора [17].

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжает реализацию всех необходимых защитных мер по ограничению влияния мирового финансово-экономического кризиса на денежно-кредитную сферу и на экономику страны в целом, неустойчивости внешнеэкономической среды и курсов ведущих валют.

Предполагается решение следующих задач:

недопущение годовой инфляции выше 5 %;

создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений -- специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь -- переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

Для минимизации последствий финансово-экономического кризиса и укрепления устойчивости банковской системы в 2009 г. проводилась жесткая денежно-кредитная политика. В результате этого обеспечены: стабильная стоимость корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений; развитие и укрепление банковского сектора страны, рост его ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Проводимая кредитная политика, была направлена, как и ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Увеличилось льготное кредитование жилищного строительства. За январь - сентябрь было выдано таких кредитов физическим лицам и сельскохозяйственным организациям на сумму 3,2 трлн. рублей, что в 1,7 раза превышает объем выдачи за такой же период прошлого года. Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно предоставляла кредиты физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. Так, по состоянию на 1 октября 2009 г. задолженность физических лиц по таким кредитам достигла 2,45 трлн. рублей. Это в 1,4 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

Процентная политика в сложившихся условиях была направлена на поддержание реальных ставок депозитно-кредитного рынка на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и в целом экономической ситуации в стране. Решался и ряд других задач.

Таким образом, в ходе анализа кредитных отношений между субъектами хозяйствования и денежно-кредитной политики Республики Беларусь было установлено, что все показатели Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в первом квартале 2009 года выполнены в полном объеме. Тем не менее, для кредитной сферы Республики Беларусь характерен ряд проблем:

- рост проблемных кредитов у белорусских банков;

-государственное дотирование убыточных предприятий приводит к оттоку депозитов и ухудшению качества активов, с которым белорусские банки могут столкнуться;

-повышение давления на кредитную систему вызвано также снижением деловой активности экономических субъектов и реальных доходов населения и др.

Было установлено, что разработанные Национальным банком защитные меры по ограничению влияния мирового финансово-экономического кризиса на денежно-кредитную сферу и на экономику страны в целом, по снижению неустойчивости внутриэкономической среды в перспективе должны способствовать реализации жесткой денежно-кредитной политики и повышению эффективности функционирования кредитных отношений в стране.

Заключение

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;

в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;

г) регулирование объема совокупного денежного оборота;

д) ускорение научно-технического прогресса.

Основными принципами кредита являются возмездность, срочность, возвратность, обеспеченность, целевой характер и дифференцированный характер кредита.

Форма кредита характеризует внешнее проявление и организацию кредитных отношений. Кредит как экономическая категория имеет несколько форм: банковскую, товарную, денежную и др.

Было определено, что единых мировых стандартов классификации видов кредита нет. Каждая страна устанавливает в зависимости от особенностей кредитных отношений виды кредита по-своему.

В ходе анализа развития кредитной сферы Республики Беларусь было установлено, что для нее характерен ряд слабых сторон, обусловленных как влиянием внешних факторов, так и факторами внутреннего порядка. Однако предполагается, что в результате продуманной политики Национального банка Республики Беларусь и системы разработанных мер будет обеспечено стабильное и эффективное развитие кредитного рынка и кредитных отношений в Республике Беларусь.

Список использованных источников

1. Байдукова, Н.В. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям "Финансы и кредит" и "Бухгалтерский учет и аудит". - Москва: Юрайт, 2005. - 620 с.

2. Глазунова, Л.А. Деньги, кредит, банки: практическое пособие для слушателей экономических специальностей ИПК и ПК. - Гомель: ГГУ, 2006. - 114 с.

3. Ефимова, Е.Г. Деньги, кредит, банки: практикум. - Москва: МГИУ, 2004. - 99 с.

4. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 703 с.

5. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.

6. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных заведений. - Минск, 2003. - 576 с.

7. Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для высших учебных заведений. - Москва: Финансы и статистика, 2006. - 572 с.

8. Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям. - Москва: КноРус, 2004. - 558 с.

9. Перекрестова, Л.В. Финансы и кредит: учебное пособие "Экономика и управление". - М.: Академия, 2004. - 286 с.

10. Семенов, С.К. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. - Москва: Экзамен, 2005. - 444 с.

11. Спиридонов, И. А. Мировая экономика: учебное пособие по специальности "Финансы и кредит". - Москва: Инфра-М, 2006. - 271 с.

12. Сплошнов, С.В. Деньги, кредит, банки: методическое пособие: для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. - Минск: БГЭУ, 2006. - 34 с.

13. Тарасов, В. И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. - Мн.: О-во с огранич. ответственностью "Мисанта", 1997. - 342 с.

14. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Минск: Книжный дом: Мисанта, 2005. - 511 с.

15. Халевинская, Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник: для высших учебных. - Москва: Экономистъ, 2004. - 303 с.

16. Банковская система Беларуси. I квартал 2009. [Электронный ресурс] / belbiz.by. - 2009. - Режим доступа http://bel.biz/news/21354.html. - Дата доступа: 03.10.09.

Реферат курсовой работы

«Кредит, его сущность, формы и функции»

Ключевые слова: кредит, кредитные отношения, принципы кредитования, кредитные институты, денежно-кредитная политика.

В курсовой работе исследуется сущность кредита и теоретические основы функционирования кредитных отношений, а также направления развития кредита в современных условиях (на примере Республики Беларусь).

В ходе исследования раскрыты сущность и принципы функционирования кредита, виды, функции, а также пути совершенствования кредитных отношений в Республике Беларусь.

В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:

- Кредит - это экономическая категория, характеризующая отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу предоставления товарно-материальных ценностей за плату;

- Форма кредита характеризует внешнее проявление и организацию кредитных отношений. Кредит как экономическая категория имеет несколько форм;

- Виды кредита различаются в зависимости от проводимой в стране денежно-кредитной политики;

- Для системы кредитных отношений Республики Беларусь характерен ряд проблем, которые будут решены в перспективе с помощью комплекса продуманных мер и мероприятий, разработанных Национальным банком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.