Рефераты. Кредит и кредитные отношения

ля банка-кредитора использование банковской гарантии, выданной надежным гарантом, является наиболее приемлемой формой обеспечения кредита. Это вызвано тем, что банковская гарантия независима от кредитного обязательства, в обеспечение которого она выдана, и действует, даже если это обязательство утратило силу или признано недействительным. Имение в этом заключается самое существенное отличие гарантии от поручительств; Гарантия носит самостоятельный, а не дополнительный характер. Гарантия как бы абстрагирована от того обязательства, за которое она выдана, и ноет безусловный характер, т. е. она должна быть оплачена по первому требованию бенефициара. При этом наступление ответственности гаранта перед бенефициаром не ставится в зависимость от факта нарушения обязательств принципалом.

Договор банковской гарантии заключается в письменной форме. В нем должны быть обязательно отражены существенные условия: сумма, за которую отвечает гарант; срок действия гарантии; по каким обязательствам, за кого, кому и кем выдана гарантия. По договору гарантии гарант обязуется отвечать перед кредитором за исполнение обязательства заемщика, указанной в гарантии.

Банковская гарантия вступает в силу с момента получения письменного акцепта бенефициара о ее принятии или с момента перечисления суммы кредита, что оговаривается в условиях гарантии. Если оговорок нет, обязательства гаранта возникают с момента выдачи гарантии. После окончания срока банковская гарантия прекращается и не может быть восстановлена.

Признание кредитного договора недействительным, его прекращение по любым причинам (в том числе и при надлежащем исполнении), изменение условий кредитного договора и другие обстоятельства, связанные с кредитным договором, на банковскую гарантию никак не влияют. После ее выдачи она становится самостоятельным обязательством гаранта.

Если в отношениях заемщика и его поручителя обязанность заемщик; возвратить последнему денежные средства, выплаченные за него поручителем (право регресса), следует из закона (к поручителю переходят и все права кредитора), то обязанности принципала перед гарантом по возмещению сумм, уплаченных бенефициару, могут устанавливаться только договором (соглашением) между ними. Если такого договора нет, то принципал не обязан и может не возмещать выплаченную гарантом сумму.

Гарантия прекращается: 1) с окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана; 2) с уплатой бенефициару суммы, на которую он выдана; 3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем ее возврата гаранту или письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств.

Оформление кредитного договора или обязательства и выдача кредита

Оформление кредитной сделки происходит путем заключения кредитного договора (договора купли-продажи) между кредитором и заемщиком. При коммерческом кредитовании отношения часто оформляются выпиской простого (переводного) векселя. Наиболее сложным юридическим документом является банковский кредитный договор. В кредитном договоре фиксируются все основные условия кредитования, которые были установлены на этапе принятия решения: цель; срок; размер; процентная ставка; режим использования ссудного счета; порядок погашения суммы основного долга и процентов по нему; виды и формы проверки обеспечения; объем информации, предоставляемой заемщиком, а также прочие условия.

Согласие на предоставление кредита выдается, как правило, в письменной форме. Для крупных кредитов это обязательно. И если заемщик согласен с условиями кредита, он передает банку свое подтверждение, после чего считается, что кредитный договор вступил в силу.

Заключительным этапом является выдача кредита, которая происходит путем отгрузки товаров, выдачи наличных средств физическому лицу в кассе банка или путем зачисления средств на расчетный (текущий) счет заемщика. Возможна также выдача вместо денег банковского векселя. Такое безденежное кредитование очень выгодно банку, поскольку позволяет ему экономить свои ресурсы.

Процессы кредитного мониторинга и погашения кредита

Говоря об управлении кредитованием, мы хотим подчеркнуть динамический и целенаправленный аспекты этого рода деятельности кредитной организации (фирмы). Не следует противопоставлять или разделять процессы организации и управления кредитным процессом. Действительно, с одной стороны, организация деятельности работников отдельных структурных подразделений и звеньев фирмы (кредитной организации) является важнейшей управленческой функцией и неотъемлемым элементом управления, а с другой -- установление и поддержание определенного порядка выполнения кредитных операций и процедур (последовательности действий во времени и пространстве) невозможно без четкой координации и согласованной деятельности всех лиц, вовлеченных в кредитный процесс, т. е. без целенаправленного воздействия на совокупный трудовой процесс. Вот почему управление кредитным процессом представляет собой не разрозненные действия, а единый, комплексный процесс, обеспечивающий эффективную реализацию всех управленческих функций, а именно: планирование, организацию, контроль и анализ, а также регулирование процессов кредитования. Последнее чрезвычайно важно для реализации кредитной политики и устойчивого развития кредитных отношений.

