Если Гражданский Кодекс регулирует формальные аспекты банковской деятельности и кредитования, то Уголовный Кодекс касается практической стороны этих понятий. А именно: устанавливает конкретные виды правонарушений в области кредита и банковской деятельности и ответственность за их совершение.
Первый вид правонарушений - осуществление финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Это называется легализацией (отмыванием) денег. Легализация денег, добытых незаконным путем, является необходимым условием функционирования организованной преступности в сфере экономики. В своих наиболее опасных формах она связана с торговлей наркотиками, вымогательством, фальшивомонетничеством, подпольной торговлей оружием, игорным и порнобизнесом. Для того чтобы средства, полученные от преступного бизнеса, могли быть пущены в дальнейший оборот без опасности для преступников быть разоблаченными, необходимо приобретение легального прикрытия, что достигается либо посредством их вложения в виде вкладов в банки, либо посредством покупки и перепродажи недвижимости и т. д.
Эти правонарушения наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
При совершении этих деяний организованной группой или в крупном размере они наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Следующий вид правонарушений - получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, - наказывается лишь в том случае, если этим деянием причинен крупный ущерб. Закон при этом не дает определения крупного ущерба, представляя этот вопрос на усмотрение суда. Наказанием же служит штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; либо лишением свободы на срок до двух лет.
Еще один вид правонарушений- собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от одного до двух месяцев; либо лишением свободы на срок до двух лет. Информация составляет коммерческую или банковскую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации). Решение о наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности информации, содержание и объем соответствующих сведений определяются предпринимателем самостоятельно, по своему усмотрению. Коммерческой тайной могут быть сведения о технологии производства, внедрении изобретений, планах развития и изменения производства, о деловых партнерах, контрактах и т.д. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Последняя из рассмотренных разновидностей правонарушений - изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами. Совершение таких операций наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев.
Нужно отметить, что законодательная база банковского кредитования нуждается в значительном расширении. В Государственной Думе уже в течение ряда лет находятся законопроекты о банкротстве, залоге, лизинге, страховании и многие другие. С целью созда-ния в стране благоприятного инвестиционного климата не-обходимы законы, стимулирующие приток капиталов (в том числе из банковской сферы) для финансирования приоритет-ных отраслей и предприятий, гарантирующие от экспроприа-ции и национализации и др.
В то же время, как было отмечено в послании Президента РФ Федеральному собранию, уже принятые и действующие законы еще далеки от совершенства. Они изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзакон-ного нормотворчества. Законы фактически перестают быть актами прямого действия. Значительное место занимает вне-сение не всегда необходимых изменении и дополнений в дей-ствующее законодательство.
По мнению Президента РФ, наведение порядка в законо-творчестве должно быть подкреплено жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества. Однако на деле еще сильна инерция прошлого -- издание лишних нормативных ведом-ственных актов, которые либо повторяют нормы законов, ука-зов Президента и постановлений Правительства, либо проти-воречат им, извращают их суть. Не искоренена практика, ког-да ведомственными актами вводятся дополнительные обязан-ности граждан, и таким образом появляется основа для ве-домственного произвола. Необходимо, чтобы все инструктив-ные документы были доступны для исполнителей, и отвечать за это должны сами ведомства.
В то же время действительно необходимые документы час-то выходят в свет не сразу после принятия федерального нор-мативного акта, предусматривающего их издание, а спустя не-сколько месяцев. Ведомства обязаны готовить проекты инст-рукций и других документов еще до вступления в силу соот-ветствующего закона, поскольку не могут не знать о соответствующих законопроектах, их содержании, ориентировочных сроках принятия и вступления в силу.
Все эти положения о состоянии законодательства в стране, отмеченные Президентом РФ, в той или иной степени харак-терны и для сферы банковского кредитования.
Правонарушения в этих сферах экономики могут нанести серьезный ущерб как государству и банкам, так и частным лицам. Поэтому современное законодательство стремится к четкой формальной определенности кредитных отношений и деятельности банков, а также предусматривает жесткие санкции за нарушение установленных правовых норм.
Страницы: 1, 2