Кредитный мониторинг

Этот этап является в значительной степени определяющим во всем процессе кредитования. Именно от качества проведенной на данном этапе работы зависит качество кредитной задолженности и как следствие -- уровень кредитного риска. Так, в банке для контроля за выполнением условий договора и ходом погашения кредита формируется специальное кредитное досье, где сосредоточены вся документация по кредитной сделке и все необходимые сведения о заемщике. Документы группируются следующим образом:

1) материалы по кредиту (копии кредитного договора, долговых обязательств, гарантийных писем и т. д.);

2) финансово-экономическая информация (финансовые отчеты, аналитические таблицы, налоговые декларации; бизнес-планы и т. д.);

3) материалы о кредитоспособности клиента (аналитические отчеты кредитных агентств, сведения, полученные от других банков, телефонные запросы и т. д.);

4) документы по обеспечению кредита (свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. д.);

5) переписка по кредиту (переписка с клиентом, записи телефонных разговоров и т.д.). Подобные досье ведут большинство фирм, имеющих длительные связи с контрагентами.

В целом же кредитный мониторинг представляет собой сложный (комплексный) процесс контроля выполнения условий договора и анализа состояния задолженности по каждой кредитной сделке, а также наблюдения за текущим финансовым состоянием заемщика, организация которого осуществляется на основе учета следующих базовых принципов:

Подчиненность контрольных процессов общей концепции контроля, принятой в кредитной организации (фирме), которая включает необходимость наличия в организации внутреннего аудита процессов кредитования. Такой аудит осуществляется особым сотрудником или целым подразделением, подчиненным руководству организации. Его основная задача состоит в проверке соответствия практики выдачи и погашения кредитов требованиям кредитной политики, правильности отражения всех кредитов в учетных документах; а также в анализе состояния резервов на покрытие возможных убытков по кредитам.

Периодичность проверок состояния задолженности по кредитам -- каждые 30, 60 или 90 дней проверяются все крупные кредиты, более мелкие -- лишь выборочно, но не реже одного раза в полугодие.

Комплексность контрольных процедур -- обеспечение проверки выполнения всех важнейших условий по каждому кредиту и текущей оценки, в том числе: а) соответствия фактических платежей по кредиту рассчитанным данным; б) состояния обеспечения кредита (текущая оценка качества обеспечения) и наличия всех необходимых документов для его реализации в случае неисполнения обязательства; в) возможного изменения финансового положения заемщика.

4. Дифференцированный подход к проверкам состояния задолженности -- наиболее часто (регулярно) проводится проверка крупных и проблемных кредитов, а увеличение частоты проверок должно автоматически происходить по мере выявления проблем, связанных с конкретным кредитом. Так, более частые проверки необходимы в условиях экономического спада или по явления значительных проблем на конкретных рынках и у тех заемщиков, которые получили значительные по размеру или долгосрочные кредиты.

5. Оперативность принятия мер по снижению уровня кредитного риска и применения обеспечительных мер -- призыв гарантий, обращение к поручителям, передача дела в суд или обращение взыскания на заложенное имущество.

Необходимым условием кредитного мониторинга является контроль качества кредитной задолженности. Последнее предполагает регулярный анализ финансового положения заемщика и оценку текущей стоимости обеспечения. На их основе кредитор производит реклассификацию кредитов и вырабатывает мероприятия по управлению рисками. Кроме того, кредитный мониторинг включает в себя процесс формирования резервов, а также разработку и принятие мер, обеспечивающих снижение риска и уровня задолженности.

Классификация (реклассификация) ссуд и формирование (регулирование) резерва осуществляются на основании учета следующих организационных принципов:

комплексность и объективность анализа всей доступной информации, относящейся к сфере классификации кредитов и формирования резервов, что предполагает комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иных сведений о нем, характеризующих его финансовое положение;

своевременность и регулярность классификации (реклассификации) Кредита по категориям качества и (или) формирования (регулирования) резерва на основе комплексного анализа: а) изменения финансового положения заемщика; б) качества обслуживания заемщиком долга; в) состояния обеспечения, в том числе текущей оценки его стоимости (для всех видов залога).

Важно при этом помнить, что резерв должен формироваться (уточняться) кредитором: 1) при обесценении кредита, т.е. при потере кредитом его стоимости: в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по кредиту в соответствии с условиями договора, или при существовании реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения); 2) при снижении качества обеспечения кредита. Тем самым при изменении финансового положения заемщика и/или качества обслуживания кредита, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитор вынужден осуществить реклассификацию кредита и при наличии достаточных для этого оснований провести уточнение размера резерва. Таким образом, анализ указанных параметров кредитного риска образует необходимые условия для формирования системы оценки кредитного риска, позволяющей классифицировать кредиты по категориям качества и установить соответствующий им размер резервов, равный величине потенциального обесценения кредита.

Например, в банковской практике резерв на возможные потери по кредитам представляет собой специальный резерв, который обеспечивает создание банком более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли в связи со списанием потерь по кредитам. Классификация .кредитов производится в зависимости от уровня кредитного риска, которые в соответствии с Положением ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. № 254-П подразделяются на следующие пять категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные кредиты) -- отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по кредиту равна нулю);

II категория качества (нестандартные кредиты) -- умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по кредиту обусловливает его обесценение в размере от одного до 20 процентов);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.